Радиоуправляемый «финист»

24.04.2013 В мире моделей

Создание радиоуправляемой модели самолета предваряется, в большинстве случаев, поисками самолета-прототипа, поскольку летный моделизм, первым делом, это создание уменьшенных копий настоящих самолетов. Что же касается «Финиста», выбранного в качестве примера при конструировании радиоуправляемой модели, то он как будто бы бы намерено создавался конструктором в качестве будущего прототипа летающей полукопии. В пользу для того чтобы выбора — и крыло громадного удлинения, и развитый стабилизатор, и большой киль, и объемистый фюзеляж, разрешающий легко разместить аппаратуру управления моделью.

Мало о самолете-прототипе. «Финист» создан в начале 90-х годов прошлого века конструктором легкомоторных самолетов Вячеславом Кондратьевым, известным своим участием в проектировании спортивных акробатических «яков» и «су».

«Финист» создавался В. Кондратьевым как легкий многоцелевой самолет, что возможно применять, как минимум, в десятке разных вариантов. В их числе пассажирский— для перевозки пяти-шести пассажиров с багажом; транспортный — для доставки груза массой до 600 кг; патрульный — для наблюдения за лесными массивами, линиями электропередач, газопроводами; аэрофотосъемочный — с фотоаппаратурой массой до 600 кг; десантный — для тренировки парашютистов либо выброски парашютистов-пожарных со снаряжением; поисково-спасательный; санитарный; сельскохозяйственный и учебно-тренировочный.

«Финист» представляет собой цельнометаллический самолет с поршневым двигателем воздушного охлаждения М-14Н мощностью 360 л.с. с совокупностью яркого впрыска, электронным зажиганием и электронным регулированием. Силовая установка имеет трехлопастный воздушный винт машинально изменяемого шага, созданный совместно с германской компанией «Мюльбауэр».

Самолет возможно эксплуатировать на любых элементарно подготовленных площадках с низкой прочностью грунта, что обеспечивается рессорным главным шасси и подрессоренной хвостовой опорой. Самолет может оснащаться колесно-лыжным шасси либо поплавками.

Радиоуправляемый «финист»

Легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист»

Геометрическая схема радиоуправляемой модели «Финист-RC»

Компоновка модели:

1 — воздушный винт (O270, h=130); 2 — капот (выклейка из стеклоткани); 3 — двигатель «Радуга-7» либо O.S.МАХ-40LA; 4 — подмоторная рама (Д16Т); 5 — глушитель; 6 — центральная стойка (сосна); 7 — лобовое «стекло» (выклейка из стеклоткани); 8 — крыло; 9 — рулевая машинка управления элеронами; 10 — рулевая машинка управления «газом» двигателя; 11 — торсион привода элеронов (сталь, проволока ОВС O2); 12 — обшивка верхней части фюзеляжа (бальза s3); 13 — шпангоут № 4 (бальза s3); 14 — форкиль (бальза s6); 15 — шпангоут № 5 (бальза s3); 16 — киль (бальза s6); 17 — руль направления (бальза s4); 18 — кабанчик руля высоты; 19 — бобышка (бальза); 20 — хвостовая управляемая опора; 21 — хвостовое колесо; 22 — горизонтальное оперение (бальза s6); 23 — руль высоты (бальза s4); 24 — боковина фюзеляжа (бальза s5); 25 —обшивка нижней части фюзеляжа (фанера s1); 26 — шпангоут № 3 (фанера s3); 27 — элерон (бальза s6); 28 — рулевая машинка управления рулем высоты; 29 — рулевая машинка управления рулем направления; 30 — болты М4 крепления рессоры шасси; 31 — колесо шасси; 32 — рессора шасси (дюралюминий Д16Т, лист s4); 33 — топливный бак(пластиковый флакон); 34 — шпангоут № 2 (фанера s3); 35 — основание рессоры шасси («сандвич» из двух слоев 1-мм фанеры и двух слоев 3-мм фанеры); 36 — косынка («сандвич» из двух слоев 1-мм фанеры и двух слоев 3-мм фанеры); 37 — винт М4 крепления крыла; 38 — кабанчик управления рулем направления

Крыло:

1 — передняя кромка (бальза 30×6); 2 — задняя кромка (бальза 12×6); 3 — усиление задней кромки (бальза 15×3); 4 — полка лонжерона (сосна, рейка 6×6); 5 — полунервюры (бальза s3); 6 — петля подвески элерона; 7 — нервюры (бальза s3); 8 — концевая нервюра (бальза s5); 9 — законцовка (бальза s3); 10 — косынки (бальза s3); 11,12 — зашивка центроплана (фанера s1); 13 — вставка (бук, рейка 15×12); 14 — стена лонжерона (бальза s3); 15 — элерон (бальза s6)

Таблица контрольных сечений крыла (профиль Р-II-14 процентов)

Экипаж автомобили состоит только из одного пилота. В учебно-тренировочном варианте самолет имеет спаренное управление.

«Финист»: размах крыла 14 600 мм, протяженность самолета 9130 мм, масса снаряженного самолета 1350 кг, обычная взлетная масса 1950 кг, экипаж 1 чел., дальность полета при большом запасе горючего 1000 км, большая скорость горизонтального полета 290 км/ч, крейсерская высота полета до 3000 м, потребная протяженность ВПП 400 м.

Радиоуправляемая модель под двигатель рабочим количеством 6,5—7 см3 проектировалась по большей части в соответствии с параметрами самолета-аналога, но потребовались кое-какие корректировки геометрии модели. Так, была увеличена ширина крыла, элероны заняли целый его размах, фюзеляж купил прямоугольную в сечении форму. «Финист», однако, оставался в полной мере узнаваемым, а его аэродинамическая компоновка от трансформаций лишь победила.

Модель «Финиста» была на удивление технологичной. Очевидно, в случае если делать ее из бальзы — материала не смотря на то, что и дорогого, но на данный момент в полной мере дешёвого. Из таковой древесины фактически все подробности крыла и фюзеляжа возможно изготовить острозаточенным ножом с минимальным применением лобзика.

Затевать работу эргономичнее всего с крыла. В отличие от прототипа крыло модели не имеет угла «V» — такое несложнее и легче.

Конструкция крыла в полной мере традиционна, необыкновенна только его передняя кромка. Перед тем как взяться за подготовку подробностей крыла, следует по приведенной тут таблице вырезать шаблон профиля, по которому будет контролироваться изготовление бальзовых нервюр.

Кстати, для модели выбран 14-процентный профиль Р-II с высокими несущими чертями, среди них и на громадных углах атаки.

Пара слов о технологии сборки крыла. Его каркас, складывающийся из нервюр, полок и кромок лонжерона, планирует с применением булавок на доске-стапеле, по окончании чего все стыки заливаются эпоксидным клеем. По окончании отверждения связующего подгоняются панели зашивки центроплана, и в каркас вклеиваются все оставшиеся подробности. Крыло обтягивается лавсановой пленкой красного либо светло синий цвета (цвета самолета-прототипа) с применением клея БФ-6 и электрического утюга.

При креплении крыла к фюзеляжу нужно обеспечить обычный установочный угол довольно строительной горизонтали фюзеляжа, равный ноль градусов.

Элероны цельнобальзовые, подвешиваемые к крылу на петлях типа «термик». Привод каждого из элеронов — посредством торсиона, согнутого из металлической проволоки ОВС диаметром 2 мм. Угол отклонения каждого элерона от нейтрали — 15 градусов.

Главное шасси:

1 — рессора (Д16Т, лист s4); 2 — колесо; 3 — болт М4 со гайкой и втулкой

Хвостовая опора:

1 — корпус (дюралюминий s1); 2 — привод управляемого колеса (резиновое кольцо), 3 — руль поворота модели; 4 — крючок; 5 — шайба (припаивается к вилке); 6 — алюминиевая заклепка O2; 7 — втулка (пластиковая трубка); 8 — вилка (сталь, проволока ОВС O3); 9 — колесо

Фюзеляж модели несложен конструктивно и в полной мере технологичен при сборке и изготовлении.

Его силовая база — бальзовые боковины толщиной 5 мм; обшивка верхней части фюзеляжа — 3-мм бальза, нижней — 1 -мм фанера. Шпангоут № 1 (подмотор-ный) — это «сандвич» из фанерной (толщиной 3 мм) сердцевины, оклеенной с двух сторон 1 -мм фанерой, шпангоуты № 2 и № 3 (подкрыльевые) вырезаны из 3-мм фанеры, остальные — из 3-мм бальзы. В заднюю часть фюзеляжа вклеена бальзовая бобышка.

Фюзеляж сперва собирается на булавках, что разрешает с большой точностью совместить сопрягаемые подробности. Для придания задней части фюзеляжа криволинейной формы употребляются подходящие древесные рейки, стягиваемые резиновым жгутом.

В случае если такая разработка сборки не разрешит собрать симметричный фюзеляж (она требует некоего навыка), то имеет суть сделать несложный стапель — ровную доску с пропилами на узкой ее стороне, в которых миниатюрными клиньями фиксируются шпангоуты. Наряду с этим размещение шпангоутов возможно шепетильно выверить в соответствии с чертежом, и уж после этого стыковать их с боковинами фюзеляжа.

Потом все стыки сборочного элемента заливаются эпоксидным клеем, а по окончании его полимеризации в фюзеляже закрепляются плата рулевых машинок, косынки с резьбовыми втулками-грибками крепления крыла, брусок крепления рессоры шасси с вклеенными в него шестью втулками-грибками с резьбой М4, ложементы крепления топливного бака, боудены прочие мелочи и тяг управления. Лишь затем фюзеляж зашивается всецело.

Киль — цельнобальзовый, вырезается из пластины толщиной 6 мм.

Из бальзы вырезаются и форкиль, и руль направления. Последний подвешивается на петлях типа «термик». руль и Стабилизатор высоты кроме этого цельнобальзовые. Стабилизатор фиксируется в пропиле, сделанном в киле.

Половинки руля высоты соединяются торсионом из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм. Установочный угол стабилизатора равен нулю. Углы направления рулей градусов и отклонения — 20 высоты от нейтрали.

Топливный бак изготавливается из подходящего пластикового аптечного флакона.

направляться лишь предварительно проверить, не растворяется ли он компонентами топливной смеси. Крепление топливного бака к ложементам, установленным на шпангоуте № 2, — резиновым жгутом.

При установке на модель двигателя «Радуга-7» имеет суть оснастить его воздушным винтом диаметром 270 мм и шагом 130 мм.

Капот двигателя выклеивается из эпоксидной смолы и стеклоткани по пенопластовой, прошпаклеванной пластилином болванке. Возможно кроме этого, выколотить капот из листового алюминия марки АМг. Использование термопластов типа оргстекла либо полистирола нежелательно — нагрев двигателя велик, что может привести к деформации подробности из этих материалов.

Рулевые машинки, управляющие рулем высоты, дросселем карбюратора и рулём направления, устанавливаются на неспециализированной плате из 3-мм фанеры, рулевая машинка управления элеронами закрепляется на центроплане крыла.

Главное шасси рессорного типа фиксируется на модели шестью винтами М4. Рессора — дюралюминиевая, вырезается из страницы толщиной 4 мм; ширина ее у фюзеляжа — 36 мм, у колеса — 15 мм.

Хвостовая опора управляемая. Вилка шасси — из проволоки ОВС диаметром 2,5 мм. Основание вилки сгибается из листового дюралюминия толщиной 1 мм. Перед сборкой на вилку надевается разрезанная на протяжении пластиковая трубка — стержень от гелевой ручки. Хвостовая опора планирует посредством алюминиевых заклепок.

Привод управляемого колеса — резиновым колечком, соединяющим проволочный поводок стойки шасси с крючком на руле направления.

Центровка модели образовывает около 20 процентов хорды крыла.

И.

ЖУКОВ


Случайные записи:

И-15 (авиамодель) — полёт и крушение.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Радиоуправляемый «тренер»

    Несложная, легко ремонтируемая, летучая, недорогая… Вот только часть требований к учебно-тренировочной радиоуправляемой модели самолета. Этим…

  • Радиоуправляемый «сейнер»

    Эта радиоуправляемая модель фигурного курса представляет собой полукопию малого рыбацкого сейнера (MPC) «Мурена» водоизмещением около 20 т, длиной 13 м и…

  • Радиоуправляемый ракетоплан

    В первой половине 80-ых годов двадцатого века подкомиссия по ракетомоделизму ФАИ решила ввести новый класс ракетопланов S8E большой массой до 300 г с…

  • Радиоуправляемый пенопласт

    В данной публикации разговор отправится о конструировании пенопластовых электролётов. Сейчас моделисты получили доступ к прекрасному материалу для…