Байконур моделистов

12.02.2015 В мире моделей

В июне 1990 года киевский спорткомплекс ДОСААФ «Чайка» на пять дней превратился в необычный байконур. Тут проходили старты восьмого мирового чемпионата по ракетно-космическим моделям. Спортсмены 11 государств разыграли награды мирового первенства в семи классах летающих ракетных моделей.

Первыми на стартовую площадку вышли спортсмены, выступающие с ракетопланами (класс S4B). Из 32 участников большое время (180 с) в первом туре продемонстрировали лишь семь «ракетчиков». И в то время, когда во втором туре ни одному из них не удалось слетать по «максимуму» (уже 240 с), стало ясно, что соревнования в этом классе завершатся в отведенные три тура. В итоге, собрав 688 (180+216+292) очков, мировым чемпионом в классе ракетопланов стал болгарский спортсмен Т. Драгов. Он — обладатель золотой медали ФАИ.

Серебряная приз у А. Розе (США). Его итог — 642 (180+162+300) очка. «Латунь» досталась З. Колару (ЧСФР), у него 609 (180+179+250) очков. Выступление советских спортсменов к разряду успешных отнести запрещено: С. Ильин (526 очков) — 6-е место, И. Шматов (505 очков) — 8-е место и В.Байконур моделистов Ковалев (396 очков) — 13-е место.

Потому, что техника отечественных «ракетчиков» достаточно известна, остановимся на зарубежной. Общее внимание завлекали ракетопланы американской команды.

По сути, их разработчиком есть Б. Белос — знаменитый конструктор-ракетомоделист. Представленные модели — самолетной схемы, с переднерасположенными двигателями, заключенными в отделяемом контейнере. Подвеска последнего — «плавающего» типа, что разрешает избавиться от погрешностей в выборе вектора тяги при полете на активном участке. Протяженность модели около 600 мм.

Размах эллипсовидного крыла 420 мм, центральная хорда 76 мм, площадь 2,5 дм2. Площадь стабилизатора образовывает 0,6 дм2, киля — 0,15 дм2. Масса планера 14 г. Главный материал модели: бальза, углеволокно, стеклоткань, смола.

Для запуска используются пирохлоратные двигатели чехословацкого производства массой 6—7 г и временем работы порядка 5 с.

Модели болгарских «ракетчиков» кроме этого выстроены по «твёрдой» схеме типа «ракетный самолет». Но у них крыло наборной конструкции, обтянутое лавсановой пленкой.

Имеется механизм перебалансировки режима полета. Болгарские ракетопланы снабжены элеронами, придающими маленькое вращение по спирали на активном участке. Масса моделей немногим более 20 г.

Ракетопланы чехословацких спортсменов изготовлены преимущественно из бальзы и имеют массу планера 17—19 г при размахе порядка 370 мм и длине 400—410 мм. Для них свойственны механизация крыла и автоматы перебалансировки, дополненные устройством принудительной посадки.

Модели стартуют на двигателях импульсом 5 Н*с, наружным диаметром корпуса 10 мм.

В классе SЗA участвовало наибольшее число «ракетчиков» — 33. Вероятнее это разъясняется доступностью данной категории.

Лучший результат (41 мин 57 с) продемонстрировал коммунистический спортсмен И. Шматов, ставший обладателем золотой медали ФАИ. «Серебро» у нестареющего болгарского ракетомоделиста Г. Лулева (41 мин 8 с). Медная приз у другого участника команды НРБ — Т. Трифонова (21 мин 46 с). Еще двое советских спортсменов, А. Коряпин и А. Митюрев, заняли соответственно 4—5-е и 19-е места.

В командном зачете первыми стали «ракетчики» НРБ с результатом 2700 очков, вторыми — отечественные моделисты (2592 очка) и третьими — спортсмены СФРЮ (2439 очков).

Модель ракеты класса S3A мирового чемпиона 1990 года И. Шматова (СССР):

1 — головной обтекатель (два слоя стеклоткани), 2 — соединительная втулка, 3 — шпангоут (клеить во втулке), 4 — нить подвески (протяженность около 400 мм), 5 — парашют (лавсановая пленка толщиной 3—5 мкм, диаметр купола около 600 мм, число строп — 16), 6 — корпус (стеклопластик),7—стабилизатор.
Модель снабжается двигателем МРД 2,5-3-6, время до раскрытия совокупности спасения 5,7 — 6 с. Масса ракеты без МРД и парашюта около 4,5 г.

Говоря о моделях данного класса, направляться подчернуть, что обилием схем и каких-либо новинок он нехарактерен.

На этом фоне выделяются модели румынских и польских спортсменов. У первых корпуса изготовлены из дюралюминиевой фольги, а у вторых навиты по спирали из бумаги. Масса таких ракет больше (на 1,5—2 г), чем у формованных из стеклоткани.

Нужно подметить, что из 33 участников в классе S6A никому не удалось достигнуть большого результата.

В первом туре 15 спортсменов слетали по «максимуму» в 2 мин. По окончании второго остались трое. В итоге, собрав за три тура 531 очко, чемпионом стал второй раз подряд Ж. Маринов (НРБ). Всего восемь секунд проиграл ему отечественный С. Ильин. На третьем месте югославский ракетомоделист Е. Чуден — 503 очка.

Два вторых участника советской команды — Ю. Гапон и В. Кузьмин — соответственно на 9-м и 10-м местах с результатами 430 и 427 очков. Кубок за командную победу в классе S6A вручен «ракетчикам» СФРЮ, вторыми стали отечественные парни, а третьими — болгары.

Пожалуй, класс S6A еще более консервативен, чем обрисованный выше. Их объединяет схожесть конструкции корпусов, но в S6A они пара легче и, следовательно, менее прочные.

А из этого и маленькая «живучесть» техники. Но на два-три тура одних соревнований моделей в полной мере хватает. Обычной ракетой данного класса может служить модель победителя.

Модель ракеты класса S6A мирового чемпиона 1990 года Ж. Маринова (НРБ):
1 — обтекатель (литой пластик типа полистирола, масса 1,5 г), 2 — соединительная втулка, 3 — петля навески стримера, 4 — нить подвески, 5 — тормозная лента (лавсановая пленка толщиной 18 мкм 115X1800 мм, укладка — гармошкой с шагом 20 мм), 6 — корпус (стеклопластик из ткани толщиной 0,025 мм), 7 — стабилизатор.
Модель снабжается двигателем диаметром 10 мм и временем работы около 2 с (замедление порядка 6 с).

Посадка МРД плотная. Стартовая масса модели 15 г.

Среди совокупностей спасения в классе S6A заметна тенденция к повышению длины ленты до 1700—1800 мм при ширине не более 120 мм.

Небезынтересно, что многие ведущие спортсмены из команд НРБ, СССР и ЧСФР намерено к чемпионату подготовили новые МРД с диаметром корпуса 10 мм на высококалорийном азитном горючем, массой 6—7 г.

Газодинамическая стартовая совокупность, узнаваемая за границей называющиеся «пистон», прочно вошла в практику соревнований. Кроме того на глаз заметна прибавка высоты порядка 30—50 м, реализуемая при таком старте в классе S6A.

В классе высотных моделей S1A с первого тура лидерство захватили советские спортсмены. В то время, когда миниатюрная двухступенчатая А. Коряпина поднялась на высоту 784 м, стало ясно, что он сейчас уже двукратный мировой чемпион в классе S1A (первый раз успех столь большого ранга пришел к нему в 1985 году). С результатом 754 м второе место занял кроме этого отечественный — А. Митюрев. А на третьем болгарский спортсмен Ж. Маринов (672 м).

Старты второго и третьего туров не принесли трансформаций.

При слежении было много утрат моделей. Не засчитывался итог и при расхождении замеров двумя операторами более чем в 10 процентов.

Кроме того команды, занявшие первые два места, — СССР и НРБ — имели только по два зачетных результата. Но и в этом случае их суммы (соответственно 1538 и 1280) превышали сумму результатов трех зачетных полетов команды ФРГ (третье место, 1257 очков).

Использовались как одноступенчатые, так и двухступенчатые модели.

При однообразном импульсе двухступенчатые, как представляется, уже до запуска имеют преимущество, не смотря на то, что надежность усложненной техники ниже.

С двухступенчатыми моделями выступали команды СССР, НРБ, США, ЧСФР. Самый распространена комбинация двух двигателей по 2,5 Н*с. Отечественные же «ракетчики» устанавливали на первую ступень МРД импульсом 1,5 Н*с, а вторую оснащали двигателем 3,5 Н*с.

Особенный интерес воображает техника американских и чехословацких спортсменов. Они применяли способ «тёплого» разделения ступеней: МРД обеих ступеней поджигаются на земле до отрыва от стартовой установки. Происходит это так.

По окончании команды «Старт» подается напряжение на спираль-воспламенитель первой ступени. Когда двигатель зажигается, стартовая батарейка типа «Крона», вмонтированная в пульт, подает по проводникам ступени импульс тока в размещенную в обтекателе нижней ступени лампу-вспышку. Трудящийся МРД поднимает ракету на некую высоту и разгоняет ее.

За это время лампа-вспышка всецело накаливается и за счет лучистой энергии воспламеняет пороховую обмазку, нанесенную на ее головку. Сгорая, порох поджигает двигатель второй ступени. Сейчас происходит отделение первой, отработавшей ступени, и ее вышибной заряд выстреливает совокупность спасения. Дальше ракета идет вверх на второй ступени. В совокупности «тёплого» разделения ступеней употребляются одноразовые лампы-вспышки, а в подобной схеме у моделистов ЧСФР — стопин.

Справедливости для нужно заявить, что до тех пор пока еще совокупность не прошла стадии окончательной отработки и реализовать техническую новинку на протяжении официальных стартов американским спортсменам не удалось, не смотря на то, что на тренировочных полетах ее много раз возможно было замечать в действии. Но совет экспертов признал данную разработку самая интересной новинкой, и автору Ч. Уайзу был вручен памятный кубок издания «Моделист-конструктор».

В классе высотных копий S5C из 21 модели, предъявленной для стендовой оценки, лишь три (команды Румынии) были одноступенчатыми. Лучшую сумму (751 очко) взял за миниатюрную копию «Таурус Томагавк» А. Рооз из америки. Вторым был А. Катюха (ЧСФР). Его модель «Нике Томагавк» интернациональное жюри оценило в 653 очка. На последующих местах — советские спортсмены, выступавшие с однотипными моделями-копиями «Найк-Кайджен»: С. Ильин — 632 очка, В. Минаков — 631 очко, А. Митюрев — 622 очка.

В первом туре зачетные полеты совершили лишь три модели (все одноступенчатые). У потери — и остальных аварии при замерах. Во втором туре продемонстрирована лучшая высота — 594 м. Ее достигла модель С. Ильина. На 544 м взлетела модель В. Минакова. И на 531 м встала ракета П. Канева (НРБ).

В третьем туре никому из участников не удалось улучшить собственные результаты. В итоге, собрав в сумме 1226 (632+594) очков, победителем в классе S5C стал С. Ильин. Серебряная приз — у В. Минакова (631+544=1175 очков), а «латуни» удостоен П. Канев (559+531=1090 очков). Кубок за командную победу вручен спортсменам НРБ, собравшим 2629 очков.

Самыми популярными прототипами для постройки копий класса S5C стали американские «Найк-Кайджен», «Таурус Томагавк», «Нике Томагавк», французский «Дракон-lll».

Первых было представлено шесть (команды СССР и НРБ). Эти модели выполнены практически в одном масштабе, калибр нижней ступени близок к допустимому минимуму в 40 мм. Копии советских спортсменов имели силовую установку из двух двигателей: 2,5 Н*с на первой ступени и на второй — 7,5 Н*с.

Для непосвященного читателя может показаться необычным небольшой начальный импульс — на таком МРД копия высоко не встанет. Но, по сути, его задача — только сказать ракете некую скорость, при которой происходит поджог и разделение ступеней МРД второй ступени. И чем легче будет модель на старте, тем выше она и взлетит. Так что новое размещение двигателей может принимать во внимание самоё перспективным.

Но необходимо иметь в виду, что стартовая масса копии должна быть порядка 60—65 г.

У других двухступенчатых ракет класса S5C силовая установка включала два МРД по 5 Н*с с разным временем работы.

В первом флай-оффе, зачетноевремя которого составляло 8 мин, из спора за медали выбыл еще один, и оставшаяся девятка «ракетчиков» начала подготовиться к последнему туру, не имеющему ограничений времени.

Продолжительнее всех держится в воздухе ракетоплан чехословацкого спортсмена В. Хадача (кстати, он — главред популярного чехословацкого издания «Моделярж»!), что заслуженно делается мировым чемпионом в классе S8E. Всего на 16 с отстал его товарищ по команде И. Таборски — у него серебряная приз.

А медной удостоился Б. Макус из Югославии с результатом 22 мин 20 с. Результаты выступления советских моделистов таковы: В. Минаков — 2794 очка (4-е место), В. Ковалев — 2236 очков (6-е место), В Барыш — 1006 очков (14-е место). Командную победу праздновали спортсмены ЧСФР (3240 очков), отечественные на втором месте (3166 очков), а на третьем — сборная Польши (3094 очка).

Модели, представленные на чемпионате в классе S8E, условно возможно объединить в две группы.

Одну составили ракетопланы схемы В. Ковалева со складывающимися крыльями (команды СССР и Польши), другую — аппараты классической самолетной схемы. По большому счету нужно подчернуть, что за границей отношение к технике со складывающимися крыльями достаточно осмотрительное.

И этому имеется объяснение: наработка собственного широкого опыта конструирования и наличие «мягких» двигателей с громадным, чем у нас, временем работы около 12—14 с и с меньшей массой (так, масса МРД у американских и чехословацких спортсменов образовывает 45—48 г и 55—57 г соответственно, у отечественных же порядка 80 г. Американские двигатели литые, трудятся практически без дыма).

Все три призера выступали с моделями самолетной схемы.

Размах крыла 1200—1300 мм, стартовая масса 210—215 г. Практически вертикальный контролируемый взлет разрешает достигать высоты порядка 300—330 м. Владея хорошими аэродинамическими качествами, обусловленными шепетильно подобранными профилями с высокими несущими малым и свойствами сопротивлением, такие ракетопланы способны показывать высокие результаты. (Важно да и то, что все три призера имеют солидную соревновательную практику.) В изготовлении моделей активно применяются стеклоткань и бальза. Крылья наборной конструкции с обтяжкой шпоном либо лавсановой пленкой.

Из 19 моделей-копий на реализм полета (S7), представленных для стендовой оценки, было: «Ариана» — 7, «Союз» и «Сатурн» — 6 штук. Лучшую сумму за «стенд» взяла копия ракеты-носителя «Сатурн-1Б» чехословацкого спортсмена С. Геренчера — 790 очков. Модель ракеты «Ариана-3», изготовленная американским копиистом Р. Бисдропом, жюри оценило в 786 очков.

Известную копию ракеты-носителя «Альянс-Т» А. Клочкова из СССР судьи вывели на третье место — 760 очков. Две другие отечественные модели, А. Корчагина и А. Бачи, взяли соответственно 753 и 748 очков. Маленькое отставание от фаворита разрешало копиистам из СССР сохранять надежду на хороший итоговый итог.

Так как настоящие полетные возможности трехступенчатых «Альянсов» несравненно выше, чем у всех других соперников. Это и подтвердили старты.

Хороший полет совершила копия «Альянса-Т» А. Клочкова.

Работа двигателей всех трех ступеней и безаварийное приземление — в таблице 184 очка за полет. Мало ниже была оценена программа другого «Альянса», болгарского спортсмена П. Канева — 166 очков. Не все задуманные демонстрации удалось реализовать Р. Бисдропу — всего 104 очка. Не всецело выполнил программу полетных демонстраций и П. Корчагин (133 очка).

Копия А. Бачи потерпела аварию, и он в итоге был последним.

В то время, когда закончилось время, отведенное для полетов, поздравления принимал новый мировой чемпион А. Клочков. У него была лучшая сумма (760+184=944 очка). На второе место вышел Р. Канев (748+166=914 очков), а на третье — Р. Бисдроп (786+104=890 очков). Кубок за командную победу в классе копий завоевали спортсмены Болгарии — 2564 очка.

Вторыми стали моделисты Чехословакии — 2439 очков, третьими спортсмены из Польши — 2437 очков.

Подводя результат выступления спортсменов-копиистов, нужно признать, что достигнуть желаемой зрелищности полетов пока не удается. Много аварий при запусках говорит о трудностях в реализации полетных эффектов.

И повышение стартовой массы до 750 г практически ничего не поменяло, не смотря на то, что работу по совершенствованию как раз летных черт собственных моделей-копий ведут ракетомоделисты США, ЧСФР, НРБ, Польши и СССР.

Очень заметно улучшение качества изготовления у ведущих спортсменов. А техника С. Геренчера и Р. Бисдропа близка к идеалу; броская и разнообразная окраска прототипов разрешает воспроизвести ее на копии.

В этом замысле внешний вид ярких ракет-носителей «Альянс» находится в проигрышном положении. Возможно, что старты последних носителей «Альянс-ТМ» с рекламой на борту окажут помощь ликвидировать это отставание. И окраска их копий будет на уровне «Сатурнов» и «Ариан».

В. РОЖКОВ


Случайные записи:

Ракеты большие и маленькие


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Дать моделисту крылья!

    У подъезда дома я заметил мальчика пет двенадцати, что, стоя перед он ном, подавал кому-то условные сигналы. Все его старания, но, оставались без ответа….

  • Советуют моделисты эрфурта

    Думается, совсем не пересекаются пути ребят, занимающихся конструированием разных видов моделей. И соревнования выполняют раздельно, и лаборатории…

  • Моделисту о вертолете

    Многократные попытки переделок свободнолетающих моделей вертолетов на радиоуправляемые, как это было с моделями планёров и самолётов, были бесплодными….

  • «Электрические руки» моделиста

    Прошли те времена, в то время, когда главным преимуществом кордовой модели-копии считалось большое сходство с прототипом. Сейчас требуется, дабы она и…