В полете «гофропластик»

09.08.2021 В мире моделей

Нужно заявить, что гофропластик авиационным материалом не назовешь. Но опробования моделей, сделанных с применением этого легкого и прочного материала, продемонстрировали, что он в полной мере пригоден для самых разных моделей.

По окончании испытания и постройки несложной учебной модели из этого материала, взявшей наименование «Гофропластик-1», захотелось сделать более идеальный аппарат. Наряду с этим я постарался выполнить, как минимум, три условия.

Первое — летные характеристики модели должны быть существенно лучшими, чем у аппаратов из стандартных посылок ARF. Второе — время по сборке должно быть приблизительно однообразным. И третье — обеспечить неприхотливость и простоту конструкции в эксплуатации.

Перед тем как приступать к изготовлению моделей из гофропластика, имеет суть ознакомиться с информацией о связующих составах для их склейки.

При сборке прошлой модели («Гофропластик-1»), имевшей клеевые швы громадной площади, употреблялись клеи «Рапид» либо «Момент». При качественной подготовке поверхности использование этих связующих возможно и при сборке «Гофропластика-2». Но, в случае если имеется возможность, лучше воспользоваться специальными клеями: фирменным «Контакт-цементом» производства США либо отечественным «БФ-2 для металла».

Фюзеляж (вариант 1). Повышенные вибрационные нагрузки вынудили поменять крепление силового картриджа на «Гофропластике-2». От данной «мелочи» зависит надежность работы мотоустановки и уровень качества полета модели.

панель картриджа № 1 и Силовой шпангоут выпилены из фанеры толщиной 10 мм. окна и Отверстия облегчения прорезаны по месту, в соответствии с размерами моторамы. Сборка осуществлялась с применением эпоксидной смолы, для надежности подробности фиксировались шурупом.

Второй панель и силовой шпангоут шасси выпилены из фанеры толщиной 10 мм. По окончании вырезания всех отверстий подробности взаимно подгонялись и склеивались эпоксидной смолой. В случае если имеется сомнения в качестве толстой строительной фанеры, то лучше заменить ее переклеем из пластин авиационной фанеры толщиной 1—2 мм.

В полете «гофропластик»

Геометрическая схема учебно-тренировочной модели пилотажного типа «Гофропластик-2»

Другой поперечный комплект фюзеляжа — из бальзы средней плотности толщиной 5 мм, армированной узкой стеклотканью. Силовые накладки вырезались резаком и выпиливались лобзиком. При монтаже накладок особенное внимание обращалось на уровень качества клеевого шва в носовой части.

Дело в том, что продукты и топливо выброса разрушают структуру клея «Момент», и любой непроклей либо щель приводят к ускоренному расслоению. Клеи «Контакт» и «БФ-2 для металла» менее чувствительны, но также далеко не вечны. Дабы сделать клеевые швы более надежными, их обязательно перед нанесением клея направляться обработать небольшой шкуркой до матового состояния и обезжирить ацетоном.

Фюзеляж (вариант 2). Использование силового картриджа дает неоспоримые преимущества при замене двигателя и всей топливной совокупности, к тому же наряду с этим упрощается ремонт. Однако, многим моделистам нет необходимости в нередкой смене винтомоторной группы.

Для этого случая была создана «хорошая» схема. Кроме простоты, она снабжает лучшую виброизоляцию топливного бака.

Первый шпангоут выпиливался из качественной фанеры толщиной 10 мм, по окончании чего в нем просверливались отверстия под винты крепления моторамы и под тягу «газа». Окна облегчения прорезались по месту, в соответствии с положением и размерами этих подробностей.

Стабилизатор:

1 — корневая нервюра (бальза s 10); 2 — передняя кромка (бальза s 10); 3 — нервюра (бальза s2); 4 — обшивка (бальза s1,5); 5 —законцовка (бальза s 10); 6— задняя кромка (бальза s 10); 7 — руль высоты (бальза s 12); 8 — скоба (проволока ОВС O2); 9 — втулка (дюралюминии, труба 3×0,5); 10— накладка(бальза s 10)

Второй шпангоут кроме этого изготавливался из качественной фанеры, но толщиной 6 мм.

направляться учесть, что через отверстие во втором шпангоуте устанавливается на место топливный бак — это направляться предусмотреть при разметке окна и определении размеров.

Остальные элементы поперечного комплекта фюзеляжа выпиливались из бальзы средней плотности толщиной 5 мм, армированной узкой стеклотканью Стрингеры изготавливались из липовых реек.

При сборке сперва монтировался внутренний каркас носовой части, складывающийся из первых трех шпангоутов, стрингеров и фанерных бортовых панелей, устанавливаемых в зоне стыковки фюзеляжа с крылом. Сборка велась на ровной поверхности, с постоянным контролем перпендикулярности шпангоутов базисной плоскости. Потому, что узел испытывает громадные нагрузки, то для склейки употреблялась эпоксидная смола.

Следующий этап сборки — монтаж гофропластиковой обшивки. Сперва проверялась точность стыковки подробностей: при необходимости они подгонялись друг к другу. Потом каркас стыковался с бортом обшивки, а после этого последовательно фиксировались верх, другой борт и низ фюзеляжа. Капот изготавливался на пенопластовом дураке, что по окончании полимеризации смолы удалялся ацетоном.

Для варианта 1 с картриджем вместо капота рекомендуется накладки и боковые панели.

Крыло подходит для обоих вариантов фюзеляжа. В его конструкции употреблялся раздельный привод элеронов, что для любительской модели (пускай кроме того с пилотажным уклоном) — уникальность. Дело в том, что сделать модель полностью симметричной фактически нереально, исходя из этого при исполнении некоторых фигур пилотажа асимметрия ощущается и в управлении.

Введение собственного рода дифференциала в отклонение элеронов легко исправляет данный недочёт.

При установке рулевых машинок размера «микро» нужно снять с них виброизолирующие втулки, для «миди» и «стандарт» их возможно покинуть.

Полки лонжерона вырезаны из бальзы плотностью 0,15—0,2 г/см2 либо из качественной липовой рейки сечением 8×5 мм.

Стена центральной части выклеена из бальзы средней платности и фанеры 1 мм. В данной операции употребляется густой цианоакрилатный клей либо жидкая эпоксидная смола. Поперечный комплект сделан из бальзы, оклеенной стеклотканью толщиной 0,03 мм с применением паркетного лака.

Замечание. Эргономичнее и стремительнее сперва оклеить лист шпона, а после этого по шаблонам нарезать из него необходимые подробности.

Профиль крыла— модифицированный NACA.

При изготовлении крыла были опробованы и более технологичные «тупоносые» профили (гнуть картон по громадному радиусу эргономичнее).

Фюзеляж учебно-тренировочной авиамодели (на видах сбоку и в плане рулевая машина и картридж условно не продемонстрированы):

1 —шпангоут № 1 (фанера s10); 2— шпангоут №2 (фанера s10); 3 — шпангоут № 3 (бальза s5 + стеклоткань s0,03); 4 — шпангоут № 4 (бальза б5 + стеклоткань s0,03); 5 — шпангоут № 5 (бальза s5 + стеклоткань s0,03); 6 — силовая накладка (фанера s1); 7 — панель картриджа (фанера 10); 8 —обшивка фюзеляжа (сотовый полипропилен s4); 9— дополнительная накладка (плотная бальза s3): 10 — дополнительная накладка (фанера s1); 11 — кронштейны резонансной трубы (дюралюминий, лист s2); 12— вставки (бальза s10); 13— панель шасси (фанера s6); 14 — ложемент крыла (два слоя фанеры s1); 15 — панель рулевых машинок (2+2 слоя фанеры s1); 16— панель крепления крыла (фанера s6); 17 —нижняя часть шпангоута № 3; 18— усиление стыка обшивки (бальза s5); 19— накладка стабилизатора (бальза s5); 20 — панель крепления хвостовой стойки (дюралюминий, лист s2): 21 — скоба (проволока ОВС O1,5); 22— упорная шайба; 23 — кабанчик (пластик); 24— руль направления (легкая бальза s10 + стеклоткань s0,03); 25 — киль (легкая бальза $10 + стеклоткань s0,03); 26 — привод руля направления (боуден 3507 компании «Граупнер»); 27— привод руля высоты (боуден 3507 компании «Граупнер»); 28— хвостовая стойка (проволока ОВС O2) с колесом O30 компании «Термик»: 29 — винты-саморезы; 30 — косынки (четыре слоя фанеры s1); 31 — накладки шпангоута № 2 (бальза s5); 32— верхний стрингер (липа либо сосна, рейка 10×5); 33— нижний стрингер (липа либо сосна, рейка 10×5); 34 — панель рулевой машинки дроссельной заслонки карбюратора (2+2 слоя фанеры s1); 35 — гайка и винт М3; 36 — топливный бак емкостью 350 мл; 37 — ось тяги привода дроссельной заслонки карбюратора (боуден 3507 компании «Граупнер»); 38 — рулевая машинка привода дроссельной заслонки карбюратора (HS-81MG); 39 — шплинты (проволока ОВС O1); 40 — хомут (пластик либо резина); 41 — виброизоляция (пенорезина); 42 — панель рулевых машинок (2+2 слоя фанеры s1); 43 — главная стойка шасси (дюралюминий. лист s3); 44— окно облегчения; 45— ось петли компании «Термик»; 46— шарнир (проволока O1,5); 47— хвостовая бобышка

Крыло авиамодели:

1 — нервюра № 4 (бальза s8); 2 — обшивка (полипропилен s2…2,5); 3 — нервюра № 3 (бальза s5 + стеклоткань s0,03); 4 — стена лонжерона (бальза s2): 5 — полка лонжерона (плотная бальза; сечение переменное от 15×5 до 8×5); 6 — панель рулевой машинки (2+2 слоя фанеры s1); 7— нервюра № 2 (бальза s5 + стеклоткань s0,03); 8— носок нервюры (бальза 55 + стеклоткань s0,03); 9— нервюра № 1 (бальза s5 + стеклоткань s0,03); 10 —лобик (плотная бальза s10); 11 — передняя панель (фанера s1); 12 — штырь крепления крыла (бук O5); 13 — оконцовка центроплана (два слоя бальзы s6); 14— кабанчик (пластик); 15— задняя кромка (плотная бальза 15×12); 16 — элерон (легкая бальза s12); 17 — законцовка (выклейка из бальзы); 18,20— оси петель компании «Термик»; 19 — тяга элерона (проволока O2); 21 — задняя панель (фанера s1); 22 — силовая вставка крепления крыла (фанера s1); 23 — усиление стыка кромки (плотная бальза s5); 24 — усиление шва обшивки (сотовый полипропилен s2); 25— боковая стена (бальза s5); 26 — нижняя панель (бальза s3); 27 — стена лонжерона (плотная бальза s5); 28 — силовая стена лонжерона (фанера s1); 29 — регулировочная вилка

Необходимо заметить, что в продаже видятся пара видов гофропластика — имеет суть купить более узкий.

Приклеивание обшивки начиналось с нижней части крыла, а по окончании полимеризации клея приклеивалась верхняя часть. Дополнительные накладки устанавливались на клее «Момент».

Лучший материал для того чтобы — легкая бальза. Пластина вышкуривалась з виде конуса, по окончании чего в ней прорезались пазы для петель. Для уменьшения воздействия и увеличения жёсткости горючего подробности оклеивались стеклотканью толщиной 0,03 мм на двухкомпонентном паркетном лаке.

Хвостовое оперение.

Сходу направляться подчернуть, что нет особенной необходимости делать наборный стабилизатор, в полной мере подойдет вырезанный из пластины легкой бальзы толщиной 10—12 мм и оклеенный стеклотканью. На предлагаемой читателям модели подходящий по площади стабилизатор употреблялся от второй модели.

Задняя кромка стабилизатора выполнена из бальзы средней плотности сечением 10×10 мм у корня и 10×6 мм на финише. Перед сборкой в стабилизаторе были прорезаны отверстия под петли рулей.

Передняя кромка вырезана из бальзы плотностью не меньше 0,15 г/см2 с переменным сечением от 10×10 до 10×6 мм. В кромках пропиливались пазы для нервюр и пазы под петли.

Нервюры вырезаны из бальзы толщиной 2 мм. Обшивка — из того же материала толщиной 1,5 мм.

Сборка каркаса велась на жидком, а монтаж обшивки — на густом цианоакрилатном клее. По окончании сушки стабилизатор профилировался и покрывался одним слоем жидкого нитроклея типа АГО с последующей шлифовкой. Перед установкой на место он оклеивался узкой пленкой (либо шпаклюется и грунтуется под краски, стойкие к метанолу).

Рули высоты сделаны из легкой бальзы толщиной 12 мм, по окончании профилировки оклеены стеклотканью толщиной 0,03 мм на паркетном лаке. При монтаже стабилизатора территорию в фюзеляжа оклеили бальзой толщиной 3 мм. Эта дополнительная обшивка фиксирует стабилизатор от сдвига.

руль и Киль направления вырезаны из легкой бальзы толщиной 10 мм. По окончании обработки шкуркой и ножом они обтягивались стеклотканью толщиной 0,03 мм на паркетном лаке.

При монтаже киль вставлялся в паз хвостовой бобышки и шпангоута фюзеляжа на глубину 6—10 мм.

Шасси. Стойки шасси сделаны из закаленного листового дюралюминия толщиной 3 мм. Колеса — компании Robby либо каждые другие им подобные с покрышками из пенорезины — они значительно легче простых.

При эксплуатации модели на площадках с некачественным покрытием либо как летающего стенда для отладки ВМГ рекомендуется дополнительно укрепить стойки узким тросиком. Один его финиш цепляют за моторный шпангоут, а второй — за ось колеса (либо рядом).

Винтомоторная несколько. Модель эксплуатировалась с двигателем MVVS количеством 12,7 см3 с резонансной трубой, для которой на фюзеляже предусмотрены особенные узлы крепления.

Воздушный винт типа Master SKIMITAR диаметром 330×150 мм. На модель устанавливались и другие двигатели с рабочим количеством от 6,5 до 15 см3. Топливный бак компании Tangier Tiger емкостью 420 см3. Для второго варианта возможно применять бак O.K. Model емкостью 370 см3. Бак от основания изолирован подушками из пенорезины толщиной около 10 мм. Меняя их толщину, возможно в маленьких пределах изменять высоту установки бака относительно жиклера.

Отделка.

Все древесные подробности модели покрыты двумя слоями двухкомпонентного паркетного лака. задняя кромка и Шов фюзеляжа крыла обтянуты самоклеящейся пленкой типа «Оракалл».

Хвостовое оперение направляться окрасить синтетической эмалью либо оклеить той же пленкой.

Д. ЧЕРНОВ


Пьяный пассажир устроил драку в самолёте на рейсе Москва-Анталия 30.06.17


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Электролетам пора в полет

    В прошедшем сезоне («М-К» № 5 за 1979 год) мы познакомили отечественных читателей с разработкой доработки микроэлектродвигателей ДИ-1-3 и МЭД-40 для их…

  • Удачливая «стрекоза»

    Первый чемпионат СССР по летающим микромоделям. Состоялся он в первой половине 90-ых годов XX века в столичном Дворце спорта «Динамо» (зал III категории,…

  • Пилотаж над кордодромом

    Проектирование моделей, в большинстве случаев, постоянно происходит в пара этапов. Фактически нереально сделать приличную модель, единожды пройдя путь от…