Первые авиамодельные

09.12.2013 В мире моделей

Быстро бежит время. В заботах и повседневных делах мы подчас и не подмечаем этого. Тускнеют и стираются в памяти многие памятные события и яркие даты. А ведь кое-какие из них становятся достоянием истории.

Имеется собственная история и у спорта. Собственные даты.

Таким памятным событием Зля авиамоделизма первенствовалиВсесоюзные состязания, каковые состоялись в 1926 году на Ходынском поле в Москве. О них, о том, как это было, о собственных первых шагах в авиамодельном спорте вспо пинает призер этих состязаний, сейчас летный инженер ЦАГИ Б. А. КИРШТЕЙН.

Увлечение авиацией зародилось в отечественных мальчишеских сердцах еще в начале 20-х годов.

Тогда над Тамбовом довольно часто проносились самолеты близстоящей авиачасти. И головы ребят, как подсолнухи за солнцем, поворачивались вслед низко пролетавшим по небу прекрасным автомобилям.

Рвение поскорее приобщиться к данной необыкновенной по тем временам технике, потрогать ее собственными руками стало причиной попыткам строить летающие модели. Но что мы знали тогда? Что умели? Делали кто во что горазд.

Но какой охватил восхищение, в то время, когда модель, разбежавшись и собрав скорость, внезапно медлено отделилась от почвы и полетела!..

Мы не сходу определили о существовании Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), и не сходу к нам в руки попали номера издававшегося в то время красивого издания «Самолет». Данный издание начал выходить в конце 1923 года и пара лет был живительным родником знаний для всех увлекавшихся авиацией.

Тамбовское отделение ОДВФ было достаточно активным и много раз проводило авиамодельные состязания, завлекавшие большое количество участников и еще больше зрителей. В те годы авиация находилась у всех на виду, и каждое связанное с ней событие приводило к живейшему интересу.

Неспешно накапливались знания и опыт, отечественное авиамодельное мастерство совершенствовалось.

Громадный ход вперед нам удалось сделать, в то время, когда моделистов страны стали снабжать нужными материалами. Среди них особую сокровище, помнится, имела резина для резиномоторов.

Через издание «Самолет» к нам доходили сведения о моделистах Закавказья. Их модели улетали на огромные, недосягаемые для нас расстояния.

Удачам закавказцев содействовало обилие восходящих потоков, простых для той местности. Но мы ие знали этого и были поражены их достижениями. Но скоро у одного из нас — Г. Маргаритина — модель также унесло таким восходящим потоком воздуха, и мы осознали, в чем секрет успеха закавказских моделистов.

В «Самолете» в то время сообщалось и о необычайных удачах американского моделиста Ярроса. Приводилось описание его резиномоторной модели типа «утка» с фюзеляжем из двух реек.

Они сходились в первых рядах в одну точку, образуя А-образную раму, несущую позади два толкающих винта. Эта конструкция породила бессчётные подражания.

Первые авиамодельные

1 — резиновая стяжка, 2 — кабанчик (алюминий), 3 — нитки с клеем, 4 — фюзеляжная рейка (камыш O 9 мм, на финишах O 7 мм), 5 — лонжероны (сосна); 6 — законцовка (бамбук), 7 — крючок (металлическая проволока O 1,2 мм), 8 — упорный подшипник (жесть), 9 — винт (береза, O 240 мм, ход приблизительно равен диаметру), 10 — хвостовая бобышка (береза), 11 — липовый буж, 12 —- бронзовая трубка, 13 — носовая бобышка (береза), 14 — корпус подшипника (листовой алюминий), 15 — резиномотор (14 нитей 1X1 мм), 16 — резиновая трубка, 17 — крючок (металлическая проволока O 1,2 мм), 18 — сбрасывающая пружина (металлическая проволока O 1 мм), 19 — хомутик (алюминий), 20 — нитки с клеем либо резинка, 21 — расчалка (бамбук), 22 — растяжка (нить либо леска).

Примечание.

Передняя кромка первого крыла на 6 мм выше задней. Крыло оклеено с верхней сторону папиросной («рисовой») бумагой без лакировки. Каркас киля из бамбука крепится на хомутиках, как и расчалка.

Обтяжка киля двусторонняя. Передний крючок удерживается во втулке за счет натяжения резиномотора. Вес модели 50 г.

Но мы, трое друживших авиамоделистов — К. Корнеев, Г. Маргаритин и я, — искали собственные пути.

Нами были созданы превосходно летавшие схематические модели типа «утка» с одним толкающим винтом. Во второй фазе полета он сбрасывался вместе с отработавшим резиномотором, и модель переходила в планирующий полет.

В последних числахАвгуста 1926 года в Москве состоялись первые Всесоюзные авиамодельные состязания.

От Тамбова отправляли нас троих. Все участники были поселены в третьем Доме Советов, а модели помещались в Академии воздушного флота, в огромном зале древнего Петровского дворца.

Для полетов предоставлялся аэропорт на Ходынском поле (сейчас Центральный аэропорт имени М. В. Фрунзе).

Все было замечательно организовано. С теплым эмоцией вспоминаю А. М. Розанова и Н. А. Бабаева — работников Центрального совета Осоавиахима. Это были подвижники, энтузиасты «малой авиации».

Главой комитета состязаний был ветшайший начальник Красной Армии член Революционного военсовета С. С. Каменев. Он с утра приезжал на «паккарде» к старту и все дни проводил на летном поле, проявляя неподдельный интерес к полетам, моделистам и моделям.

Большая часть представленных моделей были либо схематическими, с тянущими винтами, как у закавказских моделистов, либо копии модели Ярроса. Только одна заслуживала особенного внимания.

Это была отлично сделанная и прекрасно летавшая фюзеляжная модель, единственная для того чтобы типа. Ее автором был моделист из Неприятного Л. Козлов, человек, беспредельно преданный авиации. Весьма скромный, трудолюбивый, гениальный, он в недалеком будущем стал превосходным планеристом (в середине 30-х годов Козлов трагически погиб при столкновении в воздухе планеров на соревнованиях в Крыму…)

Все дни состязаний, не считая последнего, весьма ветреного, погода стояла негромкая, солнечная. Каждой модели предоставлялось пять полетов. Тамбовские одномоторные «утки» продемонстрировали себя с лучшей стороны. на данный момент, в то время, когда авиамоделизм опирается на знания и большой опыт, они, само собой разумеется, смогут показаться примитивными, параметры их далеки от оптимальных. Но тогда, стабильно пролетая 350—400 м, они существенно опережали и копии американской модели, и все остальные.

В последний сутки состязаний модели, у которых еще оставались неиспользованные попытки, в большинстве собственном потерпели аварии из-за сильного ветра. Но одному спортсмену из Тулы, Шубину, повезло: его модель унесло ветром на 410 м, что было рекордным результатом (в большинстве случаев модели типа Ярроса летали на 200—250 м). Он стал чемпионом первых соревнований. Мне с результатом 403 м было присуждено второе место.

Весьма быстро помнятся все волнующие события тех дней.

Так, на летном поле я был представлен К. К. Арцеулову — выдающемуся летчику; он первый намеренно ввел самолет в штопор, а после этого вышел из этого страшного, таинственного еще режима, уносившего в те годы большое количество судеб. После этого группу моделистов конструктор Б. И. Черановский водил в ангар, где стоял его легкомоторный самолет «Парабола», типа «летающее крыло», с двигателем мощностью 18 л. с. Летчик Б. Н. Кудрин совершил на нем демонстрационный полет.

Напоследок призеров соревнований прокатили на «юнкер-се», думается, шестиместном пассажирском самолете. А ведь в те времена весьма немногим доводилось полетать! И мы были в восхищении, замечая сверху Москву!..

Прошло 50 лет, но яркость впечатлений, взятых тогда, все еще не потускнела. А служение авиации длится…


Случайные записи:

Легенда СССР Радуга Р10Р -калильный двигатель объёмом 10…


Похожие статьи, которые вам понравятся: