Словесные игры джима дженкинса: алфавит

03.12.2015 Наука и жизнь

«Две радостные морковки» (Deux Carrottes Heureuses, 2001) Феерическая по собственному весёлому сумасшествию работа. При включении механизма глобус вращается, морковки танцуют и насвистывают песню Гая Вуда Shoo-Fly Pie AndApple Pan Dowdy.
«Жакаранда» (Jacaranda, 2009) Так именуется род растений семейства бегониевых, происходящий из Бразилии. На жакаранде Дженкинса вместо цветов произрастают крылатые механизмы, напоминающие металлических колибри.

Не смотря на то, что поди осознай, может, это и цветы.
«Возможно, нет» (May be not, 2007) Oдна из обычных для Дженкинса «словесных» работ. Слова may, be и not движутся независимо друг от друга, образуя причудливые теневые композиции на полу.

«Равновесие» (A на данный момент, 2010) Hа фотографии изображена только подробность данной композиции. В действительности резиновая (и весьма натуралистичная) змея уравновешивает собственными перемещениями вращающуюся чуть ниже модель земного шара.

«Нет» (No, 2007) Шагающий механизм, роль «ног» в котором играются огром-ные пластиковые буквы N и O.Словесные игры джима дженкинса: алфавит Сложно сообщить, как глубок философский суть данной работы, но люди, видящиеся на улице сэтим «транспортным средством», останавливаются и оглядываются, а Джиму Дженкинсу лишь того и надобно. В несколько к «Нет» скульптор выстроил и вторую машину, которую назвал, как нетрудно додуматься, «Да» (Yes, 2007). В отличие от собственного антонима, «соглашающаяся» машина не может передвигаться своим ходом — она просто «шевелит» буквами вверх и вниз, вгоняя визитёра выставки Дженкинса в некое подобие транса.

Любовь к механизмам Джиму досталась от отца, трудившегося авиамехаником в американских ВВС. Творения пионеров кинетического мастерства — швейцарца Жана Тингели и американца Джорджа Рики — покорили молодого человека и послужили чем-то наподобие вектора его предстоящей жизни. По радостному стечению событий оба мастера так или иначе были связаны с Коламбусом, родным городом Дженкинса.

Рики появился в Индианаполисе и получал образование Университете Индианы, а одна из работ Тингели, десятиметровая скульптура «Хаос I», в первой половине 70-ых годов XX века была воздвигнута как раз в Коламбусе. Нужно заявить, что работы Жана Тингели, находящиеся в Соединенных Штатах, возможно пересчитать по пальцам одной руки.

В отличие от многих скульпторов-кинетистов Джим Дженкинс сначала знал, чем желает заниматься. Скульптура ни при каких обстоятельствах не была для него легко хобби. Он взял профобразование в Университете Мюррея (штат Кентукки) и Сиракузском университете (штат Нью-Йорк).

А в первой половине 80-ых годов XX века в Лос-Анджелесе, в новооткрытом Музее неонового мастерства прошла первая сольная выставка Джима.

В канун букв

Быть может, любовь Джима к буквам обусловлена тем, что он доктор наук Калифорнийского университета в Фуллертоне. Преподает он, как легко додуматься, скульптуру, и при жажде возможно записаться на его частные занятия. Но, слова «преподает скульптуру» звучат достаточно примитивно.

Само собой разумеется, предметы, каковые ведет доктор наук Дженкинс, имеют более узкую направленность: «Введение в скульптуру», «Скульптура», «матриц и Изготовления форм», «Кинетическая скульптура», «Неприятности современной скульптуры». Как согласится сам Джим, его больше всего завлекают семинары по кинетике, но львиную долю университетского времени приходится посвящать классике. Все-таки студент обязан вначале изучить азы мастерства, а позже уже отклоняться от них в ту либо иную сторону.

Большая часть учителей факультета изобразительных искусств университета в Фуллертоне — узнаваемые мастера, свободное от преподавания время посвящающие мастерству и, нужно сообщить, получающие этим очень хорошие деньги. Так как большая часть скульптур изготовляется на продажу — как для частных коллекций, так и для публичных организаций.

Одна из самые известных работ Джима Дженкинса — скульптура «Алярис» (Alaris, 1997), сделанная по заказу Юго-западного авиационного комплекса (аэропорт Ван Найс, Лос-Анджелес). «Алярис» представляет собой могучий столб, на котором расположены два крыла из алюминиевой сетки. Крылья, приводимые в перемещение электродвигателем, совершают плавные взмахи — действительно верный знак для аэропорта, не так ли? Должно быть, подобные заказы более всего приятны для скульптора.

Они прекрасно оплачиваются, всегда находятся на виду у публики и в целом не весьма сложны в изготовлении, в случае если сравнивать с более детальными, «сюжетными» работами.

А сейчас — буквы!

С первого взора думается, что работы Дженкинса не подразумевают никакого юмора. Сложные механизмы, воплощающие философский взор на судьбу и полностью лишенные эстетических «финтифлюшек». Шестерни, приводы, моторы, сугубо функциональное назначение — излишества не отечественный стиль.

Но это лишь с первого взора. Взглянув два-три видеоролика, где кинетические скульптуры Джима видны в действии, начинаешь посмеиваться. Нежданно приходит осознание того, что Дженкинс умело издевается над зрителем, заставляет тратить собственный время на изучение вещей, каковые, грубо говоря, не имеют практически никакого смысла. Но замечательно имитируют его наличие.

Механизмы Джима в движении похожи на соцсети: они совершенно верно так же затягивают. Думается: на данный момент один ролик посмотрю, и все. А через час поднимаешь глаза и думаешь: линия побери, я же на работе, необходимо же что-то делать лишь вот еще один ролик взгляну, и тогда уже совершенно верно все.

Вот, к примеру, кинетическая машина «Нет» (No, 2007). С виду она похожа на веломобиль с мотором: 26-дюймовые колеса, маленький бензиновый двигатель и две огромные пластиковые буквы N и O, служащие устройству «лицом». Хитроумная совокупность приводов разрешает механизму шагать. Да, как раз так.

Джим выстроил шагающую машину, поочередно поднимающую то правую, то левую ногу-букву и переставляющую ее вперед. Функционального назначения у скульптуры нет — фактически, потому она и есть скульптурой, а не велорикшей.

Но квинтэссенция надувательства — это, пожалуй, работа «Да» (Yes, 2007). За тремя красными пластиковыми буквами Y, E и S стоит непростой механизм: распредвалы, приводы, рессоры, цепные передачи, карданы. Двигатель вращает один вал, тот передает сложное перемещение на другие подробности, а итогом всего этого становятся три буквы, поочередно подпрыгивающие на пружинках. «Гм, — спросите вы, — а для чего?» «Да, в общем, просто так», — ответит вам Джим.

Сущность в том, что он в очередной раз поставил вас в тупик, выстроив сложнейший механизм с несложным результатом на выходе. В какой-то мере это напоминает узнаваемый принцип Голдберга. Автомобили Руба Голдберга — это механизмы, основанные на сложнейшей цепной реакции, громоздкие, требующие тщательного ухода и точного расчёта, но в итоге делающие какую-либо несложную функцию, к примеру опрокидывание костяшки домино.

Само собой разумеется, работы Дженкинса не относятся по классификации кинетического мастерства к автомобилям Голдберга, но чем-то они близки.

Среди словотворческих работ Джима имеется серия необычных механизмов, основанных на игре слов. К примеру, в кинетической скульптуре Fallout (1997) две половины слова — fall и out — держатся на отдельных штифтах. В то время, когда механизм трудится, они изменяются местами, образуя то слово fallout («негативные последствия, облом»), то outfall («устье»).

Наподобие все легко (не смотря на то, что механизм, по хорошей традиции Дженкинса, значительно сложнее, чем реально нужен для осуществления процесса), а «залипаешь» мин. на пять. Растолковать это возможно разве что тем, что Джим замечательно разбирается в психологии зрителя и знает «куда надавить».

Другие штуки

Конечно же, Дженкинс не исчерпывается механико-лингвистическими игрушками. Время от времени он смеется над публикой, над собой и над всем окружающим миром более открыто. К примеру, работа «Один дайм — один танец» (A Dime A Dance, 2004) есть по сути коробкой для пожертвований. Зритель бросает монетку, включается механизм, забавный чертик в красном балахоне начинает танцевать.

Думается, эта скульптура на данный момент помогает для сбора средств в одном из выставочных комнат Индианаполиса.

Либо, скажем, работа «Две радостные морковки» (Deux Carrottes Heureuses, 2001), сделанная из глобуса и двух игрушечных морковок. При включении механизма Почва вращается, морковки танцуют, насвистывая параллельно песню Гая Вуда Shoo-Fly Pie And Apple Pan Dowdy. Наподобие все легко, но в случае если почитать комментарии, оставляемые зрителями на сайте YouTube под записью с танцующими морковками, раскрывается ужасная истина: «Я просто не могу оторваться от морковного танца, — пишет кто-то. — Перемещение, песенка, полный вздор!»

Вот мы и нашли верное слово. Дженкинс делает абсурдные работы — в хорошем смысле этого слова. Как писали абсурдистские стихи Введенский и Даниил Хармс, так Джим Дженкинс декларирует отказ от логики в кинетической скульптуре. «Это что может значить?» — задаёт вопросы зритель. «Это ничего не означает, но вам же весьма интересно!» — отвечает скульптор. Хорошее решение проблемы поиска смысла.

Часто, создав очередное произведение, живописец пробует растолковать его скрытую сущность публике. Джим ничего для того чтобы не планирует делать. Он радуется и сооружает что-то новое.

Сам Дженкинс говорит о себе: «Мою роль в мастерстве сложно обрисовать. На треть я скульптор, на треть — инженер, а на треть — хореограф. Наряду с этим скульптурная составляющая уступает инженерной и хореографической. Внешний вид вторичен, ответствен концепция и замысел. Я обожаю ритмичные, повторяющиеся перемещения, причем довольно часто заимствую их у живой природы — будь то перемещение птичьих крыльев либо покачивание кошачьего хвоста». В какой-то мере Джима возможно назвать гипнотизером.

Он просто механизирует блестящие предметы, вводящие вас в транс. Действительно, данный транс связан вовсе не со сном, а скорее с ухмылкой.

Большая часть американских скульпторов-кинетистов редко выезжает из собственной страны кроме того в туристических целях, что уж сказать о зарубежных выставках. В принципе, Дженкинс, широко известный в мировых художественных кругах, не есть исключением: 99 из 100 его выставок проходят в Калифорнии, где он на данный момент живет. В какой-то мере это связано с массивностью скульптур, сложностью их перемещения на громадные расстояния и коммерческой базой работы.

Что делается, то продается, не хранить же в мастерской. Однако в 2003 году Джим прервал собственную творческую изоляцию в родных границах и участвовал в большой художественной выставке в Токио. Сложно сообщить, как японцам понравились кинетические работы американца.

Все-таки у них необычные взоры.

Кроме всего другого Джим Дженкинс выпустил последовательность цветных альбомов со собственными работами, есть куратором нескольких музеев современного мастерства и по большому счету ведет достаточно деятельный образ судьбы (о преподавательской работе мы писали выше). И гипнотизируетпублику, заставляя искать скрытые смыслы в собственных необъяснимых скульптурах. Успешного поиска, приятели мои!

Джим Дженкинс

Имя: Джим Дженкинс

Год рождения: 1955

Место жительства: Коста-Меса, Калифорния, США

Образование: университет Мюррей (Кентукки), Сиракузский университет (Нью-Йорк)

Род занятий: скульптор, учитель

Творческое кредо: «на треть я скульптор, на треть — инженер, и на треть — хореограф»

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№108, октябрь 2011).

Случайные записи:

Новогодняя игра с буквами- 1 часть. Изучаем алфавит.Учим буквы. Развивающие мультики для детей.


Похожие статьи, которые вам понравятся: