Что стоит за легендой о войне скифов с рабами?

18.03.2015 Наука и жизнь

Сообщение Геродота о войне кочевников–скифов с собственными рабами может свидетельствовать об их столкновении с земледельцами–синдами. Наряду с этим сам конфликт, возможно, имеет более глубокие корни, восходящие к концу бронзового века.

Сообщения древних писателей о войне скифов с собственными рабами возможно отражением их конфликта с синдами – народом, что в древнее время жил в южной части Таманского полуострова. Так вычисляет научный сотрудник Анапского археологического музея, кандидат исторических наук Андрей Михайлович Новичихин. Статья исследователя, посвященная предыстории скифо-синдских взаимоотношений, размещена в издании «Вестник старой истории».

 

Изображение наездника на медном поясе из Тлийского могильника. Рисунок из статьи: Ильинская В.А. Изображения скифов времени переднеазиатских походов // Древности степной Скифии. – К, 1982. – С. 38–47. Синды на карте Кавказа и Восточного Причерноморья в V–IV вв. до н.э. Изображение Abu Zarr / Wikimedia Commons на базе карты из книги: Глобальная история.Что стоит за легендой о войне скифов с рабами?

Том 2. Энциклопедия в 10-ти томах. / Ред. Белявский А., Лазаревич Л., Монгайт А. – М., 1956. Схема размещения древних оборонительных валов на Керченском полуострове по А.А. Масленникову.‹ ›

Сюжет о войне скифов с рабами (либо их сыновьями) известен из сообщений Геродота, Помпея Трога и Полиена. Кратко данный сюжет выглядит следующим образом. В то время, когда скифы пребывали в продолжительном походе в Азию, их жёны, думая, что мужья погибли, вступили в сообщение с рабами.

Возвратившись, скифы поняли, что им противостоит войско рабов (по версии Геродота – потомков рабов), каковые не желали возвращения хозяев. Рабы отгородились от скифов рвом, сооружённым «от Таврских гор до Меотийского озера» (другими словами от Крымских гор до Азовского моря). Скифам не удалось победить собственных бывших рабов в открытом бою, и тогда один из них сообщил: «Сейчас, мне думается, необходимо отбросить луки и копья, и, забрав любой по конскому кнуту, подойти к ним.

До тех пор пока они видели нас с оружием в руках, они считали себя подобными нам и равного с нами происхождения. В то время, когда же они заметят у нас кнуты вместо оружия, они осознают, что они отечественные рабы, и, признав это, не устоят». Так и случилось.

А.М. Новичихин сопоставил данный сюжет с сообщениями вторых авторов – Аммиана Марцеллина и Валерия Флакка. Первый из них писал, что синды известны «лишь тем, что по окончании несчастий, постигших их господ в Азии, они овладели их имуществом и жёнами». Валерий Флакк информировал, что синды «ещё сейчас» опасаются «ударов бичей благодаря правонарушения предков».

Согласно точки зрения исследователя, сообщение двух рассказов с сообщением Геродота очевидна.

  Современные историки считают, что война скифов с рабами имела место в начале VI века до н.э. В это же время сам сюжет, считает А.М. Новичихин, имел возможность появиться и раньше, в предскифскую эру. Исследователь связывает рассказ Геродота с изображением, выгравированном на поясе из Тлийского могильника. Малоизвестный торевт (гравёр) изобразил наездника, что держит в руке кнут. К узде его лошади привязана людская голова. «Причем голова эта безбородая, но сам наездник бородат», – отмечает А.М.

Новичихин. Он предполагает, что это вероятно значит победу старшего поколения над младшим. Исследователь такого же мнения придерживается, что наездник одержал победу над собственным соперником посредством плети, без оружия – так как лук, изображённый тут же, не извлечён из горита.

 

О датировке погребения, из которого происходит пояс, единого мнения нет. Различные исследователи относят его либо ко второй половине X века до н.э. либо к середине – третьей четверти VII века до н.э. В любом случае погребение было совершено раньше, чем произошло «возвращение» скифов из похода в Азию.

И в случае если между рассказом Геродота и изображением на поясе из Тлийского могильника вправду имеется сообщение, то она обязана свидетельствовать о более раннем появлении «легенды о скифских рабах».

А.М. Новичихин не исключает, что эта «легенда» может восходить к конфликту финиша бронзового века. Как раз сейчас (XIV–XII вв. до н.э.) на территории Керченского полуострова появляются первые земляные оборонительные сооружения – Тиритакский и, быть может, Ак-Монайский вал.

Последний перегораживает Керченский полуостров от Азовского до Чёрного моря и находится неподалеку от Крымских гор, что соответствует сообщению Геродота.

Если судить по керамическим сосудам из погребений эры поздней латуни, приблизительно тогда же (XIII–XII вв. до н.э.) в Прикубанье, попадают носители срубной культуры. Возможно, несколько носителей срубной культуры попала на территорию будущей Синдики через Керченский пролив и Крым. По всей видимости, это проникновение кочевников встретило отпор местного земледельческого населения.

Если судить по сюжету о скифских рабах, это сопротивление потерпело неудачу.

Позднее, уже в скифское время, обстановка в регионе повторилось: кочевники-скифы столкнулись с земледельцами-синдами. Последние наряду с этим имели возможность выступать в альянсе с греческими городами-колониями на Керченском полуострове. Совместно они частично восстанавливают оборонительные валы, насыпанные ещё в бронзовом веке.

Новый конфликт, по всей видимости, возродил ветхий сюжет о войне их хозяев и рабов.

 По данным: Новичихин А.М. К предыстории скифо-синдских взаимоотношений// Вестник старой истории. – № 2. – 2014. – С. 98-108.

Рис.3 Схема размещения древних оборонительных валов на Керченском полуострове по А.А. Масленникову.
1. – сохранившиеся участки;
2. – предполагаемая автострада.
I. – Ак-Монайский вал;
II. Узунларский вал;
III. Тиритакский вал;
IV. Акташский вал;
V. Чокракский вал;
VI. Элькенский вал.

Изображение из книги: Масленников А.А. Древние земляные погранично-оборонительные сооружения Восточного Крыма. – Тула, 2003.

Создатель: Егор Антонов

Источник: www.nkj.ru

Случайные записи:

=Как \


Похожие статьи, которые вам понравятся: