Трехканальный — аэросаням!

19.06.2015 В мире моделей

Еще не имея правильной информации, допустят ли «опытные» микродвигатели на школьные типы автомоделей, мы все же решили новые «санки» проектировать под МДС-1,5Д производства Савеловского ПО «Прогресс». Не сейчас, так на следующий день гонка за результатами приведет трехканальные моторы в мир несложных кордовых аэросаней, да и на тренировках возможно не жечь перефорсированные и исходя из этого малоресурсные МК-17. Как видите, основания для перехода на МДС у нас были.

Пара новых купленных микродвигателей позволили приступить к проектированию санок. В принципе это выяснилось несложной задачей, поскольку мы базировались на известной разработке (см. «М-К» № 8 за 1989 год, статья «К скорости — через простоту»). Дело в том, что, как нам думается, в ней схема аэромодели доведена до логического совершенства при полном упразднении технических «излишеств»; не имеет она равных и по технологичности.

Действительно, в расчете на новый двигатель, возможно значительно более высокооборотный если сравнивать с МК-17, было нужно мало поменять сечение корпуса с одновременным повышением толщины стены и поднять площадь стабилизатора.Трехканальный - аэросаням! Так как главная его цель — компенсировать гироскопический момент от вращающегося воздушного винта, что, со своей стороны, зависит от оборотов. По конструкции и материалам новая модель повторила размещённую в издании.

Кроме этого сохранен и принцип крепления «модель на двигателе». Не смотря на то, что сначала мы и пробовали прорисовать вариант с простыми подмоторными брусьями (более привычными, каковые возможно советовать только для моделей новичков), в итоге решили по большому счету убрать лапки с картера двигателя и, перерезав все крепление мотора на М3, применять для его установки два дюралюминиевых кронштейна-уголка.

Так как на отечественных санях подкос упразднен, в подмоторной бобышке корпуса сейчас заклеиваются два толстых прутка, в которых выполняются резьбовые гнезда и под уголки мотора, и под кордовую планку. При изготовлении узла принципиально важно все работы вести с большой точностью, дабы позже не было нужно ликвидировать отклонения оси вала воздушного винта. Возможно прибегнуть и к такому приему: сначала собрать целый мотоблок с баком и только позже по окончании примерки вклеить хвостовую балку корпуса.

Исходя из логики «модель монтируется на двигателе» и из сверхмощной конструкции МДС, проволочный кронштейн главного конька привинчен конкретно к головке цилиндра (как уже говорилось, тут кроме этого применены винты М3). Совокупность питания — самый современного типа, с жиклером в баке и с трубкой питания O 3 мм, на 2 мм входящей в осевое отверстие золотника (для справки: последний размер равен 6 мм). Жиклер изготовлен заново из бронзы и при сборке впаян в бак.

Игла выведена вниз, что повышает удобство регулировки из-за одностороннего направления с винтом регулировки степени сжатия, да и внешний вид гоночных аэросаней не сломан выступающими вверх подробностями. Конечно же, питание двигателя горючим — под давлением, отбираемым из картера через штуцер-клапан.

Обтекатель-капот проходит службу в зимних условиях скорее цели защиты цилиндра от переохлаждения, чем задачам аэродинамики, исходя из этого щель для входа воздуха прорезается на протяжении подбора режима мотоустановки.

Модель под МДС была фактически готова, в то время, когда мы, не удержавшись, принялись за обкатку еще не переделанного для саней двигателя. Любой моделист осознает отечественное нетерпение! И вот…

Рис. 1. Кордовая гоночная аэромодель саней с микродвигателем рабочим количеством 1,5 см3.

Новый, снаружи необыкновенный, в соответствии с паспортным сведениям весьма замечательный и высокооборотный мотор поставленна стенд. Сразу же узнается, что винт регулировки степени сжатия не свернуть кроме того сприменением плоскогубцев (да забудут обиду нас начальники кружков, несомненно верно запрещающие кроме того гайки фиксации пропеллеров затягивать клещами). Но по отдаче при вращении вала казалось, что степень сжатия близка к оптимальной. Исходя из этого решаем постараться запустить МДС.

Вспышки наконец появляются, и больше ничего. Возможно, неудачный экземпляр попался?

Тут кто-то из ребят отыскал в памяти, что от друзей слышал разговор, как подобную неудачу потерпели и отечественные соперники, и кружковцы-авиамоделисты. Что делать? Полезли в мотор, не смотря на то, что сначала и не желали этого…

какое количество же «хороших» слов было сообщено, в то время, когда обнаружилось, что прячется за прекрасной наружностью мотора.

Во-первых, оказалось, что нам здорово повезло из-за неудачи с запуском. Дело в том, что по окончании шлифовки на щеке коленвала остались заусенцы, по величине не уступающие корду, и по окончании запуска они гарантированно отвалились бы. Вам не нужно растолковывать, что мотор было нужно бы выкинуть затем полностью? Дальше — больше…

Рис. 2. Силовая часть модели.

Рис. 3. Заготовка топливного бака.

Рис. 4. Оправка для выклейки трубчатой балки корпуса (толщина стены корпуса около 1 мм).

Рис. 5. Схема проверки массы шатунно-поршневой группы, принимаемой в расчет степени сбалансированности. Для обеспечения правильной балансировки самого вала, поставленного на ножах, требуется добрая половина данной массы (это возможно соответствующего веса кольцо, надетое на кривошипный палец коленвала).

Меньше, приводим краткое описание имеющихся у нас образцов МДС.

поршень и Гильза, наверное, очень хороши, но кроме того при шлифовке хрома на заводе умудрились полупить такие заусенцы (правильнее, наплывы), каких захочешь — не добьешься. Их, само собой разумеется, мы сняли (а отваливаются они фактически без упрочнений!). Поставили фиксирующие гильзы шпильки на всех трех моторчиках, поскольку они были предусмотрены, но забыты на заводе при сборке.

Задняя стена нас особенно не интересовала, поскольку по узлу золотника особенных претензий не было. Металлический носок картера кроме этого показался удовлетворительным по качеству, а диагностику сбалансированности кривошипношатунной группы оставили на позже.

Но особого беседы заслуживает головка цилиндра.

По непонятным обстоятельствам сделанная из стали (по массе она практически равна картеру!) и пара необычная по форме, она вместе с латунным контрпоршнем по обоюдной подгонке привела к откровенному изумлению. Контрпоршень был впрессованным в гнездо, в противном случае количество бронзы, которое «не влезло», было срезано кромкой гнезда и перемещено вниз контрика!

Мы опешили так, что взялись за притирку контрика. В принципе дело это не через чур сложное.

Особенно в случае если учесть, что гнездо в головке выяснилось достаточно чистым. И тут не сообразили, что занимаемся полной бессмыслицей. Убедительным доказательством стал первый же запуск приведенного в порядок двигателя-полуфабриката. Легко двигающийся контрпоршень сразу же заклинил!

А в противном случае и не могло быть — латунь в стали по окончании прогрева садится с таким натягом, что и нечего думать о попытках регулировки степени сжатия. Остынет мотор — тогда прошу вас, регулируйте. Но лишь не на протяжении работы!

Единственный выход — изготовление головки заново, из дюралюминия…

Действительно, имеется и еще один путь: попытка установить контрпоршень из фторопласта с верхней нажимной шайбой. В случае если захотите, имеете возможность попытаться, номы остановились на известном хорошем варианте (с которым, как и с понятием температурного расширения металлов, незнакомы разработчики МДС-1,5Д? А как же снимались мощностные характеристики на предприятии?).

Осознав, что мы имеем дело скорее не с готовым двигателем, а с полуфабрикатом, не считая удаление выхлопного патрубка на картере в один момент перешлифовали посадочный торец носка мотора, обеспечив отклонение вала вниз на 0,2 мм по габариту посадочного места. Кстати, этого выяснилось мало: по окончании обкатки на всех примерах видны заметные следы прижима шатуна к щеке золотника.

Похоже, мелка жесткость коленвала и мотылевого пальца и неверен выбор коренного шарикоподшипника, дающего громадную просадку под нагрузкой.

Меньше, в итоге МДС получил, кроме того примерно не напоминая форсированные «Юниоры». Сняли юбку поршня так, что осталась лишь стеночка в зоне выхлопного окна, причем открывающая снизу выброс на 0,5 мм при положении поршня в ВМТ.

Режим улучшился, но до МК-17 далековато. В этот самый момент обратили внимание: чуть туго вращается вал. Последней каплей стала столь тугая заводская запрессовка обоих шарикоподшипников, что демонтировать их без разрушения попросту нереально.

Что вам еще сообщить? Что мы не отыскали в памяти о штатном жиклерном узле? Да, нам он не пригодился. Сохраняем надежду, что и вы обойдетесь без него, в противном случае не избежать необходимости в целом последовательности доработок, включающих изготовление новой футорки.

Либо возвратиться к балансировке? Так она как таковая отсутствует, фактически только скомпенсирован вес мотылевого пальца. Само собой разумеется, в следствии громадной работы возможно все привести в порядок и, затратив много сил, вынудить МДС выдать паспортные 0,28 кВт (кстати, в паспорте — ни слова ни о горючем, ни о воздушном винте, с какими снимались характеристики!).

Но… возможно, не с этого нужно затевать?

Напоминаем: цена компрессионного микродвигателя МДС-1,5Д 55 рублей! Выпускается он Савеловским производственным объединением «Прогресс»…

Д. МИТРИЕВ, начальник автомодельного кружка


Случайные записи:

Санкт-Петербург . Питер . RC CAR . Traxxas Summit 1/10 4WD Радиоуправляемая машина


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Двигатель открывает тайны

    В руках у тебя новенький, пахнущий касторовым маслом микродвигатель «Метеор». какое количество таинственного скрыто под сероблестящей поверхностью его…

  • «Аэросани» за пять минут

    Можно понять горячее желание малыша, заметившего в первый раз соревнование моделистов, просить своих родителей купить либо сделать ему такую же…

  • С «вертулой» — на рекорд

    Примером творческого отношения к созданию современной спортивной автомодельной техники возможно аэромобиль класса АС-2 с микродвигателем рабочим…

  • Из компрессионного — калильный

    Эксплуатация калильных модельных микродвигателей постоянно представляла трудности для большинства моделистов. Из-за высокой токсичности спирта — главного…