«Смарагд» на фигурном курсе

07.06.2013 В мире моделей

Сейчас мы желаем познакомить приверженцев модельного судостроения с успешной разработкой чехо-словацких спортсменов. Примечательно, что созданный ими маленький моторный катер «Смарагд» спроектирован на базе очень успешного корпуса от спортивной «электрички» подкласса Е7 (с конструкцией которой отечественный издание познакомил собственных читателей в № 5 за 1992 год). Сохраняем надежду, вам будет весьма интересно определить, как чисто целевая спортивная машина может превратиться в эффектную полукопию.

Кстати, не считая внешних преобразований, новая модель в один момент взяла и второе силовое оборудование, значительно более дешёвое для рядового моделиста. Долгие опыты разрешили авторам отыскать оптимальное сочетание мощностных черт.
Как и в чисто спортивном варианте, большая часть подробностей корпуса выполняется из бальзы.

Использование дефицитной древесины оправдано, поскольку на небольшой скоростной модели любой сэкономленный грамм массы обшивки возможно переведен в массу источников энергии (батарей либо аккумуляторная батарей). Для тех, кто не сможет отыскать бальзу, возможно советовать разработку выклейки силовой оболочки корпуса из стеклопластика, прекрасно известную среди моделистов.

Но особенностей корпуса, еще более родных к бальзовым, возможно достигнуть и с самыми дешёвыми материалами — простой бумагой либо картоном. Так как бальза весьма легка только сама по себе: большинство преимуществ данной древесины теряется по окончании отделки внутренней и внешней поверхностей.

При же, к примеру, применения в качестве обшивки предварительно склеенных на жидкой эпоксидной смоле панелей из двух слоев ватмана среднего качества вы сходу приобретаете материал не только водостойкий (смола пропитывает бумагу полностью), но и уже готовый к окраске без шлифовки и дополнительной шпаклёвки. Экономится не только масса, но и быстро снижается трудоемкость модели в целом. Действительно, подобными преимуществами владеют и стеклопластиковые корпуса.

Но выклейная разработка весьма требовательна к опыту и профессионализму пользующегося ею, и полностью преимущества стеклопластика проявляются только при высокой точности соблюдения тонкостей техпроцессов (что, к сожалению, в практике моделизма среднего уровня фактически нереально).

Исходя из сообщённого, при прочтении рекомендаций по изготовлению модели катера вы сами сможете внести собственные коррективы по используемым материалам.

Мы же приводим изначальное описание цельнобальзового варианта.

Корпус собирается на ровной доске-стапеле по хорошему варианту «килем вверх». Шпангоуты с первого по пятый, и носовая оконечность выпиливаются из простой фанеры толщиной 2,5 мм.

Шпангоуты соединяются килевой рейкой сечением 2×6 мм и четырьмя стрингерами сечением 4×4 мм (сосна). Между шпангоутами номер 2 и 3 дополнительно устанавливаются распорки из реек 3×3 мм. Носовая полость корпуса впредь до четвертого шпангоута заполняется пенопластом. Законченный каркас корпуса обшивается листовой бальзой толщиной 2 мм.

Внешняя поверхность обшивки шлифуется, а вся внутренняя, включая и подробности каркаса, по окончании съема корпуса со стапеля покрывается двухкомпонентным синтетическим лаком. По верхней кромке бортов на обшивку приклеивается рейка (привальный брус) сечением 2х4 мм.

В днище с большой аккуратностью сверлятся и после этого подгоняются совершенно верно по размерам отверстия для трубки и дейдвудной трубки подшипников баллера.

По окончании контрольного размещения на модели гребного вала вместе с дейдвудной трубкой в корпусе ставится и электродвигатель — для проверки соосности вращающихся подробностей. Моторчик несложнее всего зафиксировать посредством древесного кубика-ложемента, приклеенного к дну корпуса, и двух полутрубчатых стяжек, выкроенных и согнутых из листовой бронзы толщиной 0,8 мм. Совместно эти подробности сжимаются четырьмя шурупами, как продемонстрировано на рисунке.

По окончании проверки легкости вращения вала мотоустановки дейдвудная труба заклеивается в корпусе, на шпангоуты и реечные распорки кроме этого на клею ставится дне отсека из фанеры толщиной 1,5 мм, и вся палубная поверхность обшивается бальзой толщиной 2 мм. Наряду с этим в корпуса должны остаться незакрытыми только боковые стены отсека, а в палубе — окно для подхода к внутренним количествам, обозначенное на картинках буквой «а».

Контур этого окна обрамляется снаружи накладными рейками сечением 4×4 мм.

Надстройка склеивается из задней стенок и передней, переборок, рамы переднего стекла, задней рамы (все эти подробности выпилены из фанеры толщиной 2,5 мм) и горизонтальных обшивок с боковинами рубки (фанера 1 мм). Проемы в задней рамах и передней помогают для обдува очень сильно греющихся силовых сопротивлений.

При работе лучше придерживаться следующей очередности.

Сначала стены состыковывают с сосновыми стрингерами сечением 3×3 мм, в следствии чего образуется рамка, которая обязана хорошо обхватывать при примерке обрамление палубного проема корпуса. После этого приклеиваются боковины и все остальные подробности надстройки. При хорошей работе вся рубка на протяжении езды модели достаточно надежно удерживается на месте лишь за счет трения и в дополнительной фиксации не испытывает недостаток.

Стыки между горизонтальными элементами и боковинами полезно усилить рейками сечением 3×3 мм. Боковые оконные проемы на рубке по окончании ее лакировки и окраски обтягивают изнутри синтетической калькой средней толщины.

Небольшие копийные подробности модели катера несложно выполнить из пластика, проволоки O 1 мм и толстой жести. Имитации кнехтов прекрасно окажутся из алюминиевых заклепок.

Базой силовой установки есть замечательный электродвигатель (до 60 Вт), вращающий гребной винт диаметром около 30 мм. Само собой разумеется, это не единственное ответ, но в конкретном случае выбор двигателя может очень сильно различаться от предложенного. Это же касается и источника питания мотора, что на оригинале составлен из четырех никель-кадмиевых «пальчиковых» аккумуляторная батарей емкостью по 1,2 А-ч.

Создатель рекомендует оборудовать совокупность управления оборотами двигателя дискретным двухступенчатым тумблером с обратной переполюсовкой, прекрасно известным занимающимся радиоуправляемыми судомоделями. Входящие в состав тумблера сопротивления по 4,7 Ом (мощностью 10 Вт) включаются в схему параллельными парами.

Создатель не рекомендует включать в тумблер сопротивления меньших номиналов, чем 3,3 Ом, поскольку из-за высоких токов перегрева и питания двигателя самих сопротивлений появляется угроза пожара на модели. При возможности, само собой разумеется, лучше оборудовать катер электронным регулятором хода с плавной чёртом. В предлагаемом варианте выполнения мотоустановки время хода модели на полной скорости равняется примерно 10—13 минутам.

Что касается внешней отделки: сам корпус покрыт составами, как и на спортивной «электричке» (возможно дополнительно нанести тонирующий «корабельный» лак), а выкрашенная в белый цвет рубка дополнена тёмной полосой по краю стыка с палубой. Небольшие ее отделки и элементы модели — кроме этого тёмные.

От редакции.

Конечно же, радиоуправляемый вариант полукопии скоростного катера — самый привлекательный. Но и при отсутствии аппаратуры управления модель сможет хорошо послужить юным спортсменам. Малая масса корпуса при действенных глиссирующих обводах обеспечит высокую скорость хода, а точность удержания курса несложно повысить за счет демонтажа килевой пластины.

Кстати, отсутствие регуляторов и аппаратуры хода быстро снизит стартовую массу микрокатера, исходя из этого он окажется очень быстроходным и при маленькой мощности двигателя (в один момент это разрешит перейти на дешёвые сухие элементы питания).

«Смарагд» на фигурном курсе
Радиоуправляемая модель катера с электроприводом на базе корпуса спортивной модели:

1 — задняя стейка надстройки, 2 — переборка запасной, 3 — главные переборки, 4 — днище отсека, 5 — задняя палубная часть надстройки, 6 — задняя рама, 7 — крыша, 8 — передняя рама, 9 — передняя палубная часть, 10 — передняя стена, 11 — носовая оконечность, 12 — боковина рубки. 13 — распорные рейки отсека, 14 — дейдвудная труба, 15 — древесный клин усиления стыка дейдвудной трубы с обшивкой корпуса.
На виде модели сбоку обшивка корпуса условно не продемонстрирована.


Случайные записи:

Фигурное катание: Липницкая с новым тренером, а Сотникова вернулась после травмы


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Трансатлантик в миниатюре

    Прототипом предлагаемой вашему вниманию модели-полукопии послужило неповторимое моторное скоростное судно Des-triero. Выстроенное итальянским клубом…

  • От схематички — к чемпионской

    Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и…

  • Скоростная для юниоров

    Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…

  • «Гидро-н» из швеции

    Популярность недавно созданного класса судомоделей «Гидро» н сейчас находится на высокой отметке. В ряде западных государств интерес к новым быстроходным…