Строим модели-копии

15.07.2011 В мире моделей

Модели-копии ракет в рекламе не нуждаются. Делать их и запускать весьма интересно. Особенное, ни с чем не сравнимое беспокойство испытывают конструкторы таких моделей, участвуя с ними на соревнованиях. У нас в стране проводятся соревнования копий ракет на реализм и высоту полета. Это нужно иметь в виду при проектировании будущей модели.

В редакцию приходит большое количество писем с просьбами поведать об главных приемах изготовления для того чтобы класса ракет. В № 2, 6 и 8 издания за 1976 год было опубликовано пара материалов об базах ракетомоделирования. В данной статье мы поведаем о конструировании несложных моделей, дешёвых кружковцам второго года обучения.

С чего начать! Таковой вопрос появляется у моделиста, задумавшего выстроить модель-копию. Ответ однозначен — с чертежа прототипа, со сбора нужных сведений о ракете либо ракетоносителе космического объекта: технические данные (протяженность, диаметр и т. д.) и фотографии внешнего вида.

К сожалению, таковой информации печатается не хватает. Вот из-за чего начинающим «копиистам» лучше повторить копии по готовым чертежам.

Уже на этом, первой стадии проектирования модели нужно выяснить, в какой категории вы станете соревноваться.

Так, для стартов на высоту полета (класс S-5) нужно колировать ракеты с громадным удлинением, чем для соревнований на реализм полета (класс 8-7). Из аэродинамики как мы знаем, что, чем больше удлинение ракеты, тем устойчивее ее полет. Начинающим «ракетчикам» лучше браться за постройку несложных моделей с симметричным корпусом, аэродинамическими стабилизаторами. Это в первую очередь прекрасно летающие копии первых советских ракет 09, Р-03, Р-05, Р-06, В-5-В и других.

Перед тем как вычерчивать рабочий чертеж модели, нужно выяснить масштаб. В случае если на рисунке прототипа размеры ракеты даны всецело, поделите их на масштаб уменьшения и получите габаритные эти модели. Но часто на чертеже оригинала приведены все размеры.

В этом случае приходится с большой точностью (нужно до десятых долей миллиметра), пользуясь штангенциркулем и линейкой, промерить геометрические параметры (длину, ширину и т. д.) на рисунке и умножить полученные размеры на масштаб повышения.

Вот, например, как ведется расчет данных ракеты «Метеор-1». Диаметр ее корпуса в нижней части — 120 мм.

Наружный диаметр ракетомодельного двигателя МРД-10, которым будет снабжена модель, — 20 мм. Подбираем число больше 20, на которое 120 делится без остатка. Это будет 24.

Делим 120 на 24, полученное число 5 и будет масштабом уменьшения модели. Осталось поделить все размеры ракеты на 5, и геометрические эти копии готовы. направляться подчернуть, что масштаб модели не обязательно должен быть целым числом. Иногда он может выражаться и дробью.

Строим модели-копии

Рис. 1. Крепление двигателя через обойму: 1 — стабилизатор, 2 — обойма, 3 — двигатель, 4 -— корпус.

Рис. 2. Склейка секций встык: 1 — секции корпуса, 2 — лепестки.

Рис.

3. Склейка корпуса сложной формы: 1 — секции корпуса, 2 — силовая трубка, 3 — шпангоуты.

Рис. 4. Крепление двигателя: 1 — силовые шпангоуты, 2 — стабилизатор, 3 — двигатель. 4 — корпус.

Рис. 5. «Силовой отсек» многодвигательной модели: 1 — корпус, 2 — болванки, 3 —- шпангоуты.

Рис. 6. Разделение ступеней: 1 — корпус первой ступени, 2 — бобышка, 3 — переходная втулка, 4 — корпус второй ступени.

При выборе масштаба копируемой модели нужно знать кроме этого, на каких двигателях она будет запускаться. их правильные габариты. Главный определяющий размер — диаметр корпуса модели должен быть на 2—3 мм больше, чем у двигателя, что закрепляют через уплотнительную бумажную обойму (рис. 1). Последняя создаст воздушную прослойку между корпусом и двигателем и предохранит его от прогорания.

Наконец, рабочий чертеж составлен. Пора браться за постройку. Начинают в большинстве случаев с корпуса. Имеется большое количество способов его изготовления. Самый простой, не смотря на то, что и не весьма практичный — склейка из чертежной бумаги. Для этого нужно приготовить оправку, диаметр которой меньше диаметра корпуса модели на 1 мм.

В случае если корпус сложной формы, пригодятся оправки для каждой секции. Склеенные заготовки торцуют на оправках, зажав их в патрон токарного станка, и на малых оборотах обрезают остро отточенным скальпелем. Склеивать секции комфортно лепестками из бумаги (рис. 2).

Имеется еще один, более практичный вариант. Из бумаги, свернутой в два слоя, склеивают центральную силовую трубку. На нее надевают фанерные шпангоуты, а после этого секции корпуса, причем стыки их должны совпасть со шпангоутами (рис. 3). Корпус, изготовленный по таковой технологии, владеет хорошей прочностью, но тяжеловат. Лучше применить стеклопластик.

Следующий этап — изготовление «силового отсека» — крепления двигателя. О самом несложном методе (посредством обоймы) мы уже говорили. Но вероятны и другие варианты. Допустим, что диаметр корпуса модели в хвостовой части 30—35 мм. Тут лучше применять силовые шпангоуты (рис. 4) из фанеры толщиной 2—3 мм.

В случае если же на модели устанавливаются пара двигателей, без шпангоутов обойтись по большому счету нереально. В них вырезают отверстия под двигатели и вклеивают в корпус (рис. 5).

Дабы не было перекосов шпангоутов, на время склейки поставьте на место двигатели либо заблаговременно подготовленные болванки.

У многоступенчатой модели для разделения ступеней корпуса возможно применить бобышку и переходную втулку (рис. 6).

Самый популярный материал для стабилизаторов — липовый шпон. В моделях-копиях, толщина стабилизаторов которых не превышает 2 мм, возможно разрешить войти в дело фанеру. Вот как это делается. Вырезают два железных шаблона.

Закрепив между ними в тиски стабилизаторы, обрабатывают последние напильником (рис. 7).

Обратите внимание на крепление готовых стабилизаторов к корпусу. Склей-на встык не всегда обеспечит достаточную прочность. Надежнее склейка посредством шпилек (рис.

9). Их делают из металлической проволоки O1—1,5 мм, а сами стабилизаторы фиксируют на корпусе эпоксидной смолой. Многие «ракетчики» увеличивают площадь склейки, используя шипы (рис. 9б). Вероятно кроме этого изготовление маленьких по площади стабилизаторов из бумаги (рис. 9в).

Разработка обработки головных обтекателей мало чем отличается от общепринятой. Без токарного станка фактически не обойтись. Но для некоторых копий обтекатели удается бережно вырезать ножом из липы, осины либо березы. Грузовым отсеком для балласта помогает отверстие в головном обтекателе.

Балласт закрепите, лучше — вкпейте.

Резиновый амортизатор возможно привязан к головному обтекателю методами, продемонстрированными на картинках 8а и б. Кольцо из металлической проволоки O1— 1,5 мм вклеивают в ту часть обтекателя, которая вставляется в корпус.

К направляющим кольцам модели копии предъявляются такие требования. Они должны обеспечивать надежный разгон модели на направляющем штыре и быть прочно закреплены дабы обеспечить безопасность взлета.

Их нужно делать малозаметными, а крепление — надежным. Несложнее всего выгнуть их из железной полосы шириной 1,5—2 мм и вклеить на эпоксидной смоле (рис. 10). Второй метод.

Склеивают из стеклоткани трубочку O 7—8 мм, разрезают ее на кольца и приклеивают к корпусу эпоксидным клеем. Размещать их нужно так, дабы они затенялись вторыми элементами конструкции модели.

Пара слов о парашюте.

Он нужен для безаварийного спуска: так как, правильно соревнований, модель должна быть талантливой совершить повторный попет. Площадь купола выбирают в зависимости от веса модели. Обычной (исходя из практики) можно считать нагрузку на парашют, равную 25—30 г/дм2. Изготовляют купол значительно чаще из легкой ткани либо длинноволокнистой бумаги.

Рис. 7. Обработка стабилизаторов в тисках: 1 — шаблоны, 2 — стабилизаторы, 3 — тиски

Рис. 8. Варианты крепления амортизатора: а — за выточку; б — за скобу.

Рис. 9. Варианты крепления стабилизаторов: а — на шпильках: 1 — корпус, 2 — шпильки, 3 — стабилизатор; б — на шипах: 1 — корпус, 2 — вырезы для шипов, 3 — шипы стабилизатора; в — на бумажных клапанах: 1— корпус, 2 — бумажный стабилизатор.

Рис. 10. Крепление направляющего кольца к корпусу.

Завершающий этап — отделка и окраска. Им направляться выделить особенное внимание, по причине того, что от внешнего вида зависит стендовая оценка миниатюрной ракеты. Модель взвешивают (отвечает пи она требованиям данной категории?) и заново измеряют. В случае если имеется отклонения геометрических параметров, их нужно устранить. Затем покрывают копию два-три раза нитролаком либо клеем Ак-20.

По окончании подсыхания каждого слоя обрабатывают поверхность наждачной бумагой. Найденные неровности шпаклюют. После этого зачищают эти места наждачной бумагой (дабы она не забивалась шпаклевкой, используют керосин, воду, а значительно лучше бензин — он не увлажняет бумажные и древесные подробности).

Напоследок еще раз покрывают ракету жидким нитролаком, нужно из пульверизатора.

В случае если в раскраске модели присутствуют яркие тона, то ее направляться сначала покрасить серебрянкой. Эта краска прекрасно перекрывает каждые другие цвета. Предлагаем один из способов изготовление таковой краски.

Алюминиевую пудру запивают жидким нитролаком (эмалитом) и прекрасно смешивают, по окончании чего дают смеси отстояться. Через 5—6 часов, в то время, когда тяжелые частицы выпадут в осадой, сливают 3/4 количества взятой краски и применяют данный количество для работы.

Покрасив всю модель, приступают к маркировке и разметке. Маленькие надписи в большинстве случаев пишут пером, применяя жидкую нитрокраску.

Разметка страниц (прямая) выполняется рейсфедером. Эту работу выполняют с особенной аккуратностью. При применении гуаши модель в обязательном порядке опять покрывают лаком.

В.

РОЖКОВ


Случайные записи:

Радиоуправляемая модель. Постройка. Модель самолета P-51b Mustang


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Модель-победительница

    Конструктор данной модели класса SЗA — Максим Шехватов, школьник из г. Электросталь (Столичная обл.) и чемпион России 2001 г. в двух классах спортивных…

  • На старте — модели-копии

    Частенько школьники, заметив по телевизору либо в издании старт космического корабля, проявляют живой интерес к тому, как это происходит. Вот бы…

  • «Старейшая» категория ракетных моделей

    Из всех классов и видов ракетных парашютных моделей категория S3 самая «старая». На развития и заря возникновения ракетомоделизма одним из параметров…

  • Модель подводной лодки с резиномотором

    Подводные лодки — класс судов военноморских флотов, предназначенных для нанесения ударов по наземным целям и кораблям соперника из подводного положения….