Ученые и художники вошли в контакт – зрительный, вербальный и ментальный

08.02.2021 Наука и жизнь

На двое суток в Политехническом музее сошлись совместно искусства и представители науки, дабы сопоставить два взора на человека, его мозг и окружающую действительность.

В интернациональном научно-художественном симпозиуме «BRAINSTORMS. Живописец в контексте нейронаук» приняли участиенейробиологи, философы, живописцы, музыканты. Организатором симпозиума выступила LABORATIRIA ArtScience Space.

‹ ›

Предлогом для события стал перформанс художницы Марины Абрамович, совершённый два года назад в Музее современного мастерства в Нью-Йорке и повторенный в 2011 году в столичном арт-клубе «Гараж», уже при участии русских нейрофизиологов. Сущность перформанса в том, что люди наблюдают в глаза друг другу – часами, сколько смогут выдержать.

Как говорит Марина Абрамович, она совершила три месяца (716 часов), смотря в глаза различным людям, и за это время испытала совсем состояния и необычные эмоции: «я имела возможность просматривать их душу, я видела свет около их тел».Ученые и художники вошли в контакт – зрительный, вербальный и ментальный Это побудило ее обратиться к экспертам, дабы узнать, что именно происходит в мозге человека при взаимодействии «глаза в глаза». Иными словами, определить, может ли наука «измерить волшебство взора».

Ученые отнеслись к данной идее достаточно без шуток. «Я пологаю, что волшебство взора – это необычный объект для исследователя, – вычисляет нейробиолог Константин Анохин, – в то время, когда отечественные глаза видятся с глазами другого человека, мгновенно происходит вспышка особенных процессов в мозге».

А Михаил Бурцев выделил, что наука очень редко исследует мозг при сотрудничестве людей, мы мало знаем, как мозг одного человека может оказывать влияние на мозг другого: «Данный вопрос – на переднем крае науки, художники и учёные совместно вступают на неизведанную территорию». Контакт глаз, согласно точки зрения участников, возможно сравнить с тем, что два мозга наблюдают друг на друга через мелкие отверстия. Что же с ними происходит?

О совершённом в «Гараже» научно-художественном опыте поведал нейрофизиолог Александр Каплан. Испытуемые сперва говорили о себе, после этого 25 мин. наблюдали друг другу в глаза, сейчас при помощи портативных беспроводных электроэнцефалографов у них регистрировали электрическую активность мозга – ЭЭГ. После этого опять анкетирование, вопросы о том, что изменилось, ощущали ли люди симпатию друг к другу либо напротив.

Александр Каплан представил результаты обработки всего массива собранных данных. Сравнивая ЭЭГ каждой пары участников, ученые разбирали, происходит ли синхронизация ритмов мозга в различных диапазонах частот. Кое-какие хорошие результаты взяты, (не смотря на то, что до тех пор пока они не выглядят весьма убедительными), в частности: в 20 процентов случаев колебания электрических ритмов одного и другого человека, наблюдающих друг на друга, носят не случайный темперамент.

Другими словами, в 20 процентов точек отмечается высокая корреляция, хорошая либо отрицательная. У одной пары синхронизация ритмов была довольно большая, но это, скорее исключение.

Темой другого брейнсторминга послужило «музыки» и взаимоотношение мозга. Весьма интересно осознать различие и сходство в том, как мозг принимает речь и музыку, выделила нейролингвист Татьяна Черниговская. Эксперты находят в музыке многие черты языка, к примеру, семантику.

на данный момент ученые отказываются от раннего представления восприятия музыки лишь правым полушарием – изучения продемонстрировали, что и левое («логическое») полушарие в этом задействовано, в особенности у подготовленных слушателей. Музыкант Марина Корсакова-Крейн поделилась профзнаниями о том, как устроено тонально-временное пространство музыки. По ее словам «силовое поле» музыки возможно сравнить с гравитационным полем.

Ученые говорили о том, что занятия музыкой увеличивают толщину серого вещества мозга – коры полушарий в некоторых областях и развивают пространственное мышление. А Александр Каплан поставил философский вопрос, существует ли музыка без человека.

Природа сознания, творчество, личность и мозг, ИИ – все эти вопросы стали предметом серии «мозговых штормов» при участии искусства и людей науки. В частности, в последнем обсуждалась возможность создания «креативных» роботов, способных к созиданию.

Возможно, сопоставление различных точек зрения было полезно для всех. «В хорошей науке мы пробуем осознать сложные объекты, разложив их на составные части: в мозге мы выделяем нейроны, в нейронах выделяем молекулы, – говорит Константин Анохин. – И достигаем удач, поскольку, чтобы выяснить, как трудится прибор, необходимо взглянуть, как он устроен. Но в то время, когда нужно собрать целое – тут наука еще не все может, тут мы вступаем на территорию мастерства.

Я надеюсь, что из художника и взаимодействия учёного может появиться познание целого. Как из воды мозга рождается сознания и вино души».

Иллюстрации: 1. Chris Ayers. Eye to Eye.(из серии The Daily Zoo; Day 302). 2. Выступление нейрофизиолога Александра Каплана.

4. Запись активности мозга участников опыта(фото Л. Синицыной).

Создатель: Надежда Маркина

Источник: www.nkj.ru

Учёные открыли ранее неизвестную работу Ореста Кипренского


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Друзья снимают боль

    болевая чувствительность и Круг общения, возможно, связаны между собой через обезболивающие эндорфины – чем больше у нас друзей, тем громадную боль мы…

  • Ученые создают искусственный мозг кошки

    Поддерживаемые Пентагоном ученые направлены на создание аналогичной человеку автомобили. Но, процесс они начали с разработки ИИ на уровне мозга кошки….

  • Гены расскажут о том, кто ваши друзья

    Вы имеете возможность иметь намного больше неспециализированного с вашими приятелями, чем легко любовь и чувство юмора к одним и тем же заведениям….