«Рогалло» просится в небо

18.10.2016 В мире моделей

Категория спортивных моделей ракет с мягким крылом (S10) подразделяется на четыре класса. Самый распространённым есть класс S10А. Требования к моделям таковы: большой суммарный импульс МРД — 2,5 н. с., стартовая масса не меньше 18 г., но не более 60 г. Большое полётное время в туре — 180 с (3 мин.).

Соревнования на длительность полёта моделей ракет с мягким крылом включают в себя запуски лишь одноступенчатых моделей и их возвращение на землю в стабильном планирующем полёте, совершаемом на аппарате мягкими аэродинамическими поверхностями. Отделение частей конструкции либо отстрел корпуса отработанного двигателя не допускается.

Аэродинамические поверхности, создающие подъёмную силу, должны быть изготовлены из мягких материалов (ткань, бумага, плёнка и т.д.).

Подробности каркаса модели данной категории (нервюры, кромки и т. п.) смогут быть из любого материала.

Для поддержания нужной траектории полёта моделей категории S10 возможно применять радиоуправление.

В первый раз ракетоплан с мягким крылом я заметил в 1965 году на Столичных областных соревнованиях «ракетчиков». Тогда были упрощённые требования к таким моделям и не было разделения их на «мягкие» и «твёрдые». И те и другие составляли одну категорию — «ракетопланы».

Нужно признать, что успешных полётов ракетопланов с мягким крылом в то время ещё не было.

А во второй половине 60-ых годов XX века, также на областных соревнованиях, было представлено уже около десяти моделей ракетопланов «мягкой» конструкции. Причём различных схем: напоминающие дельтапланы и выполненные по схеме «утка». Но базу и тех и других составлял аппарат, предложенный в конце 50-х годов австралийцем итальянского происхождения Френсисом Рогалло при постройке дельтапланов.

И сейчас все летающие модели с мягкой обшивкой в противном случае, как «крылом Рогалло», и не именуют.

Как раз подобная модель с мягким крылом, выполненная по схеме «утка», разрешила во второй половине 60-ых годов XX века Георгию Яковлеву стать победителем Всесоюзных соревнований ракетомоделистов-школьников в классе ракетопланов.

На первый взгляд может показаться, что «мягкий» ракетоплан — несложная модель.

Но практика говорит об обратном. Вынудить модель таковой конструкции летать не только прекрасно, но и стабильно — задача со многими малоизвестными. И лишь в то время, когда во второй половине 70-ых годов двадцатого века на соревнованиях в ЧССР в первый раз представили подобные ракетопланы отечественные спортсмены и удачно выступили — победили командой, а в личном зачёте Юрий Солдатов стал чемпионом, а Олег Белоус — стал вторым, интерес к ним показался.

Не прошло и трёх месяцев, и на чемпионате мира в Болгарии, с «мягкими» ракетопланами уже выступали три команды.

С выведением моделей типа «крыло Рогалло» в отдельную категорию (S10) большие соревнования по ним не проводятся. А ужесточение дополнительных технических требований (невозможность разделения на элементы) осложнило работу над подобными моделями. Так как создаваемые ранее ракетопланы являлись контейнерными.

Бывая на соревнованиях, я встречал модели с «мягким» крылом, выполненные заодно с корпусом ракеты-носителя. Но соревноваться на самом высоком уровне эти конструкции пока не смогут.

Для тех ракетомоделистов, кто интересуется ракетами-планёрами с «мягким» их постройкой и крылом с учётом новых требований Правил соревнований, желаю подметить, что на сегодня — это неприятность И её ответ — «пища» для ума творческих ракетомоделистов-спортсменов.

Надеюсь, опыт конструирования «мягких» ракетопланов контейнерного типа будет нужен в этом деле.

Одним из первых авторов моделей с «мягким» крылом (схема Рогалло) у нас считается Олег Белоус — призёр многих интернациональных соревнований, мира и чемпионов Европы в классе ракетопланов. Ознакомимся с одной из таких моделей.

Снаружи она напоминает дельтаплан. Её фюзеляж представляет собой сосновую рейку переменного сечения (громаднейшее 4×6 мм), к которой спереди нитками с клеем прикрепляют фигурную пружину (шарнир), выгнутую из металлической проволоки диаметром 0,7 мм. К двум свободным её финишам привязывают две рейки сечением 4×4 мм и длиной 580 мм, служащие передними кромками крыла. К хвостовой части рейки-фюзеляжа клеят пыж из липы.

Приблизительно в середине шарнира закрепляют рейку-балансир длиной 306 мм, а к его свободному финишу приклеивают головной обтекатель.

«Рогалло» просится в небо

Рис.

1. Модель ракетоплана с крылом Рогалло Олега Белоуса (Столичная область):

1—контейнер; 2—рейка-фюзеляж (сосна); 3—амортизатор; 4—нить-ограничитель; 5—рейка-балансир (сосна); 6—резинка возврата; 7—петля (нитки); 8—головной обтекатель; 9—нить детермолизатора; 10—хвостовой пыж; 11 —пружинный шарнир (ОВС O 0,7 мм); 12—нить-ограничитель угла стреловидности; 13—передние кромки (сосна); 14—стабилизатор; 15—пыж (вата с тальком); 16—МРД.

Пунктиром продемонстрирована выкройка заготовки плёнки для обтяжки.

Рейку-балансир в нужном положении фиксируют ниткой, один финиш которой шарнирно закрепляют на фюзеляже (в передней его части). Отклонение рейки-балансира происходит при помощи резинки возврата, закреплённой на рейке фюзеляжа (в хвостовой части).

Ракетоплан оклеивают лавсановой плёнкой толщиной 0,01 мм. Масса модели около 15 г. Носитель (контейнер) отформован из двух слоев стеклоткани толщиной 0,08 мм с эпоксидным связующим.

По окончании затвердения смолы корпус обрабатывают наждачной бумагой и обрезают до нужной длины — 775 мм. В хвостовой части крепят три стабилизатора, изготовленные из бальзовой пластины толщиной 2 мм.

Отладка модели ракетопланов с «крылом Рогалло» многим малоизвестна, исходя из этого остановимся на ней детально.

При балансировке модели получают, дабы центр тяжести размешался в месте нахождения шарнирного узла.

С целью достижения этого нужно загрузить либо головную часть (прикрепить мало свинца к рейке), либо хвостовой пыж. Затем запускают модель с рук пара раз, причём первые пуски делают медлено. В случае если ракетоплан прекрасно (устойчиво) планирует, то возможно подбросить его вверх в сложенном виде. Верно отбалансированный ракетоплан постоянно перевернётся в планирующее положение (рейкой-балансиром с обтекателем — вниз).

Частенько при раскрытии «мягкого» крыла ракетоплан срывается в пикирование. Обстоятельств этому пара. Первая — громадная скорость, на которой происходит раскрытие крыла. В этом случае нужно расширить замедление МРД либо добавить пыжей.

Вторая обстоятельство — центр тяжести планёра находится через чур близко к носу (так называемая передняя центровка). Сместить его возможно маленьким наклоном назад рейки-балансира, усилив наряду с этим нитку-фиксатор, либо же загрузкой хвостового пыжа.

Третья обстоятельство — у модели мелка (недостаточна) путевая устойчивость. Возможно расширить угол V, подогнув мало вверх финиши пружины, либо расширить парусность. Но для этого нужно сменить обтяжку.

Имеется два варианта подготовки модели к запуску.

Первый — ракетоплан укладывают в контейнер без двигателя, что вставляют уже в стартовой территории.

Но самый распространён второй вариант. В начале в контейнер закрепляют МРД, после этого укладывают пыжи из ваты с присыпкой тальком. Потом передние кромки ракетоплана складывают к фюзеляжу, рейку-балансир подгибают вперёд и бережно обматывают все сложенные рейки «мягким» крылом. Сложенный ракетоплан укладывают в контейнер.

На головном обтекателе на протяжении кольцевой канавки привязывают нитку с фитилём, которая удерживает нитку-фиксатор.

В полёте, когда фитиль пережигает нитку в кольцевой канавке, освобождается нитка-рейка — и фиксатор-балансир под действием резинки возврата отклоняется назад. Модель переходит в режим кабрирования — сработал несложный автомат принудительной посадки.

В.

РОЖКОВ


Случайные записи:

Жека Воок г Невьянск. Душа просится в небо,в родные мне края.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Почта… с неба (змей-биплан)

    Кому не известен воздушный змей — скрепленный несколькими реечками лист бумаги с долгим хвостом из мочала! Но немногие знают, что эта, казалось бы, лишь…

  • «Высотки» штурмуют небо

    Категория высотных моделей (S1) — одна из самых «ветхих» в ракетомоделизме. С 1985 года, с шестого мирового первенства, она прочно «прописалась» во всех…

  • В небо — на роторе

    Кордовая модель автожира с двигателем МК-17. Читателям издания «Моделист-конструктор» нет необходимости растолковывать, что такое автожир. Но нынешние…

  • В небо на «энерджайзерах»

    Электролеты пользуются устойчивой популярностью у авиамоделистов, но она подчас носит какой-то теоретический темперамент. Дело, по всей видимости, в том,…