К семи годам дети начинают врать по-взрослому

27.02.2012 Наука и жизнь

С возрастом дети обучаются применять собственное познание мыслей и чужих чувств с целью достижения собственных целей.

Мы отличаемся от животных тем, что можем оценивать собственные мысли и эмоции со стороны; более того, совершенно верно так же мы можем оценивать мысли и эмоции вторых людей. Другими словами мы можем осознать мотивацию другого человека, вчувствоваться в его эмоциональное состояние и с высокой степенью достоверности спрогнозировать его предстоящее поведение.

И, напротив, по поведению мы можем осознать, о чём человек думает: к примеру, в случае если кто-то, выходя из дома, берёт зонт, мы с уверенностью заключаем, что данный «кто-то» считает, что будет ливень. Такую свойство обрисовывают как умение строить модель психологического состояния, время от времени видятся заглавия «познание чужого сознания», «теория намерений», «теория разума». Сейчас появляются информацию о том, что свойством осознавать чужие мотивы владеют не только люди, но и кое-какие птицы и обезьяны.

(Фото A.К семи годам дети начинают врать по-взрослому Chederros / Corbis).

У «теории разума» имеется большое количество качеств, и начинается эта свойство у нас неспешно. К примеру, двухлетние дети начинают осознавать отличие между их реальностью и мыслями, что мысли смогут быть одни, а действительность – совсем второй. К трём годам дети знают, что мысли, эмоции и т. д. являются как бы отдельный мир, хороший от физического окружения.

Иными словами, ребёнок осознаёт, что мечту нельзя потрогать пальцем. И только к четырём годам у детей появляется свойство видеть заблуждения вторых. В первой половине 80-ых годов XX века психологи поставили достаточно несложный опыт, в котором разновозрастным детям показывали, как кукольный персонаж прячет шоколад в буфет и уходит из помещения. После этого экспериментатор перепрятывал шоколад из буфета.

Дети же должны были сообщить, где кукла будет искать собственный шоколад, в то время, когда возвратится. Те, кому было три года, думали, что кукла знает то же, что и они, и потому искать шоколад будет в том месте, куда его перепрятали. И только 4-летние осознавали, что у куклы смогут быть собственные представления и мысли, и что кукла не видела, как перепрятывали шоколад, и потому искать его она будет в буфете.

Это, кстати, растолковывает, из-за чего трёхлетним детям не хорошо удаётся лгать – так как они уверены в том, что то, что знают они, знают и все другие люди.

Но развитие свойства осознавать чужое психологическое состояние длится и дальше, по мере взросления детей. У «теории разума» имеется более сложный уровень, что именуют «стратегической теорией разума» – в то время, когда мы не просто понимаем, во что человек верит, что ощущает и что думает, вместе с тем понимаем обстоятельства его душевных перемещений. Как это трудится, возможно пояснить на примере.

Предположим, Саша планирует соврать собственной Маше по поводу того, где он был прошедшей ночью. Но Маша знает, что Саша будет лгать, и потому не планирует ему верить. Но и Саша осознаёт, что Маша готова к его лжи, и потому он решает, что лучше сообщить правду. Как видим, тут имеет место достаточно сложная цепочка умозаключений, основанная опять-таки на способности вживаться в чужое психологическое состояние.

И вот психологам из Университета Миннесоты (США) захотелось определить, с какого возраста у человека появляется свойство играться в такие игры.

Группе детей от трёх лет до восьми внесли предложение поучаствовать в соревновании, на протяжении которого необходимо было покинуть соперника без стикеров. Любой из игроков имел возможность забрать от одного до пяти стикеров, но они оставались на руках лишь в том случае, если игрок забрал их меньше, чем соперник. В случае если же их выяснялось больше, то игрок терял всё, что забрал за данный движение, в случае если же оба брали однообразное количество стикеров, то оба оставались ни с чем.

Цель игры была собрать как возможно больше стикеров, и ясно, что самая успешная стратегия в этом случае – это брать по одному-двум стикерам: в нехорошем случае соперник заберёт один против ваших двух, и ваша утрата будет мала. Но такую стратегию показали лишь семилетние дети и взрослые. Дети моложе семи лет старались всегда собрать как возможно больше стикеров – так как цель игры именно и была в том, чтобы собрать их как возможно больше!

В другом опыте дети должны были указать второму человеку, в какой из двух коробок лежит конфета. Хитрость была в том, что в случае если человек угадывал неправильно, то конфета доставалась тому, кто показывал на коробку. Другими словами цель того, кто руководил, так сообщить, поисками, была в том, дабы по возможности запутать ищущего.

Выяснилось, как пишут авторы работы в собственной статье в Proceedings of the National Academy of Sciences, что семилетние дети смогли выработать достаточно узкую стратегию – они большей частью показывали второму человеку на неправильную коробку, но время от времени однако говорили правду, дабы второй не разгадал их намерение взять конфету. Взрослые из тактических и стратегических мыслей довольно часто разбавляют неправда маленькими порциями правды, дабы остаться в выигрыше, но детям до семи лет такая стратагема оставалась недоступной.

Разумеется, до семи лет человеку тяжело справляться со собственными жаждами: рвение победить, взять конфету, взять как возможно больше стикеров и т. д. подавляет всякие попытки спланировать действия и вычислить движение игры (и движение мыслей соперника) на пара шагов вперёд. Быть может, что детям просто не хватает рабочей памяти, дабы удержать в голове все сведенья по текущей обстановке, исходя из этого их жаждам нет ничего, что мешает. Вправду, как мы знаем, что рабочая память деятельно начинается именно между шестью и семью годами, но что именно за нейроанатомические изюминки разрешают семилетним детям лгать по-взрослому, учёным ещё предстоит узнать.

Создатель: Кирилл Стасевич

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

10 Lies Kids Tell Their Parents


Похожие статьи, которые вам понравятся: