Электролетам пора в полет

25.07.2018 В мире моделей

В прошедшем сезоне («М-К» № 5 за 1979 год) мы познакомили отечественных читателей с разработкой доработки микроэлектродвигателей ДИ-1-3 и МЭД-40 для их установки на летающие модели. Статья привела к широкому отклику среди авиамоделистов. Да в противном случае и не могло быть: так как на данный момент уже ни у кого не вызывак1 сомнений возможности применения электродвигателей не только для кордовых, но и для радиоуправляемых моделей свободного полета.

Но кроме того лучшие образцы электрических двигателей до тех пор пока еще не смогут соперничать с ДВС прежде всего по удельной мощности, собственному весу ис1 очников питания.

Для сравнения приводим таблицу с главными чертями лучших на сегодня образцов. Сейчас же мы поведаем о технологии и методике повышения мощности отечественных микроэлектродвигатепей ДИ-1-3 сдваиванием их, другими словами изготовлением одного двигателя повышенной мощности из двух однотипных.

Данный путь особенно заманчив, в случае если задумана постройка одномоторной летающей модели. А при установке двух сдвоенных двигателей и применении соответствующих источников питания (аккумуляторная батареи СЦ-1,5) полетный вес модели возможно доведен до 1,2—1,7 кг.

При сдваивании двигателей ДИ-1-3 потребуется изготовить новый якорь увеличенной длины (планирует из двух якорей одинарного мотора с обмоткой из 100 витков провода O 0,35 мм и улучшенным коллектором). Придется кроме этого сделать более долгий корпус и новый опорный щит (заднюю крышку) с угольными либо бронзово-графитовыми щетками.

Для якоря необходимо собрать на ось из металлической вязальной спицы O 2 мм и длиной 72 мм такое количество пластин, дабы пакет длиной 29 мм расположился на расстоянии 25 мм 01 переднего финиша оси (рис. 1). Пластинки предварительно промазываются узким слоем клея БФ-2.

Это не только придает пакету большую прочность, но и предотвращает внутренние электрические утраты в массе якоря. Сборку эргономичнее делать на оправке длиной 40—50 мм, выточенной из дюралюминия либо жёсткого дерева, с отверстием по центру, в которое при сборке пройдет ось, намотки установки якоря и порядок коллектора не отличается от обрисованных в прошлой статье.

Для изготовления нового корпуса потребуются два однообразных корпуса от микроэлектродвигателей ДИ-1-3.

Из них вынимаются магниты, и разметка ведется, как было обрисовано в прошлой статье. Это принципиальный момент, поскольку при сборке сдвоенного мотора должна быть соблюдена полярность. От одного из имеющихся корпусов отрезается кольцо высотой 15 мм (рис. 2), а от другого — высотой 5 мм вместе с лапками, каковые держали фирменную крышку двигателя. По окружности оставшейся части (так же, как по окружности кольца высотою 15 мм), снимаются напильником фаски под 45° для спайки.

Пайку нужно делать на круглой древесной оправке, подогнанной по внутреннему диаметру корпусов (O 31,2 мм), это обеспечит в будущем соосность магнитов и якоря. По окончании пайки шов зачищается напильником (рис. 3). В донышке корпуса сверлятся отверстия для охлаждения, по окончании чего возможно затевать сборку. Сперва нужно засунуть и закрепить на собственных местах магниты (рис. 4).

Они фиксируются в одном проеме пружинками, в другом — пластмассовыми вкладками. Наряду с этим нужно не забывать, что каждой паре характерно обоюдное отталкивание друг от друга.

Изготовление опорного щита (задней крышки) в соответствии с прошлой статьей.

При ее установке в корпус нужно весьма определить положение, в котором потребление тока (по амперметру) будет минимальным при вращении в одну и другую сторону. Выяснив эту точку, зафиксировать положение крышки двумя стопорными винтами М2, расположенными через 180° по окружности корпуса (рис. 5).

Информацию об ЭЛЕКТРОМОТОРАХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛЕТОВ, СОЗДАННЫХ АВТОРОМ НА БАЗЕ ПРОИЗВОДИМЫХ Индустрией

Электролетам пора в полет

Двигатель, изготовленный по рекомендуемой разработке, с винтом диаметром 230 мм и шагом 115 мм развивает тягу порядка 120—140 г. Оптимальное рабочее напряжение — 8—9 В, потребляемый ток не более 4 А. В сравнении с подобными двигателями, имеющимися в продаже за границей, он выглядит, как продемонстрировано в таблице, а всем узнаваемый двигатель внутреннего сгорания МК-17 («Юниор») имеет следующие эти: вес мотора — 117 г, вес горючего на 15 мин полета 100—120 г, обычный пластмассовый винт 0 180 мм развивает тягу 250—280 г, в то время как сдвоенный электродвигатель ДИ-1-3 при весе 115 г и питания 200 г, с винтом O 230 мм дает тягу 135—140 г. Не обращая внимания на пара более низкие показатели, сдвоенный микроэлектродвигатель имеет последовательность преимуществ — в первую очередь полное отсутствие вибраций, вредно воздействующих на бортовую радиоаппаратуру.

Напоследок нужно подчернуть, что примененные для доработки двигатели ДИ-1-3 выпускаются как ширпотреб для детских игрушек.

Для народнохозяйственных и особых целей отечественная промышленность изготовляет значительно более идеальные микроэлектродвигатели.

Переделка их воображает громадной интерес, но требует значительно более квалифицированного подхода, потому, что эти двигатели, в большинстве случаев, изготовляются по высокому классу точности. Для переделки смогут быть использованы лишь двигатели, имеющие постоянные магниты.

направляться иметь о виду, что вам нужно будет столкнуться с многосекционными якорями с обмоткой одной секции на 4 пластины коллектора, и т. п.

самые перспективными для летающих моделей нужно считать микроэлектродвигатели марки ДПМ-35, 40, 45 и 50 с перемоткой на напряжение 12 В.

РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ВИНТОВ

В случае если на свободнолетающих моделях на тягу воздушных винтов возможно воздействовать подачей горючего в карбюратор двигателя внутреннего сгорания, то на электролете для данной цели нужен электрорегулятор оборотов винтов.

Как он устроен! Это реостат, соединенный с рулевой машинкой, например, из набора радиоаппаратуры «Новопроп».

В переделке таковой аккуратный механизм не испытывает недостаток; единственное, что нужно, — это просверлить (см. рисунок) два аккумуляторная резьбовых отверстия для крепления реостата.

Реостат самодельный. Главный узел я нем — катушка: стеклопластиковый каркас с 60—75 витками нихромовой проволоки O 0,4 мм. Правильное число витков подбирается в ходе регулировки реостата. О том. как это делать, — ниже.

Каркас склеен из трех подробностей: двух разрезного кольца и подковообразных пластин. Пластины вырезаны из листового стеклопластика, а вот с третьей подробностью — сложнее. Ее возможно сделать из обрезка пластиковой трубы соответствующего диаметра или наметать 6—8 слоев ленты ив стеклоткани на древесную болванку и разрешить высохнуть, а позже разрезать полученное кольцо.

Нихромовая проволока наматывается на каркас с маленьким зазором, дабы бегунок токосъемника не стучал на витках.

Финиши обмотки припаиваются и жестяным лепесткам, подложенным под головки двух болтов М2, притягивающих катушку к стеклопластиковой плате. Причем между катушкой и платой обязан оставаться зазор. Для этого достаточно подложить шайбы либо навернуть на болты по гайке, в противном случае намотка будет перегреваться и стеклопластик начнет чадить. Бегунок тут — готовая подробность, забранная от переменного сопротивления типа СП-11.

Плата с катушкой реостата соединена с корпусом рулевой машинки дюралюминиевым уголком. Все соединения выполнены посредством маленьких двухмиллиметровых винтов.

В центре катушки проходит ось — болт М4, на что снизу вверх последовательно посажены: неподвижнее втулка (она раскернена в плате), токосъемник, бегунок, подвижная втулка, гайка и шестерня. Последней надевается крышка из полистирола, она удерживает ось в вертикальном положении.

Регулятор оборотов винта:

1 — рулевая машинка, 2 — уголок, 3 — болт, 4 — провода реостата, 5 — плата, 6 — каркас реостата, 7 — бегунок токосъемника, 8 — крышка, 9 — направляющая. 10 — стойка крышки, 11 — гребенка, 12 — провода питания машинки, 13 — гайка, 14 — шестерня, 15 — подвижная втулка, 16 — токосъемник, 17 — неподвижная втулка.

Сейчас подробнее об этих подробностях. Неподвижная втулка предназначена для крепления токосъемника.

Фиксируется он тек, дабы его «язык» был направлен в сторону разреза в корпусе реостате. Так как токосъемник сделан из фольгированного стеклопластика, то к фольге на «языке» припаян провод, что вместе с двумя проводами от катушки реостата образовывает жгут, питающий электродвигатели.

Строго говоря, в электрической цепи, не считая источника питания, моторов и обрисовываемого регулятора, обязан находиться еще один элемент — реверсный тумблер, но разговор о нем отправится в будущем.

По фольге токосъемника одним из собственных контактов скользит бегунок (второй контакт — на катушке]. Бегунок с подвижной втулкой соединен посредством керна — раскернен.

Втулка же на оси закреплена распорным винтом. Кстати, поднимая либо опуская подвижную втулку, возможно регулировать упрочнение, с которым бегунок прижимается к обмотке реостата.

Потом шестерня. К подвижной втулке она прижата сверху гайкой и помогает для преобразования возвратно-поступательного перемещения гребенок во вращательное перемещение бегунка токосъемника. Шестерня пластмассовая, имеет 16 зубьев.

Она вырезана из сдвоенной шестерни от неисправной серийной рулевой машинки, ее осевое отверстие расширено до O 4 мм. Само собой разумеется, возможно применить и другую подходящую шестерню, а также железную. Основное, дабы ход ее зубьев соответствовал гребенкам.

Гребенки использованы от рулевой машинки аппаратуры «Супронар». Они укорочены и прижаты к шестерне направляющими из полистирола, каковые приклеены к крышке.

Она, со своей стороны, привинчена к стойке, приклеенной к корпусу рулевой машинки.

Пара слов о регулировке агрегата. Собранный регулятор обязан снабжать следующие значения напряжения: 9В, в то время, когда бегунок токосъемника находится в начале катушки реостата, — это напряжение форсированного режима работы моторов (взлет электролета, комплект высоты, развороты), 6В — бегунок в середине катушки (установившийся полет аппарата) и 3В — в конце катушки (малый и «посадка газ»).

Подбирая число витков, направляться добиться как раз таких значений напряжения. Тогда соответствующей тягой воздушные винты скажут электролету скорости, нужные на этих режимах попета.

Питание моторов — от отдельного аккумулятора СЦ-1,5. Рулевая же машинка регулятора оборотов трудится от аккумулятора ЦНК-0,45 — источника питания приемника и всего оборудования. Находится он в фюзеляже, среди других устройств радиоуправления.

С.

ПОДГУРСКИЙ


С СЫНОМ ГУЛЯЕМ ПО ПАРКУ ДРУЖБЫ В МОСКВЕ. (2015)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В воздухе — бойцовки

    Захватывающее зрелище — «воздушный бой». Исходя из этого неудивительно, что приходящие в кружки мальчишки желают строить как раз бойцовки, и как возможно…

  • Индукционный нагреватель на 5 -12 вольт

    Создатель этого видеообзора (видеоблог Китай Г.) сделал обзор мелкого индукционного нагревателя, что куплен в Китае. Стоит он недорого, а мощность его…

  • Радиоуправляемая наследует «старину»

    на данный момент во всем моделистском мире четко просматривается тенденция ухода от ограниченных правилами канонов спортивной техники. Неизменно…