С резиномотором и без

27.04.2015 В мире моделей

Схематические модели самолёта и планёра, как мы знаем, начали летать значительно раньше собственных полноразмерных прототипов. Проложив настоящим летательным аппаратам путь в небо, они и сейчас оказывают помощь начинающим авиамоделистам делать собственные первые шаги в малой авиации. Жаль лишь, что современные «схематички» фактически не отличаются от тех, что делали ещё отечественные дедушки: всё те же сосновые рейки, алюминиевая проволока, авиамодельная резина, мало папиросной бумаги, ниток и клея.

Никаких новых материалов, никаких продвинутых конструкторских и технологических приёмов.

В данной публикации предлагается начинающим авиамоделистам несложная универсальная модель, которая в изготовлении не куда сложнее схематической, но аэродинамика её и лётные эти находятся на в полной мере современном уровне.

Авиамодель возможно выполнена как в варианте планёра, так и резиномоторного самолёта, но имеет суть сперва собрать её в первом варианте, а после этого, по окончании овладения моделистом регулировки и навыков запуска этого летательного аппарата, оснастить его воздушным винтом и резиномотором.

Аэродинамическая схема модели — вы-сокоплан с крылом громадного удлинения. Конструкция — смешанная, с применением упаковочного пенопласта, фанеры и всё тех же липовых и сосновых реек.

Фюзеляж модели складывается из балки Н-образного сечения, склеенной из 1-мм фанеры, и пенопластового заполнения.

Фюзеляж планирует посредством эпоксидного клея. В задней его части устанавливаются бобышки, фиксирующие хвостовой крючок и киль резиномотора, в передней — липовая бобышка со втулкой воздушного винта. Последняя изготавливается из кусочка стержня от шариковой либо, что лучше, гелевой ручки, необходимо лишь с одной стороны развальцевать пластиковую трубку нагретым стержнем конусной формы.

С резиномотором и без

Геометрическая схема универсальной свободнолетающей модели

Конструкция модели:

1 — воздушный винт (липа, брусок 30×16); 2 — носовая бобышка (липа); 3 — полки лонжерона (сосна, рейка 8×8); 4 — законцовка крыла (липа, брусок 25×18); 5 — ложемент крыла (липа, шпон s1,5); 6 — заполнение балки фюзеляжа (упаковочный пенопласт); 7 — перегородка балки фюзеляжа (фанера s1); 8 — бобышка с гнездом под киль (липа, рейка 12×8); 9 — корневая нервюра киля (сосна, рейка 6×3); 10 — передняя кромка киля (сосна, рейка 6×3); 11 — заполнение киля (упаковочный пенопласт); 12 — задняя кромка киля (фанера s2); 13 — крючок крепления резиномотора (сталь, проволока O1… 1,5); 14 — бобышка крепления крючка (липа); 15 — сердечник крыла (упаковочный пенопласт); 16 — соединительная перемычка крыла (склеивается из двух подробностей из фанеры s6); 17 — боковины балки фюзеляжа (фанера s1); 18 — заполнение носовой части фюзеляжа (упаковочный пенопласт); 19 — резиномотор (круглая авиамодельная резина); 20 — вал воздушного винта (сталь, проволока ОВС O1,5…2); 21 — втулка винта (часть стержня гелевой шариковой ручки); 22 — кок винта (добрая половина пластикового яйца детской игрушки «киндер-сюрприз»); 23 — штыри крепления крыла (бук, рейка O6); 24 — законцовка стабилизатора (сосна, рейка 10×4); 25 — передняя кромка стабилизатора (сосна, рейка 10×4); 26 — задняя кромка стабилизатора (сосна, рейка 8×4); 27 — руль высоты (липа, рейка 30×4); 28 — заполнение стабилизатора (строительный пенопласт); 29 — «петля» руля высоты (сталь, проволока канцелярской скрепки); 30 — задняя кромка крыла (сосна, рейка 12×5)

Балка фюзеляжа:

1 — носовая бобышка; 2 — перегородка; 3 — правая боковина (левая продемонстрирована условно); 4 — подробности бобышки с гнездом под киль; 5 — бобышка крепления крючка

В средней части фюзеляжа формируется ложемент под крыло, для чего вырезается углубление и зашивается 1,5-мм липовым шпоном.

Для крепления крыла к фюзеляжу посредством резиновых колец употребляются буковые штыри диаметром 6 мм, вклеенные в фюзеляж у задней кромок и передней крыла. Крыло фиксируется посредством пары буковых штифтов диаметром 4 мм, заделанных в крыло по оси его симметрии; в ложементе под эти штифты сверлятся соответствующие отверстия.

Киль представляет собой заполненный пенопластом каркас, передняя корневая нервюра и кромка которого вырезаются из сосновых реек, а задняя кромка — из 2-мм фанеры.

Горизонтальное оперение — это стабилизатор, складывающийся из пенопластового заполнения и соснового каркаса, и навешенные на него рули высоты. Последние делаются из липы и соединяются со стабилизатором посредством необычных петель — отрезков мягкой металлической проволоки (к примеру, от канцелярской скрепки), что разрешает подбирать оптимальный угол установки рулей при отладке модели.

Крыло кроме этого смешанной конструкции, складывается из двух консолей.

База каждой — пенопластовый сердечник, усиленный парой сосновых реек-лонжеронов и сосновой задней кромкой. Сердечник вырезается из пенопластового бруска терморезаком, сделанным из лучковой пилы, необходимо лишь зубчатую ленту-ножовку заменить раскаляемой электрическим током нихромовой проволокой. Для резки требуется кроме этого пара шаблонов, вырезанных из дюралюминия в соответствии с таблицей контрольных сечений — они являются направляющими при обрезке пенопласта.

Степень нагрева нихромовой проволоки подбирается умелым путём посредством ЛАТРа: она должна быть таковой, дабы по окончании прохода проволоки через пенопласт на нём оставалась ровная стекловидная корочка. У готового пенопластового сердечника обрезается задняя кромка и вместо нее приклеивается эпоксидной смолой сосновая рейка. Потом на верхней и нижней поверхностях крыла на расстоянии 50 мм от передней кромки (30 процентов хорды) прорезаются канавки треугольного сечения под полки лонжерона.

Для этого возможно воспользоваться острозаточенным ножом-косячком либо, что существенно лучше, особым инструментом, устройство которого продемонстрировано на рисунке. Полки лонжерона — сосновые рейки треугольного сечения, изготовить их возможно, разрезав на мини-«циркулярке» по диагонали рейки квадратного сечения или состругивая часть рейки миниатюрным рубанком. Вклеиваются полки всё той же «эпоксидкой».

Из подготовленных так консолей планирует единое крыло, для чего употребляется устанавливаемая между полками лонжерона перемычка. Последняя изготавливается из двух фанерных пластин со спиленными фасками, склеенных так, дабы у неё появились два паза типа «ласточкин хвост», снабжающих твёрдую стыковку консолей. Задние кромки консолей склеиваются «на ус».

В последнюю очередь к крылу приклеиваются две пустотелые липовые законцовки.

Изготовление пенопластового сердечника крыла:

1 — втулка-изолятор (текстолит либо фторопласт); 2 — соединительная клемма (медь либо латунь, лист s2); 3 — режущая струна (нихром); 4 — шурупы; 5 — шаблон (дюралюминий, лист s2); 6 — заготовка сердечника (упаковочный пенопласт); 7 — двухпроводный электрошнур; 8 — штырь (часть гвоздя); 9 — станок лучковой пилы

Струг для прорезания канавок на сердечнике крыла под полки лонжерона (внизу справа — применение струга):

1 — резаки (части ножовочного полотна); 2 — державка (древесина); 3 — основание (древесина)

Теоретический чертёж воздушного винта

Отделка пенопластовых поверхностей, в принципе, может заключаться только в последовательной их шлифовке шкурками уменьшающейся зернистости, но однако лучше по окончании данной операции загрунтовать пенопласт эпоксидным клеем, по окончании его отверждения ещё раз ошкурить поверхности и окрасить их автоэмалью подходящего цвета.

Перед запуском модели в варианте планёра направляться подобрать центровку, разместив в канале под резиномотор подходящий груз.

Центровка наряду с этим обязана размешаться на 25 — 30 процентах длины САХ крыла.

В случае если при запуске модель будет сильно пикировать, то направляться отогнуть рули высоты мало вверх, при кабрировании (комплекте высоты с утратой скорости) — вниз. Траектория полёта верно отрегулированной модели обязана воображать собой прямую нисходящую линию. Для запуска планёра с леера нужно в нижней части фюзеляжа прикрепить крючок из проволоки.

Для переоборудования планёра в самолёт пригодится воздушный винт. Сделать его возможно из подходящего липового бруска в строгом соответствии с теоретическим чертежом. Вогнутые части винта стёсываются миниатюрной циклёй либо осколками стекла подходящей кривизны. По окончании окончательной отделки винт балансируется, для чего надевается на вязальную спицу, помещённую на две горизонтально расположенные металлические линейки.

Более тяжёлая лопасть наряду с этим потянет вниз, её необходимо сошлифовать шкуркой. Верно отбалансированный винт, в случае если его качнуть, обязан останавливаться на вязальной спице в любом положении.

Готовый винт покрывается несколькими слоями паркетного лака.

Вал винта выгибается из металлической проволоки диаметром 1,5 — 2 мм. Между втулкой передней бобышки фюзеляжа и винтом устанавливается ровная латунная шайба.

Таблица контрольных сечений крыла модели самолёта (значения X, Yв и Yн — в мм)

Нужно кроме этого подготовить резиномотор.

Дабы сделать его, направляться между двумя гвоздями, забитыми в подходящую доску на расстоянии 650 мм друг от друга, намотать круглую авиамодельную резину (её масса должна быть в пределах 35 — 40 г). На переднем и заднем финишах резинового жгута посредством прочных швейных ниток оформляются петли под крючок под и вала винта задний крючок.

По окончании изготовления резиномотор направляться вымыть с мылом, высушить и легко смазать касторовым маслом.

А между полётами хранить в герметично закрытом полиэтиленовом пакете.

Первые регулировочные полёты производятся при закрутке резиномотора на 100 — 150 оборотов. В случае если полёт модели будет устойчивым, то закрутку резиномотора направляться неспешно довести до полной — до вторых «барашков» на всей протяженности резиномотора.

И.

СОРОКИН


Случайные записи:

как сделать самолет на резиномоторе / резиномоторный самолет своими руками


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Летающее крыло «юниор»

    В отечественном кружке новичкам-школьникам, каковые получили первичные навыки обращения с учебной кордовой моделью с двигателем МК-17, традиционно…

  • Кордовая пилотажная

    Первая кордовая пилотажная модель под двигатель рабочим количеством 3,5 — 7 см3 для моделиста-спортсмена, переходящего с юниорского уровня на взрослый…

  • Вступление в мир кордовых

    Существует пара школ обучения моделиста-кордовика. Но все они вычислены на условия, в то время, когда новичок приходит в специальный кружок моделизма и в…

  • Планер, доступный начинающим

    20010,0,3500, Модель планера, о которой мы хотим рассказать читателям журнала, была построена из самых простых и дешевых материалов. Думаем, что ее…