Сон измашины: мозг

06.10.2011 Наука и жизнь

Бинауральные ритмы — это артефактные звуки, формирующиеся людской мозгом при подаче на правое и левое ухо сигналов различной частоты.
Развертка «автомобили сновидений» Йена Соммервиля для частоты вращения 72 об/мин. Для частоты 45 об/мин в цилиндре должно быть 12, а не 8 отверстий в одном последовательности.

18 июля 1961 года юный эксперт по электронике, англичанин Йен Соммервиль, взял патент за номером P.V.868,281 на аппарат называющиеся «устройство и Процедура для генерирования художественных галлюцинаций». Казалось бы, необычное наименование, отдающее шарлатанством, на какие конкретно лишь сумасшедшие устройства не выдают патенты — но у изобретения Соммервиля была очень занимательная история, а потом «машина сновидений» взяла множество продолжений, а также используемых в официальной медицине.

Вдохновителем Соммервиля и в определенной мере клиентом прибора стал известный автор Уильям Берроуз, к тому времени уже прославившийся первым из собственных битнических романов «Обнажённый ланч» и убийством жены на протяжении игры в Вильгельма Телля. Самому Берроузу идею «автомобили сновидений» посоветовал его приятель, живописец-сюрреалист Брайон Гайсин.Сон измашины: мозг

Машина представляла собой обычный, в неспециализированном-то, стробоскоп, причем изготовляемый фактически на коленке. Базой его был обычный проигрыватель-электрофон, поворачивающийся со скоростью 78 об/мин. На него устанавливался полый цилиндр из плотного картона высотой 81,28 см, в котором были в определенном порядке проделаны отверстия нескольких стандартных конфигураций.

В цилиндра на высоте приблизительно 27 см размещался источник света — и все.

Первую машину испытывали трое упомянутых — Соммервиль, Берроуз и Гайсин. Потом они усложнили машину: Гайсин расписывал внутреннюю сторону цилиндра разными образами. Чего получали битники? Осознанных галлюцинаций.

Берроуз, к тому времени прошедший курс лечения от наркотической зависимости, совсем не желал опять подсаживаться на пилюли (не смотря на то, что иногда не брезговал и ими) и искал механического и надёжного для здоровья метода вводить себя в состояние поменянного сознания.

Каков же настоящий эффект «автомобили сновидений»? При вращении цилиндра свет, на что наблюдает испытуемый (к слову, возможно сидеть перед машиной и с закрытыми глазами), имеет частоту мерцания порядка 9−13 Гц. Подобное световое действие вправду может вызвать у человека галлюцинации, по большей части абстрактные, свето-цветовые.

Причем на настоящее действие автомобили накладывается эффект самовнушения: пользователь вправду желает попасть в мир мечт, используя прибор, и бессознательно трансформирует абстрактные образы в конкретные — как на кляксах психотерапевтического теста Роршаха.

Машину обрисовывали в собственных произведениях многие писатели, а также тот же Берроуз, Кен кожный покров и Тимоти Лири, режиссеры много раз показывали ее в кино. «Машина сновидений» часто демонстрируется на разных шоу и выставках. Как минимум один ее хороший эффект обоснован: множество людей, пристрастившихся на волне битнической моды к химическим наркотикам, отказались от них в пользу «новых разработок».

Официальная нейробиология признает эффективность стробоскопического результата, последовательность нейробиологов применяет схожие устройства для изучения нервной совокупности (само собой разумеется, не для лечения). Но факт в том, что «машина сновидений» была только одной из первых попыток действия на психологическое состояние человека механическим методом.

Мозг под контролем

Действие «автомобили сновидений» прежде всего базируется на ритмическом раздражении зрительного нерва, другими словами визуальной стимуляции. На деле же изобретение Соммервиля начало целоенаправлению медицинских устройств, каковые взяли неспециализированное наименование «мозговые автомобили», «майнд-машины» либо AVS-устройства. AVS расшифровывается легко: auditory visual stimulation, аудиовизуальная стимуляция.

Трудятся AVS-устройства совершенно верно так же, как «машина сновидений», но в качестве ритмостимулятора они смогут применять не только вспышки света, но и разные звуки, к примеру щелчки либо биения. Сейчас в мире существует пара десятков производителей AVS-устройств. Самый известны компании Photosonix и Mind Spa.

Примечательно, что первая — это в полной мере честная калифорнийская компания, имеющая юридический и физический адрес, ничего чудесного ее обладатели не обещают — лишь расслабление, медитацию, удовольствие и отдых. Лишенные всякого дизайна, сугубо технические устройства Photosonix в один момент стимулируют глаза (посредством особых очков) и уши (посредством наушников), генератор сигналов имеет множество настроек — частота, громкость, яркость, и последовательность встроенных программ. В общем, это прибор для отключения и отдыха от тягот окружающего мира.

Mind Spa же — «чёрная лошадка», возглавляемая известным «экспертом по НЛП» Ричардом Бендлером, что отлично для громкой рекламы, но, возможно, лишь для нее. Не обращая внимания на то что ничем, не считая эффектного дизайна, устройства Mind Spa от Photosonix не отличаются, Бендлер обещает «развитие умственных свойств и открытие новых горизонтов», а это абсолютное шарлатанство. К слову, в Российской Федерации кроме этого производятся подобные устройства, самоё известное из них — ТММ-005 «Инсайт Мираж».

Объективных изучений, обосновывающих эффективность либо неэффективность AVS-устройств, нет. Их применяют, как уже говорилось выше, для релаксации, отдыха, и для изучений ЦНС. Ритмичные сигналы, поступающие к мозгу, смогут приводить к ответным колебаниям активности нейронов, так влияя на психику.

самоё характерным аудиальным способом действия являются так именуемые бинауральные ритмы. Их принцип достаточно несложен. Предположим, на одно ухо подается некоторый высокочастотный сигнал, а на второе — данный же сигнал с отставанием в 10−25 Гц; кроме объективного звука человек будет слышать некое низкочастотное биение. Эти артефактные звуки, которых нет в действительности, и именуются бинауральными ритмами.

Нейрофизиологи отводят данному эффекту определенную роль в изучении слуха и головного мозга, ритмы вызывают у мозга волновой отклик. Действительно, ничего хорошего для человека, не считая исследовательской, бинауральные ритмы не несут.

Советскими учеными

Кроме звука и света, имеется еще один метод действия на мозг, талантливый приводить к сну, галлюцинации либо гипнотическое состояние, — электричество. Пожалуй, самый известен в данной сфере прибор «Электросон», либо ЛИДА-машина, созданный в СССР в середине 1960-х. ЛИДА — это сокращение от заглавия «лечебный импульсный дистанционный аппарат», причем сейчас часто пишут «лида-машина», другими словами сокращение неспешно стала частью существительного.

Лида-машина была создана группой кишиневских медиков под управлением Льва Яковлевича Рабичева в 1965 году. Ничего революционного в разработке не было: по сути, лида-машина представляла собой усовершенствованную и усложненную «машину сновидений» Соммервиля. Новым «слоем» было добавление физиотерапевтического действия в виде высокочастотного магнитного поля, другими словами, по сути, УВЧ-терапии.

На больного действовали в один момент четыре ритмизированных элемента: звук (стук капель), свет (зеленые вспышки), тепловые волны и УВЧ. Состояние, в которое вводили больного при помощи лида-машины, назвали «электросном».

Потом, уже в 1970-х, лида-машина взяла развитие в виде аппарата «Ритмосон», из которого были исключены тепловое воздействие и токи. Эффект был приблизительно таким же: больной неспешно засыпал. Действительно, сон, в который больного вводил аппарат, пара отличался от здорового глубокого сна: он сопровождался снами, но был более поверхностным и не всегда приносил отдых.

Прежде всего советские разработки предназначались для лечения бессонницы. По окончании нескольких сеансов больной «привыкал» к заданному ритму, организм запоминал процесс засыпания на рефлекторном уровне. В данной сфере аппарат, в общем, помогал.

Если вы обратили внимание, коммунистический «Ритмосон» по принципу работы схож с обрисованными выше современными аппаратами Photosonix. В нем совершенно верно так же возможно было регулировать частоту биения, яркость световых вспышек, громкость щелчков. Больной, пребывавший в затемненной помещении, ощущал комфорт, самообладание, уют — так что лида-машину в полной мере возможно именовать прибором для релаксации.

А релаксация постоянно сопутствует здоровью, не так ли?

Страшны ли мозговые автомобили? В общем и целом — нет. Их не рекомендуется использовать людям, страдающим расстройствами центральной нервной совокупности, изначально подверженным галлюцинациям, и эпилептикам: в далеком прошлом как мы знаем, что световые мелькания (к примеру, при езде на велосипеде на протяжении штакетника) смогут вызвать эпилептический приступ.

Здоровый же человек в полной мере может «поиграть» с «машиной сновидений». Станет ли он от этого здоровее? Вряд ли.

Но, в полной мере возможно, возьмёт определенное наслаждение. И станет спокойнее.

Звуковые наркотики

Но для чего по большому счету нужен сложный прибор? Из-за чего запрещено диск с заданным ритмом? Ответ: теоретически это вероятно.

Hemi-Sync

Еще в 1975 году литератор из США Роберт Аллан Монро запатентовал разработку, названную Hemi-Sync. Основатель университета по изучению людской сознания, Монро прежде всего был фантазёром и оригинальным бизнесменом, подобным известному Рону Хаббарду, основателю Церкви сайентологии.

Монро утверждал, что может «выходить из тела», а разработка Hemi-Sync представляла собой комплект ритмических звуков, вводящих слушателя в транс и «синхронизирующих работу полушарий мозга» посредством звуковых волн. Реально бинауральные ритмы (именно на них строились аудиодорожки Hemi-Sync) оказывают помощь человеку, к примеру, расслабиться. Но стимуляция мозга была, само собой разумеется, рекламным ходом.

I-Doser

Университет Монро и компания Hemi-Sync существуют до сих пор, а в середине 2000-х появился новый всплеск интереса к «звуковым наркотикам». Его инициатором стала американская компания I-Doser, занимающаяся фактически тем же самым, что и Hemi-Sync, другими словами выпуском и записью композиций, выстроенных на бинауральных ритмах. Сперва ритмы I-Doser были окружены завесой тайны: они продавались в особом формате .drg и читались только программой, созданной разработчиками.

Более того, файлы сопровождались предупреждениями и множественными инструкциями об опасности привыкания.

Рекламная кампания

Файлы I-Doser изучили в полной мере важные ученые, а также из науки и Орегонского университета здоровья. Эксперты по нейробиологии в один голос утверждают, что ничего особого в ритмах нет, ни ценности, ни опасности они не воображают (действительно, наряду с этим их не советуют прослушивать эпилептикам), и вся шумиха около I-Doser — грамотно спланированная вирусная рекламная кампания.

Берегите уши

Схема действия направленного звукового удара LRAD на человека

Нужно заявить, что не всегда аудиовизуальные средства употребляются для умиротворения и успокоения больного. Те же самые методы действия возможно обратить против человека, вызывая у него раздражение, ужас, нарушение функций вестибулярного аппарата и т. д.

LRAD

Самый характерный пример аналогичного применения звука — это звуковая пушка LRAD (Long Range Acoustic Device), оружие нелетального действия. В принципе, это динамик направленного звука — распространение шума идет по конусу с углом от 15 до 30°, — талантливый издавать шум громкостью до 150 дБ (болевой порог человека — около 120 дБ), причем падение громкости в зависимости от расстояния будет не большим. Действенная дальность действия пушки — до 300 м.

Первое использование

В первый раз звуковую пушку применили 7 ноября 2005 года на круизном лайнере компании Seabourn Cruise Line. В 160 км от берега Сомали корабль был атакован пиратами. LRAD были закуплены и установлены на лайнерах компании в качестве совокупностей защиты — и сработали на превосходно. Пираты, обстреляв корабль снаружи, так и не сумели подняться на борт.

В принципе, совокупность и была изначально создана для защиты невоенных судов, и лишь позже ее начали использовать среди них и для разгона демонстраций. Примечательно, что LRAD возможно применять не только как пушку, но и как весьма замечательный рупор для переговоров с отдаленным соперником в отсутствие связи.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№121, ноябрь 2012).

Случайные записи:

Галилео. Мозг (часть 7): Сон


Похожие статьи, которые вам понравятся: