Винт — по копиру

15.10.2012 В мире моделей

Приспособление помогает для изготовления гребных винтов судомоделей на токарных станках Тb-4 и ТВ-7. При помощи приспособления возможно изготовить гребные винты из алюминиевого сплава (Д16Т), пластмасс и латуни. Причем на изготовление заготовок винта из сплава Д16Т затрачивается до 10 мин., а из бронзы — до 40 мин..

Диаметр винтов до 50 мм. Число лопастей — 3. Возможно делать двух- и четырехлопастные винты, но для этого нужна переделка копира и шпинделя. Приспособление складывается из корпуса, на что крепится копир. В корпус вставляется шпиндель, на нем закрепляются болванка и рукоятка. В патрон токарного станка зажимается фреза.

Корпус изготавливается из Стали 45. В корпусе имеется отверстие диаметром 25 мм, служащее для установки шпинделя. Для крепления корпуса к резцедержателю станка на боковой поверхности выфрезерована полочка. В задней части корпуса имеется окно, дающее возможность перемещения рукоятки. Окно закрывается копиром. Шесть отверстий для винтов М5 размечаются по отверстиям копира.

Копир изготовлен из Стали 10КП толщиной 1,5 мм.

Судомоделистам, в большинстве случаев, нужны винты левого и правого вращения, исходя из этого потребуется два сменных копира под «левый» и «правый» винт. Эти копиры будут различаться размещением паза для рукоятки, что выполняется особенно шепетильно. Сперва на пластине до ее сгибания нужно разметить и вырезать паз с припуском на обработку, другими словами ширина его должна быть 9,5—9,8 мм. Окончательную подгонку его по рукоятке создавать в сборе копира с корпусом.

Для этого нужно закрепить копир на корпусе, засунуть шпиндель. Начало паза копира увеличить так, дабы возможно было засунуть рукоятку через копир в отверстие шпинделя. Потом неспешно расширять паз так, дабы рукоятка без зазоров и заеданий перемещалась по нему при ее вращении со шпинделем.

Винт - по копиру

Приспособление в сборе:

1 — корпус, 2 — копир, 3 — рукоятка копира, 4 — 3 шпиндель, 5 — болванка, 6 — фреза, 7 — винт М8 крепления рукоятки копира, 8 — винты М8 крепления заготовки, 9 — винты М5.

Подгонку (расширение) создавать лишь по одной стороне паза. Угол подъема паза выбирается с учетом шага винта; на чертеже он соответствует шагу, равному 48 мм. При расчете угла диаметр винта берется равным 60 мм — по диаметру корпуса.

Рукоятка помогает для поворота с одновременной подачей шпинделя. Изготавливается она из Стали 45; одним финишем через паз копира вставляется в одно из отверстий шпинделя и крепится болтом М8.

Шпиндель помогает для подачи заготовки винта на фрезу.

На переднем торце шпинделя имеется отверстие 0 25 мм, в которое вставляется заготовка и зажимается в шпинделе тремя болтами М8. На заднем финише шпинделя имеются три отверстия 08 мм, расположенные под углом 120°, что нужно выдержать как возможно правильнее. Для изготовления двухлопастного винта нужно сверлить одно сквозное отверстие, а для четырехлопастного — четыре отверстия под углом 90е.

Материал — Сталь 45.

Заготовка винта (болванка) точится из сплава Д16Т, латуни либо пластмассы. Диаметр выбирается в зависимости от диаметра винта. Заготовка имеет хвостовик диаметром 25 мм, что вставляется в шпиндель. С другого торца имеется цилиндрический выступ — будущая ступица винта. Соответственно его диаметр должен быть равен диаметру ступицы.

Фреза — стандартная концевая.

Диаметр выбирается в зависимости от числа заходов и шага винта. В связи с тем, что расстояние между лопастями винта изменяется в зависимости от диаметра, то фрезу нужно прошлифовать по шаблону. Изготовить шаблон с достаточной точностью возможно графически. Для этого нужно выстроить график развертки винтовых поверхностей.

На вертикальной оси в масштабе откладывается ход винта Н, а на горизонтальной — протяженность окружности винта, начиная от наружного диаметра (ОБ) и заканчивая диаметром ступицы (ОЕ) с промежутком 5… 10 мм. Соединив точку А со всеми точками на горизонтальной оси, приобретаем график развертки винтовых поверхностей либо график углов наклона лопастей на различных диаметрах.

Ход винта делится иа число лопастей, в этом случае на три отрезка.

Из точек А1 и А2 проводятся линии параллельно линиям АБ, АВ, АГ и т. д. Расстояние между параллельными линиями будет равняется расстоянию между лопастями винта, которое возможно выяснить более совершенно верно по формуле:

Расстояния между лопастями даны не учитывая их толщины, следовательно, размеры нужно уменьшить на толщину лопасти. Для трехлопастного винта с шагом 48 мм диаметр фрезы равен 14 мм.

Порядок работы.

Для изготовления винта нужно: закрепить приспособление в резцедержателе станка, а фрезу — в патроне; засунуть заготовку винта в шпиндель и зажать ее болтами; при помощи рукоятки отвести шпиндель в крайнее заднее положение; ручками продольной и поперечной подачи станка подвести болванку к фрезе, как продемонстрировано на рисунке; включить станок (число оборотов — 60О…7ОО); медлено нажимая на рукоятку, начать фрезерование пазов; прорезав паз до конца, вывести рукоятку в исходное положение, отпустить стопорный болт, переставить рукоятку в следующее отверстие шпинделя и повторить операцию фрезерования.
В случае если по окончании прорезания пазов толщина лопасти винта окажется больше нормы, то прорезание направляться повторить, получая нужной толщины поперечной подачей суппорта станка.

При изготовлении «левого» винта затевать прорезку пазов направляться особенно с опаской, поскольку болванка и фреза вращаются навстречу друг другу, благодаря чего может случиться заклинивание.

По окончании того, как пазы прорезаны и заготовка получила вид шнека, ее нужно засунуть в патрон токарного станка и сверлить отверстие для гребного вала, а после этого отрезным резцом «шнек» разрезать на винты.

А. КОЛОТОВКИН, начальник судомодельного кружка, г. Клинцы, Брянская обл.


Случайные записи:

Воздушный винт для аэроглиссера


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Воздушный винт — на станке

    Изготовление воздушного винта требует аккуратности и особой точности. Предлагаемое приспособление существенно облегчит ваш труд: обработка нагнетающей…

  • Гребные винты из пенопласта

    Предлагаем проверенный на практике отечественного судомодельного кружка метод: делать гребные винты посредством электрического тока из пенопласта….

  • Лучший винт для твоей модели

    Сейчас, в то время, когда правилами ФАИ вес резиномотора уменьшен, а количество туров на соревнованиях увеличено до семи, винтомоторной группе нужно…

  • Мотор из…гвоздя и винтов

    Перед копиистами, изготавливающими макеты самолетов в мелом масштабе, часто поднимается неприятность имитирования силовой установки со звездообразным…