Суперпланер московских авиамоделистов

17.02.2020 В мире моделей

История развития класса свободнолетающих моделей планеров изобилует бессчётными примерами рывков вперед, как в области аэродинамики, так и в технологии и конструкции. В конце 60-х годов появление динамического крючка стало причиной «буму» конструкторского творчества в разработке надежной и действенной механизации моделей планеров. Солидный вклад в это внесли советские спортсмены, являющиеся общепризнанными законодателями «мод» в авиамодельном спорте на мировой арене.

Эстонский мастер, мировой чемпион 1989 года Андрес Лелп, харьковский ученый Виктор Исаенко, ленинградец Юрий Яблоков, киевский инженер Виктор Стамов по сути являются родоначальниками новых направлений последнего десятилетия. Но не обращая внимания на заслуги украинской школы (В. Чоп), российской (В.

Ехтенков), эстонской (А. Лелп), столичная школа планеристов стоит очень. О ней возможно сказать как о дающей спортивному миру необыкновенные разработки, приобретающие потом широкое распространение. В первую очередь это высокая культура выполнения, необычное распределение и передовые технологии материалов в конструкциях моделей Г. Орлова, С. Макарова (1980—1985 гг.), а сейчас и у последовательности молодых гениальных спортсменов — М. Кочкарева, А. Лизюра и др.

Последней новинкой спортивного сезона, поразившей многих спортсменов на всесоюзных соревнованиях, была перебалансировка моделей планеров москвичей при сходе с леера в практически вертикальный режим.

Резкая перебалансировка несущих плоскостей со стандартной деградации (отличие углов установки крыла и стабилизатора на планировании в большинстве случаев равна 3—3,5°) до большой отрицательной (—5°) с последующим возвратом в исходное положение активно используется фактически всеми таймеристами.

А в первый раз была использована в первой половине 70-ых годов XX века девятикратным чемпионом СССР, трехкратным чемпионом мира и чемпионом Европы харьковчанином Евгением Вербицким. Это позволило более полноценно применять кинетическую энергию модели и уменьшить утрату высоты при переходе с вертикального режима взлета на планирование. Ранее использовавшийся выход при помощи руля поворота и сваливание модели вбок с глубоким скольжением приводили к утрата приблизительно половины вероятного добора высоты.

Данный вид перебалансировки на моделях планеров пробовал внедрить Г. Орлов в 1979 — 1980 годах, но так и не довел его. Годом ранее на учебно-тренировочном сборе команды СССР перед поездкой на мировой чемпионат в Аргентину житель Одессы Виктор Чоп, имеющий все титулы: чемпиона СССР, мира и Европы, пара шокировал ведущих планеристов страны сверхнадежностью стартов при помощи «таймерной» двойной перебалансировки. Все прекрасно, и, казалось бы, дальше наподобие и придумать-то нечего.

Но москвичи пошли по немыслимому и по обычным меркам — совсем ошибочному направлению:они увеличилиугол отрицательной деградации (опускание задней кромки на 20 мм!) до -15°! — другими словами попросту утроили углы отклонения. Что это дало?

Прочные и твёрдые крылья разрешили москвичам стартовать на громадных скоростях и при больших перегрузках без разрушения плоскостей.

А громадный угол отклонения стабилизатора через 1,5—2 с по окончании схода модели с леера (на 0,5—1 с) и с последующим отклонением стабилизатора на планирующее положение давал возможность без утраты высоты при двойной перебалансировке сразу же переходить на планирование. При сравнительных опробованиях одних и тех же моделей, имеющих простой старт с задержкой на вираже, старт «по-таймерному» содействовал повышению неспециализированного времени планирования в среднем на 40 с! Вдохновителем воплощения супермодели в настоящую конструкцию стал юный аспирант Столичного авиационного университета Алексей Лизюра.

Тесное сотрудничество с С. Панковым и Ю. Вязьиным в работе над уникальной моделью не вынудило продолжительно ожидать результатов. Так, Панков с большой уверенностью победил всесоюзные соревнования авиамоделистов Министерства авиационной индустрии и Столичные областные соревнования. А Макаров, применив эту же новинку, в третий раз стал чемпионом СССР.

Изготовление крыла требует применения соответствующей оборудования и оснастки.

В первую очередь нужно изготовить железную матрицу, повторяющую профиль крыла модели приблизительно до 35 процентов хорды и длиной на 50 мм больше размеров центроплана. Еще необходимо сделать «пуансон» (контрматрицу). Его делают из одного слоя толстой стеклоткани, предварительно пропитанной эпоксидной смолой.

На матрицу кладут в качестве разделительного слоя астролон либо фторопласт, позже пропитанную эпоксидной смолой стеклоткань толщиной 0,5 мм и обматывают близко виток к витку магнитофонной лентой, оставляя всю конструкцию до полной полимеризации смолы. Затем цулагу обрезают заподлицо с задним торцом матрицы. Нужна еще будет термокамера, изготовленная в виде железного коробки шириной 150 мм, высотой 180—200 мм и длиной около 900 мм. На дне коробки укладывают тэн.

Ящик накрывают крышкой. При включении тэна в электрическая сеть приобретают температуру в пределах 150—260 °С, что необходимо для полимеризации эпоксидной смолы КДА, используемой при изготовлении скорлупок передней обшивки лобовой части крыла из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм. Кроме этого нужен вакуумный насос.

Как же делается обшивка лобовой части крыла? В первую очередь нарезают полосы углеткани шириной 25 мм и длиной приблизительно 220 мм.

Позже на странице фторопласта либо астролона размером 180X850 мм размечают карандашом линии под углом 45° через 20—30 мм крест-накрест, что нужно для верной ориентации полос из углеткани. Укладывают сначала 8—10 полос близко друг к другу и параллельно начерченным линиям под углом 45°. Края таковой укладки имеют ступенчатый вид. Позже начинают укладывать второй слой полос, но уже под углом 90°, переплетая оба слоя.

Завершив всецело укладку обоих слоев, приобретаем необычную плетеную полосу шириной 170—180 мм и длиной 850—900 мм, у которой переплетенные полосы напоминают шахматную доску. Нужно выполнять особенную аккуратность при укладке полос, придвигая их близко друг к другу. От тщательности данной операции зависит уровень качества кессона обшивки.

После этого смолу тёплого отверждения марки КДА разводят на треть ацетоном и бережно заливают ею сплетенную углеполосу так, дабы смола всецело растеклась по всей поверхности углеткани. Поверх заготовки бережно накладывают полосу металлизированной лавсановой пленки толщиной 0,06 мм, разглаживают, а позже, прижав данный необычный «сандвич» железной линейкой — обрезают излишки углеплетенки скальпелем.

Потом «сандвич» укладывают на матрицу, накрывая еще одним разделительным слоем фторопласта толщиной 0,02 мм, позже надевают цулагу со стороны радиусной передней кромки, а к второй стороне матрицы прикладывают железную трубку O 6—8 мм длиной 1000 мм и прихватывают все это совместно в 2—3 местах изолентой либо скотчем. После этого всю матрицу обертывают одним слоем стеклорогожи и шепетильно обматывают витком к витку с громадным натяжением ветхой магнитофонной лентой (либо виниловой изолентой).

Затем матрицу вкладывают в особый мешок размером 150X950 мм из прорезиненной ткани (от костюма химзащиты либо из узкой листовой резины), склеенной клеем «Момент». Так как железная трубка существенно дольше матрицы, то одним финишем она выходит из мешка, а сам мешок хорошо завязывается около нее резиновой нитью.

Позже на трубку надевают шланг вакуумного насоса и из мешка откачивают воздушное пространство, по окончании чего мешок укладывают в железный коробку с уже прогретым тэном и закрывают крышкой. Выдержку в термошкафу выполняют в течение 2 часов до полной полимеризации смолы, вынимают матрицу из мешка и снимают с нее готовые корки для кессонной обшивки крыла.

Стеклорогожа толщиной 0,8—1,2 мм, в которую заматывают матрицу с «сандвичем», и отверстия O 2 мм в железной трубке разрешают создавать откачку воздуха из мешка.

Полки лонжеронов крыла изготавливают подобным же способом вакуумного формования в термокамере.

Для этого нарезают полосы углеткани толщиной 0,08 мм, шириной 100 мм и длиной 850 мм, пропитывают их смолой и укладывают полосы на железную пластину размером 120X15X850 мм так, дабы на одном финише оказалась толщина 0,9—1 мм, а на втором — 0,5 мм. Переменную толщину приобретают так: начиная с 7-го слоя полос углеткани все последующие слои укорачивают на 120 мм.

Позже процесс повторяют: вакуумный мешок, термошкаф; по окончании заготовку для лонжеронов выдерживают пара дней для окончательной полимеризации смолы, а позже на циркулярной пиле нарезают полки лонжеронов нужной ширины.

Суперпланер московских авиамоделистов
Рис. 1. Модель планера чемпионатного класса.

Рис.

2. Оснастка для формовки силовой оболочки лобика:
1 — матрица (Д16Т), 2 — пуансон (Д16Т), 3 — трубка отвода воздуха (Д16Т, труба O 6Х1 мм, отверстия O 2 мм), 4 — подложка (фторопласт либо астролон), 5 — разложенная плетенка из углеткани.

Рис. 3. Совокупность управления стабилизатором:

1 — хвостовая балка, 2 — пилон (Д16Т), 3 —резиновая нить навески стабилизаторана пилоне, 4 — стабилизатор, 5 — грибок, 6 —стойка, 7 — оконцовка, 8 — колесико,9 — кронштейн колесика, 10 — контргайка, 11—откидная стойка, 12 — хвостовая бобышка с кронштейном (Д16Т, как и подробности 5—11).
Исходное положение соответствует старту налеере; I — переход на планирование,II — планирование. Линией условного контурапоказано положение стабилизатора напарашютировании.

Нервюры крыла корневые, до расстояния 150 мм от торцевого сечения — все из липы, а потом, до конца центроплана, липовые чередуются с бальзовыми. На «ушах» нервюры бальзовые. Стена между полками лонжеронов выклеивается на смоле из трех слоев бальзы толщиной 1 мм так, что наружные слои имеют вертикальное направление волокон.

Штырь крепления крыла изготовлен из пружинной стали O 5 мм длиной 140 мм.

Заделка производится между полками лонжеронов, для чего штырь покрывают разделительным слоем парафина и обматывают пропитанной смолой стеклонитью. По окончании затвердевания смолы штырь вынимают, а появившийся пенал вкладывают между двумя полками и стенками лонжерона.

Сборку крыла создают, сначала положив нижний лонжерон на стапель.

На лонжероне карандашом делают разметку под нервюры. Позже нарезают в размер элементу стены лонжерона, шепетильно подгоняя их по высоте и ширине между нервюрами; поочередно бережно промазывают смолой и устанавливают на нижний лонжерон. По окончании установки всех стенок и нервюр на нижнем лонжероне их сверху промазывают смолой недалеко от контакта с верхней полкой лонжерона, и позже уже устанавливают совсем верхнюю полку.

Чтобы получить более прочное соединение полок лонжерона, их обматывают просмоленной нитью СВМ виток к витку недалеко от корневого сечения, а потом по 2—3 витка между нервюрами. Лонжерон с установленными на нем нервюрами кладут на стапель, прикладывают переднюю бальзовую кромку и размещают сверху грузики по всему размаху на лонжероны и нервюры, оставляя их до полной полимеризации смолы.

По окончании снятия заготовки со тщательной зачистки и стапеля наждачной бумагой передней кромки, лонжерона и нервюр всю переднюю часть (включая и наружные поверхности лонжеронов) бережно промазывают смолой и на переднюю часть крыла надевают изготовленные ранее корки кессонной обшивки. Для качественной приклейки кессона к лонжерону и нервюрам крыло приматывают к стапелю резиновой лентой. Стапель имеет размеры по длине чуть больше размера центроплана, высотой 15—20 мм и шириной 70—80 мм.

Стапель изготавливают из плотного дерева, а в его торцы по всему размаху центроплана довольно часто вбивают мелкие гвозди, необходимые чтобы на них наматывать резиновую нить. Нервюры собственными хвостовыми частями висят консольно без нагрузки сбоку стапеля. По окончании затвердевания смолы приклеивают (в последнюю очередь) заднюю кромку.

В то время, когда уже полностью готовую часть крыла снимают со стапеля, ее шепетильно зашкуривают, и к нервюрам (с нахлестом на задние кромки и лонжероны) приклеивают на клее БФ либо «Момент» полосы углеткани шириной 1—1,5 мм, проглаживая их сверху утюгом либо особым паяльником. Усиленные так нервюры придают крылу чрезвычайную жесткость на кручение.

Так как воздействие солнечных лучей на тёмные поверхности углеткани приводят к большому нагреву (а в конечном итоге и к короблению плоскостей), покрывают кессонную обшивку металлизированным лавсаном (примененным москвичами при формовке корок).

В остальном конструкция модели планера практически ничем не отличается от моделей вторых спортсменов.

Еще одна значительная «новинка» — это наличие «бабочки» (различной установки углов левой и правой половин крыла) при буксировке на леере, которая убирается в режиме планирования. И вторая «новинка» — возврат к червячному трехминутному барабану таймера (на данный момент все используют архимедову спираль), что содействует более правильной регулировке при отработке команд по времени на отклонение стабилизатора в двухрежимной перебалансировке…

В.

ПЕРШИН


Авиамоделизм СССР MAП 79 80 ЧМ82


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самолет «ша» — новый вариант

    В течение нескольких лет всесторонней проверке подверг собственный семейство моделей саратовский конструктор Аркадий Шахат. Она подтвердила хорошие…

  • Радиоуправляемая наследует «старину»

    на данный момент во всем моделистском мире четко просматривается тенденция ухода от ограниченных правилами канонов спортивной техники. Неизменно…

  • В воздухе — бойцовки

    Захватывающее зрелище — «воздушный бой». Исходя из этого неудивительно, что приходящие в кружки мальчишки желают строить как раз бойцовки, и как возможно…