От схематички — к чемпионской

07.06.2012 В мире моделей

Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и увеличением удлинения их крыльев. Одна из попыток продемонстрировать, что имеется и другие, значительно более дешёвые и действенные дороги конструирования парителей класса А1, была сделана в «М-К» в первой половине 90-ых годов двадцатого века публикацией модели с упрощенной силовой схемой.

А сейчас мы желаем познакомить приверженцев свободнолетающих планеров с иным направлением, которое для моделистов может показаться весьма неожиданным — такие непривычные параметры имеет новая техника. Но лучше поведать об истории создания необыкновенной модели по порядку.

Главной причиной, вынудившей нас приняться за конструкторские поиски, была необходимость обеспечить начинающих кружковцев, уже прошедших этап несложных схематичек, техникой переходного типа.

Так как по окончании постройки пары «двухреечных», не через чур прекрасно летающих планеров фактически запрещено еще сказать, что мальчишка купил опыт для планера класса А1.От схематички - к чемпионской Исходя из этого и показались чертежи весьма короткокрылой, простой, технологичной и очень прочной модели. На первых порах мы умышленно отошли от требований по максимальности аэродинамических черт в пользу простоты и надёжности.

Что оказалось в следствии — прекрасно видно на картинках. Действительно, необходимо еще растолковать, что всецело пренебрегать правилами конструирования парителей мы, само собой разумеется, не стали. Сверхкороткое крыло, не считая аэродинамических недочётов, имеет и кое-какие преимущества по большому числу Рейнольдса при большой хорде — из этого следует, что возможно было сохранять надежду и на хорошее аэродинамическое уровень качества крыла при средних значениях коэффициента подъемной силы.

Исходя из таких предпосылок, «ушки» спроектированы как элементы только для обеспечения боковой устойчивости, а несущие функции покинуты развитой центральной части крыла. Сейчас вам станет понятна логика, приведшая к столь непривычным соотношениям элементов несущих плоскостей и столь громадным поперечным углам «ушек» при виде спереди.

Расчет на средние значения подъемной силы при высоком качестве профиля и, следовательно, повышенную скорость полета разрешил в один момент снизить эффективность горизонтального оперения в разумных пределах. Так, у новой модели планера коэффициент эффективности стабилизатора равен 0,54 при средних значениях данной величины у современных моделей класса А1 в пределах 0,8—1,0.

Что касается конструктивных изюминок — все они обусловлены рвением уйти от применения мало-мальски дефицитных материалов, а по разработке постройки — приблизиться к несложным комплектам-посылкам. Зная, сколько неточностей и трудностей связано, к примеру, с изготовлением нервюр у новичков, мы в начальном варианте заложили крыло, собираемое поэтапно на плоских стапелях из двух секций — передней и задней, при очевидно умощненных сечениях всех подробностей комплекта.

Лобик крыла планирует по прекрасно привычным для моделистов методикам. Хвостик же набирается следующим образом. Сначала на плоской доске булавками накалывают нижний диагональный комплект «нервюр» (кстати, тут несложнее сходу откалибровать длину нервюрных реек и в зависимости от общей погрешности их длины только скорректировать положение всей задней кромки, а не вгонять каждую диагональную рейку по месту).

Затем к рейкам прижимают сверху фанерные косынки, а спереди «насухо» монтируют сборочную полку лонжерона с уже подготовленными пазами под рейки. Сейчас останется поставить вспомогательный лонжерон (в готовом комплекте главной его задачей будет подкрепление нервюрных реек по устойчивости их на сжатие) и оставшийся верхний набор «нервюр».

Напоследок все швы проливают свежеразведенной смолой, по окончании отверждения которой хвостик крыла снимают со стапеля и дополнительно проливают швы снизу. Останется только приклеить рейку задней кромки и произвести зачистку каркаса плоскими «шкурилками». Думаем, в то время, когда вы станете иметь в руках уже готовый узел, вас пара поразит его жёсткость и прочность на крутку при малой неспециализированной массе.

Готовые хвостик и лобик контролируются на точность стыковки по лонжерону. При необходимости стыковые территории обрабатываются, и крыло планирует совсем на плоском стапеле с применением подкладок под лонжеронными участками из реек толщиной 5 мм. Финишная операция — монтаж брусков-заготовок для законцовок и обработка их профиля по месту. Нужно подметить, что плоскость среза под установку «ушек» имеет вогнутость, соответствующую сечению вогнутой нижней поверхности крыла под углом 45°.

Это пара усложняет работу, но позволяет спрофилировать пластинчатые «ушки» чтобы повысить эффективность их как элементов стабилизации модели по крену.

Фюзеляж:

1 — обшивка носика фюзеляжа (фанера 1 мм), 2 — носик (бальза либо легкая липа толщиной 7 мм), 3 — передний штырек для резиновой нити крепления крыла (бамбук), 4 — силовая вставка (фанера 6 мм), 5 — граница обшивки носика, 6 — ложемент крыла (фанера 2 мм размером 20х40 мм), 7 — буксировочный крюк (ОВС O 2 мм, клеить в 10 мм перед центром тяжести отбалансированной модели), 8 — продольные стрингеры (сосна 2х7 мм), 9 — наполнитель (упаковочный мелкошариковый пенопласт толщиной 7 мм), 10 — хвостовая вставка (липа), 11 — контур стабилизатора, 12 — задний штырек, 13 — контур крыла, 14 — балласт (в центре тяжести: балансировочный груз размещается в камере в носике фюзеляжа). А — начальный облегченный вариант, Б — второй усиленный упрощенный вариант.

Начальный вариант крыла:
1 — законцовка с косым срезом (легкая липа), 2 — передняя кромка (сосна 6х6 мм), 3 — носики нервюр (фанера 1 мм либо липа толщиной 1,5 мм), 4 — стрингеры (сосна 1,5х3 мм), 5 — полка лонжерона (сосна 3х5 мм), 6 — сборочная полка лонжерона (липа толщиной 1,5 мм), 7 — центральная нервюра (липа толщиной 5 мм), 8 — нервюрный комплект (сосна 2х2 мм), 9 — вспомогательный лонжерон (сосна 2×5,5 мм), 10 — задняя кромка (сосна либо липа 5х12 мм), 11 — центральная косынка (фанера 1 мм), 12 — косынка (фанера 1 мм).

Усиленный вариант крыла:
1 — законцовка с косым срезом (липа), 2, 4, 7 — силовые косынки (фанера 3 мм), 3 — кромка-лонжерон (легкая сосна 10х38 мм), 5 — нервюра (липа 3 мм), 6 — центральная нервюра (липа 8 мм), 8 — задняя кромка (сосна 3х10 мм), 9 — косынка (фанера 1,5 мм). Обшивка крыла — микалентная бумага либо шероховатая пленка-калька.

Упрощенный вариант крыла:

1 — законцовка с косым срезом (легкая липа), 2 — наполнитель лобика (упаковочный мелкошариковый пенопласт, заготовку вырезать посредством термоструны по шаблонам профиля), 3 — монолонжерон (сосна 4х12 мм), 4 — нервюра (липа толщиной 2 — 3 мм), 5 — обшивка лобика (плотная писчая бумага на казеиновом клее либо на эпоксидной смоле), 6 — центральная нервюра (липа толщиной 6 мм), 7 — силовая косынка (фанера 3 мм), 8 — задняя кромка (сосна 4х12 мм), 9 — усиление кромки (фанера 1,5 мм), 10 — угловая косынка (фанера 1,5 мм), 11 — косынка усиления связи нервюры с лонжероном (фанера 3 мм). Внешняя обшивка всего крыла — лавсановая пленка толщиной 0,02—0,025 на клее «Момент».

В начальном варианте фюзеляж был сделан по хорошему для свободнолетающих моделей примеру — облегченным в задней части, но максимально технологичным (впредь до того, что мы отказались от уменьшения его толщины к хвосту, почему на всей протяженности указанный выше размер для фюзеляжа равен 7 мм). Прочность его кроме того при бальзовом носике необыкновенная. А развитая ширина в хвостовой части упрощает навеску плоского оперения.

Разработка изготовления «ушек» крыла, подобная стабилизатору и килю, всецело понятна из картинок. Единственное, что хотелось бы отметить, — бумага для обшивки пенопластовых пластин должна быть проверена на умелых примерах, как и клеевые составы для обтяжки. Кстати, на протяжении данной проверки удается одновременно и купить опыт для исполнения аналогичных операций. Готовые бумажно-пенопластовые подробности возможно масляными либо синтетическими лаками либо же окрасить.

Крыло обтягивается лавсановой пленкой с наполнителем (она именуется «синтетическая калька») либо же микалентной бумагой на эмалите и отлакированной теми же нитросоставами.

Разработка изготовления «ушек» крыла:
1 — профилированная доска-стапель, 2 — нижний лист обшивки (плотная писчая бумага), 3 — листовой наполнитель (упаковочный пенопласт толщиной 3 мм), 4 — подробности окантовки (сосна 3×3 мм), 5 — верхний лист обшивки.

Элементы оперения изготавливаются подобно, на плоском стапеле.

Профили крыла:
А — начальный вариант, Б — упрощенный вариант, В — усиленный вариант.

Изготовив первый пример новой модели, мы сначала были поражены неспециализированной прочностью необыкновенного легкокрылого парителя. Вторая стадия удивления пришла, в то время, когда оказалось, что модель требует для приведения в соответствие с правилами загрузки практически в 100 г! Дело в том, что фактически планер был весом всего лишь в 124 г. Развесовка отделанных его элементов такова: крыло — 66 г, фюзеляж — 38 г, оперение в наборе — 20 г. При беседе о массе, возможно, весьма интересно познакомиться и с развесовкой бумажно-пенопластовых подробностей.

Как пример приведем эти для стабилизатора с профилем «плоская пластина» толщиной 3 мм, окантованного по пенопласту сосновыми рейками сечением 3×3 мм и имеющего центральную нервюру-вставку толщиной 3 мм: пенопласт заполнителя — 3 г, древесные подробности — 3,5 г, бумага обшивки — 4 г, клей — 2,5 г. Готовый стабилизатор весит от 13 до 14 г.

Произведя требуемую загрузку модели до нормативной взлетной массы 220 г (для чего, увы, было нужно вскрывать обшивку и врезать в фюзеляж свинцовый брусок по центру тяжести планера), приступили к летным опробованиям.

Об их подробностях мы говорить не будем, поскольку через все это вам будет крайне полезно пройти самим. Тем более что прочность новой модели такова, что обращаться с нею возможно как угодно. Мы же скажем только, что по окончании завершения опробований мы сразу же заложили еще серию аналогичных планеров, причем вычисленных не только на эксплуатацию и изготовление новичками, но и для соревновательных целей.

Помимо этого, на данный момент в работе находятся еще две модификации той же автомобили, в которых «слепая» масса свинцовой догрузки переведена или в предстоящее упрочнение усиленных подробностей комплекта, или трансформирована в упрощение и изменение разработок изготовления подробностей.

Ни на одном из вариантов монтаж механизированного буксировочного крючка не предусматривался — на все случаи прекрасно подходит крючок с боковым смещением от 4 до 13 мм.

Прямолинейность траектории взлета обеспечивается поворотом (трансформацией) монтажного угла киля. Принятая совокупность компенсации силы от несимметрично установленного крючка за счет разновеликой крутки правой и левой половин крыла не смотря на то, что и испробована на опробованиях, не через чур себя оправдала. Значительно действеннее применение прямого крыла с компенсацией момента вертикальным оперением — в таком виде планер на взлете на леере удается разогнать до легко необычной скорости.

Удачным выясняется сброс леера не в зените, а при угле относительно земли порядка 50° — 60°. Само собой разумеется, совершенно верно замерить настоящую высоту взлета модели не удалось, но зрительно она очевидно превышает высоту заброса кроме того хорошего чемпионатного планера класса А2.

Исходя из необыкновенных повышенной быстроходности и возможностей старта модели, рекомендуем при ее отладке отойти от привычных приемов, принятых в свободнолетающей технике.

Наряду с этим еще не нужно забывать об эффекте, связанном с переходом от плоско-выпуклой профилировки стабилизатора к чисто плоской пластине. Не вдаваясь в теоретические тонкости,, что этот переход «тянет» за собою необходимость повышения угла установки стабилизатора на 1° — 2° выше (относительно положения при плоско-выпуклом оперении).

Наряду с этим необходимо еще не забывать, что аэродинамические характеристики короткокрылой модели сильно отличаются от простых и удачнейшие соотношения подъёмной силы и коэффициентов сопротивления смогут пребывать в области непривычных буксировки и режимов планирования на леере.

В. ВЛАДИС, инженер-аэродинамик, начальник кружка авиамоделизма


Случайные записи:

Чемпионская лига за 3дня.поднимаю кубки в clash of clans на изи


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Прицел — чемпионский

    Издание «М-К» за последние пара лет опубликовал последовательность занимательных моделей с резиномотором, имеющих необыкновенные ответы технологических…

  • Паритель класса а1

    Предлагаемая модель планера создана на базе идеи… не использовать в качестве стройматериала композиционные материалы и бальзу. Несущие плоскости…

  • Вступление в мир кордовых

    Существует пара школ обучения моделиста-кордовика. Но все они вычислены на условия, в то время, когда новичок приходит в специальный кружок моделизма и в…

  • Учебная на радиоволне

    Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших…