Древнейшее изображение стоянки людей?

26.12.2014 Наука и жизнь

Рисунок, вырезанный на куске сланца, может оказаться старейшим изображением жилищ. Его возраст – около 13 тысяч лет.

сюжеты и Пейзажи из повседневной судьбы редко видятся в палеолитическом мастерстве. Люди каменного века предпочитали изображать животных, время от времени они рисовали людей. Но, наверное, что картинки на куске сланца, найденном в Испании, – исключение из этого правила.

По крайней мере, так вычисляют авторы статьи, размещённой в декабре издании PLOS ONE.

Увеличенная фотография одного из картинок на камне из Моли дель Сальт. Фото: Garcia-Diez et al / EurekAlert. Прорисовка изображения на камне. Рисунок: Garcia-Diez et al / PLOS ONE.‹ ›

Камень нашли в гроте Моли дель Сальт (Moli del Salt), что датируется финишем верхнего палеолита – около 13,8 тысячи лет назад. На поверхности сланца вырезаны семь полукруглых фигур, дополненных «штриховкой». Фигуры сгруппированы в два последовательности.

Морфологические изучения говорят о том, что изображения были нанесены одним и тем же методом и инструментов, за маленький временной отрезок.Древнейшее изображение стоянки людей?

Исследователи предполагают, что рисунок может воображать изображение стоянки охотников-собирателей. Полукруглые фигуры, согласно их точке зрения, являются жилища либо хижины. «Палеолитический рисунок из северо-восточной части Испании даёт нам первое изображение социальной группы», – думает Мануэль Вакеро (Manuel Vaquero), один из авторов изучения, сотрудник каталонского социальной палеоэкологии эволюции и Института человека.

Авторы статьи трактовали картинки как жилища посредством этнографических аналогий. Они отмечают, что привлечение данных этнографий для изучения обществ каменного века – распространённая практика. Она основана на предположении, что между доисторическими охотниками-собирателями и современными классическими обществами смогут быть определённые параллели, обусловленные похожим образом судьбы.

Основная его черта – мобильность, она, например, отражается на устройстве и форме жилищ, независимо от исторического контекста.

Этнографические наблюдения говорят о том, что среди обществ, ведущих подвижный образ судьбы, самый распространены жилища округлой формы и с полукруглым перекрытием. У современных охотников-собирателей чаще видятся конструкции таковой формы, чем жилища конических очертаний. В базе таких «домов» лежит каркас из древесных жердей. Сверху его покрывают травой, ветками либо шкурами. Считается, что полукруглые «купольные» жилища устойчивее, чем конические.

Помимо этого, они не требуют установки дополнительных столбов и подпорок в хижины, и исходя из этого в таких «домов» места больше, чем в «зданиях» конической либо прямолинейной формы. Одновременно с этим полусферические жилища сложнее поделить перегородками, помимо этого, их нельзя расширить без разборки конструкции. Но эти недочёты мало заботили жителей, потому, что сами жилища были временными.

Пропорции «хижин», изображённых на камне из Моли дель Сальт, соответствуют пропорциям полукруглых жилищ в классических обществах: их ширина или превышает высоту, или равна ей.

Количество жилищ в поселениях охотников-собирателей колеблется и зависит не только от размера группы, но и от её социальной и хозяйственной структуры. Помимо этого, это число может изменяться в зависимости от вторых условий. По этнографическим данным, в периоды большой «концентрации» коллективов охотников-собирателей среднее количество жилищ в их стоянках достигает значения 7,6 ± 3,9.

Разумеется, что семь предполагаемых жилищ, изображённых на камне с испанской стоянки, укладываются в данный диапазон.

Исследователи считают, что на возможность существования стоянки, которая была изображена палеолитическим «живописцем», показывают археологические свидетельства. Перед гротом Моли дель Сальт имеется ровная площадка, медлено понижающаяся к реке, которая находится на расстоянии около 100 метров от грота. в течении многих лет на этом месте были обнаружены «тысячи артефактов» (в статье не указывается их правильное число).

Форма, техника изготовления и «комплект» орудий соответствует тем, каковые были отысканы в самом гроте. Быть может, перед ним существовала стоянка «под открытым небом». При таких условиях «живописец» рисовал её с натуры.
По данным EurekAlert и PLOS ONE

Создатель: Егор Антонов

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

КОСТЕНКИ.АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК.


Похожие статьи, которые вам понравятся: