-
Дети приравнивают «и» к «или»
01.10.2009 Наука и жизнь
-
Ребёнок может сделать что-то не так, как ему сообщили, не вследствие того что преднамеренно не слушается, а вследствие того что ещё не в полной мере освоил логику языка.
Представим, что ребёнок, которому заявили, что он может съесть на десерт пирожное либо мороженое, съедает оба, вызывая тем самым досаду своих родителей. Тут очевидным образом думается, что он просто пренебрёг родительскими словами, потому ему хотелось съесть да и то, и второе.
Фото Игорь Низов / Фотобанк Лори.
Само собой разумеется, простое непослушание может иметь место, но, как уверяют исследователи из Массачусетского технологического университета, в голове у ребёнка может происходить некая логико-лингвистическая путаница, почему он в полной мере честно принимает родительские слова «Съешь это либо то» как «Съешь да и то, да и то».
По сути, дети интерпретируют «либо» как «и», но в самой логической операции, которую они наряду с этим прокручивают у себя в голове, нет ничего необычного – взрослые думают совершенно верно так же. К примеру, допустим, что у вы приходите на работу и видите, что кто-то съел печенья, лежавшие у вас на столе. Вам говорят, что один из сотрудников съел пара штук.
Но вы осознаёте, что между утверждением «Он съел пара печений» и «Он съел всё» имеется отличие – не смотря на то, что первое предложение, в неспециализированном-то, в полной мере правильно, более совершенно верно ситуациюобрисовывает как раз второе.
Логическое прояснение смысла утверждения происходит так: мы прикидываем другие варианты фразы – скажем, что окажется, в случае если мы слово «кое-какие» заменим на «все» – и, оттолкнувшись от нового смысла, делаем вывод, что в исходном утверждении про «пара печений» в действительности имеется в виду «пара, но не все». Сугубо технически «пара» не противоречат «всем», но оттенки смысла тут всё-таки различные, так что усилительное рассуждение разрешает распознать подразумеваемую, невысказанную очевидно оговорку «но не все». То, что мы только что пара примерно, «на пальцах», обрисовали, у лингвистов именуется вычислением скалярной импликатуры – осмыслением логических связей между различными высказываниями на одну и ту же тему.
Похожий логико-лингвистический процесс происходит и при анализе высказывания «съешь то либо это». Но у детей, как мы сообщили выше, конечный вывод оказывается с некоторыми изюминками. Опыт Дэнни Фокса (Danny Fox) и его сотрудников пребывал в следующем: нескольким десяткам детей в возрасте от 3 лет 9 месяцев и до 6 лет 4 месяцев показывали некие описания и картинки того, что на этих картинах нарисовано, а позже просили сообщить, правду либо нет говорят описания к ним.
К примеру, на картине возможно было видеть трёх мальчиков, держащих в руках яблоко либо банан, описание же к ней гласило «Любой мальчик держит яблоко либо банан». Варианты с фруктами и мальчиками употреблялись самые различные, в комбинациях с различными же вариантами предложения, в которых «либо» заменяли на «и».
Оказалось, что дети в принципе смогут вычислять скалярные импликатуры, но, сравнивая значения высказываний, они смешивают разъединение и объединение, дизъюнкцию и конъюнкцию, «и» и «либо». В случае если мы возвратимся к мороженому и пирожному, то ребёнок просто не ощущает, что предложение «Съешь мороженое и пирожное» имеется альтернатива предложению «Съешь пирожное либо мороженое».
Иными словами, сама попытка прояснения, уточнения смысле имеет место, но лишь уточнением к «либо» выясняется «и». (Увидим, что в опыте мороженых и никаких пирожных не было, другими словами дети не были заинтересованы в том, дабы обрисовать картину с фруктами и мальчиками посредством неправильного альянса.) Так что иногда детское непослушание – это, в действительности, не непослушание, как мы его себе воображаем, а логико-лингвистическая неприятность: ребенок легко ещё не освоил логические правила в потреблении языка. Данные исследований будут размещены в Natural Language Semantics.
Полученные результаты, по словам авторов работы, в полной мере согласуются с более ранними опытами с франкоговорящими людьми и с японцами. Но другие языки смогут быть устроены очень сильно в противном случае – к примеру, в вальбири, одном из языков австралийских аборигенов, и в амслене, американском жестовом языке, одно да и то же слово употребляется и как «и», и как «либо», так что и вышеописанная процедура логического уточнения смысла может в таких языках происходить так же, как у английских (и не только английских) детей.
В будущем было бы любопытно изучить не только языковую специфику вычисления скалярной импликатуры, но и возрастную, другими словами в то время, когда, с какого возраста и при каких нейробиологических трансформациях в мозге происходит переход сознания на взрослые логико-лингвистические рельсы.
Создатель: Кирилл Стасевич
Источник: nkj.ru
Случайные записи:
💰Как Аминка Витаминка научилась зарабатывать?💰
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Взрослые оценивают детей по словам
Общаясь с детьми, мы оцениваем их не по внешнему виду, а по тому, что и как они говорят. Довольно часто в беседе о детях возможно услышать, что у…
-
Нужны ли детям занятия музыкой
Ваш ребёнок не желает ходить в музыкальную школу? Попытайтесь убедить его не бросать занятия – игра на музыкальном инструменте идёт на пользу…
-
Электрические ритмы мозга оказывают помощь осознать, что ощущает младенец. Весьма непросто определить, где и как болит у младенца – сказать он не может,…
-
У трёхлетних детей нашли чувство справедливости
Мелкие дети ощущают несправедливость, совершённую в отношении вторых людей, но наряду с этим они стремятся не столько наказать обидчика, сколько оказать…
-