Нейробиологи нашли защиту от избыточного обучения

13.03.2014 Hi-tech

Несколько нейрофизиологов из Лундского университета нашла в мозге особенные механизмы, важные за контроль над происхождением новых ассоциаций, забыванием и научением уже выученного. Кроме этого ученым удалось растолковать один из центральных постулатов модели процесса научения Рескорла-Вагнера, что гласит, что любой дополнительный условный стимул при формировании хорошего условного рефлекса ухудшает его закрепление. Работа размещена в издании Proceedings of the NationalAcademy of Sciences.

Любой хороший условный рефлекс формируется по одной и той же схеме – за условным стимулом (звуком колокольчика) направляться стимул абсолютный (еда). Неспешно между двумя стимулами происходит процесс ассоциации, и условный сигнал в итоге приводит к безусловной реакции (слюноотделение). Но скорость научения новым рефлексам очень сильно варьирует.

К примеру, для различных особей требуется различное число совместных предъявлений стимулов. Одним из самые необычных феноменов при хорошем научении есть тот факт, что совместное предъявление в один момент двух условных сигналов не усиливает, а, напротив,ухудшает процесс научения.Нейробиологи нашли защиту от избыточного обучения Данный феномен стал называться блокировка Камина (по имени первооткрывателя).

В собственном изучении шведские нейрофизиологи изучали формирование мигательного рефлекса у хорьков. Животным предъявлялись в один момент два сигнала – звуковой тон и световая вспышка (по отдельности для контрольных животных и в один момент для экспериментальных). По окончании ученые дули на хорьков, принуждая их мигнуть.

Как и ожидалось, при одном условном сигнале мигательный рефлекс формировался стремительнее, чем в условиях спаренного сигнала, вызывающего эффект блокировки.

Последовательность прошлых изучений продемонстрировал, что в формировании мигательного рефлекса важную роль играются нейроны мозжечка. Исходя из этого в следующей серии опытов нейрофизиологи в один момент с поведенческими опытами замечали активность нейронов мозжечка посредством вживляемых электродов.

Выяснилось,что существует особенная несколько нейронов (клеток Пуркинье) каковые выступают необычным «предохранителем» либо «тормозом» в ходе научения. Так, при хорошем обучении с одним условным стимулом эти клетки активизировались в тот момент, в то время, когда ассоциация между двумя сигналами уже была достаточно организована. Иными словами, они как бы «информировали» вторым нейронам: «Вывыучились – достаточно».

В ситуации предъявления двух условных стимулов совместно работа тормозных клеток Пуркинье удваивалась и становилась параллельной – в итоге сигнал об окончании обучения приходил раньше, чем обучение завершалось в действительности. Именно это и не давало рефлексу закрепиться при одновременного предъявления двух стимулов.

Согласно точки зрения авторов работы, тот же клеточный механизм лежит и в процессах забывания уже выученного, но это предположение требует дополнительной экспериментальной проверки. Кроме этого ученые уверены в том, что открытый ими механизм играется важную роль в поддержании гомеостаза мозга, поскольку разрешает нервным структурам экономить энергию и не допускать ее перерасхода.

Математическая модель Рескорла-Вагнера была предложена для объяснения вышеописанного феномена блокировки Камина в 1972 году. Ее сущность содержится в том, что при формировании условного рефлекса постоянно существует комплект стимулов, соперничающих за некий ограниченный ресурс ассоциативной силы, имеющийся сейчас в наличии в мозге. Эта борьба и мешает обычному формированию условных рефлексов.

Создатель: Даниил Кузнецов

Случайные записи:

Magic protection. Protection from spoilage. Protection from the evil eye. Independently.


Похожие статьи, которые вам понравятся: