Как перепрошить человеческий мозг?

21.05.2015 Наука и жизнь

Человек тратит на обучение лучшие годы собственной жизни. А позже еще не один год и упрочнений уходит на «полировку» — совершенствование в выбранной опытной области. А ведь как стремительнее было бы загрузить знания прямо в мозг, как это обрисовано, к примеру, в рассказе Айзека Азимова «Профессия»!

В это же время уже много лет множество научно-исследовательских организаций занимаются проблемами интерфейсов «мозг-компьютер» (Brain-Computer Interface, BCI), и существует пара вариантов их реализации. Вживление электродов в мозг в большинстве случаев используется в научных опытах на животных, а также в редких случаях на людях — для яркого управления протезами. Более распространена для этих целей электроэнцефалография (ЭЭГ), регистрация биоэлектрической активности мозга — для этого не нужно никакого медицинского вмешательства, достаточно контакта электродов с поверхностью кожи.

Интерес к подобным задачам проявляло и известное американское агентство DARPA. Изучения по созданию BCI, финансируемые в рамках разных программ DARPA, посвящены не только восстановлению нервных и поведенческих функций по окончании травм либо ранений, но и проблемам образования.Как перепрошить человеческий мозг? В частности, программа Accelerated Learning (2007−2012) — «Ускоренное обучение» — предусматривала разработку новых способов, каковые имели возможность бы как минимум вдвое ускорить процесс обучения в военной среде.

Забрать за эталон

«Что происходит в мозгу, в то время, когда мы обучаемся чему-то новому? — говорит нейробиолог Крис Берка, глава фирмы Advanced Brain Monitoring (ABM). — Нейроны образуют новые связи, создается нейронная сеть, несущая ответственность за новый навык. По мере его отработки нейронная сеть упрочняется и «шлифуется», лишние связи разрушаются. В то время, когда новый навык доводится до отметки автоматизма, считается, что вы достигли большого уровня мастерства».

На начальной стадии программы Accelerated Learning эксперты ABM посредством ЭЭГ стали изучать состояния мозга специалистов в разных областях — спортсменов-лучников, стрелков, гольфистов, ученых — на протяжении занятия работой (стрельбы, решения научных задач и т. п.). Это состояние было забрано за «эталон». После этого новичков учили, руководствуясь сигналами обратной связи ЭЭГ, приводить собственный состояние мозга к «эталонному», и оказалось, что те, кто применял эту методику обучения, совершенствуют навыки многократно стремительнее контрольной группы, которая применяла лишь классические способы.

Крис Берка, нейробиолог, президент и сооснователь компании Advanced Brain Monitoring:

«В книге Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» сообщено, что требуется 10 000 повторений и часов обучения, дабы достигнуть большого уровня мастерства в какой-либо области. Но отечественные изучения говорят о том, что теория «10 000 часов до мастерства» в полной мере возможно мифом. Мы поняли, что если не просто давать новичкам новые навыки, как это принято в классических способах обучения, а учить их сперва осуществлять контроль собственный ментальное состояние, «приводя» его как возможно ближе к «эталонному» (измеренному у специалистов в каком-либо виде деятельности), то возможно существенно сократить время обучения новому навыку».

Ускоренное обучение

Конечно же, состояние мозга, снятое ЭЭГ, — это вовсе не карта нейронных сетей и не «цифровая копия памяти». По-видимому, дело в том, что в разных состояниях человек по-различному способен усваивать навыки и новую информацию. «Мы увидели, — говорит Крис Берка, — что большой уровень тревоги существенно снижал свойстве к обучению. При определенных навыках возможно осуществлять контроль сердцебиения и ритм дыхания, дабы снизить уровень тревожности.

Отечественное ПО с обратной связью оказывает помощь привести мозг в состояние, оптимальное для обучения, — в большинстве случаев это легкий транс, характеризующийся тета-волнами. Посредством таковой технологии, которую мы назвали Interactive NeuroEducational Technology (I-NET), навыками самоконтроля в отечественных группах овладели 85 процентов из 300 человек, наряду с этим обучение, скажем, стрелков проходило в 2,3 раза стремительнее. В следствии мы создали совокупность Adaptive Peak Performance Trainer (APPT).

С ее помощью возможно учить не только стрельбе, но и многим вторым дисциплинам. Более того, применяя подобные инструменты, возможно оценить, как происходит обучение в разных условиях: как воздействует окружающая ситуация, социальные связи. Эти разработки окажут помощь нам осознать вторых людей и самих себя».

Ритмы мозга

Биоэлектрическая активность мозга, регистрируемая посредством ЭЭГ, представляет собой колебания (волны) в диапазоне от единиц до десятков Гц. В зависимости от частоты такие волны именуются буквами греческого алфавита и говорят о разных функциональных состояниях мозга человека. Выделяют пять главных типов волн: альфа, бета, гамма, тета и дельта.

У здоровых людей волны ассоциируются с представленными на схеме состояниями.

Статья «Загрузить в мозг» размещена в издании «Популярная механика» (№154, август 2015).

Случайные записи:

КАК СМЕНИТЬ «ПРОШИВКУ» МОЗГА. Главное правило программиста


Похожие статьи, которые вам понравятся: