Экологически чистый транспорт xxi века

27.03.2014 Гаджеты

С неповоротливых машин, загрязняющих воздушное пространство, нам предлагают пересесть на юркие и экономичные персональные транспортные средства. Велосипед — очень способное по собственной простоте, экологичности и эффективности транспортное средство для одного человека. Казалось бы, ничего лучше и не придумаешь.

Постараюсь оспорить эту истину.

Неточность Клайва Синклера

Мысль заново изобрести велосипед первому пришла в голову основателю компании Sinclair Research, англичанину Клайву Синклеру, создавшему суперпопулярный ПК ZX Spectrum. В 70-х годах прошлого века он начал работу над проектом трехколесного электроцикла — электрического скутера и гибрида велосипеда, что должен был стать альтернативой привычным машинам.

Синклер так увлекся данной идеей и верил в успех, что положил в ее реализацию фантастическую сумму в ?12 млн. — годовую прибыль Sinclair Research. К доводке шасси трицикла привлекли экспертов Lotus, английского производителя спорткаров. Договор на выпуск двигателя для собственного детища Синклер заключил с итальянской компанией Polymotor, специализировавшейся на моторах для стиральных автомобилей (почему ходили слухи, что и на трицикле Синклера установлен движок от стиралки).Экологически чистый транспорт xxi века

А для сборки новинки были задействованы мощности завода Hoover, производившего одноименные пылесосы. 10 января 1985 года, по окончании подогрева интереса публики замечательной рекламной кампанией, трицикл Синклера показался в продаже. У модели, взявшей наименование Sinclair C5, был цельнолитой пластиковый корпус с громадным передним обтекателем и твёрдым ковшеобразным сиденьем.

Руль трицикла с кнопкой включения электродвигателя был на непривычном месте — под коленями седока, что, но, не причиняло особенных неудобств. У мотора мощностью 250 Вт не было плавной регулировки оборотов; дабы умерить прыть трицикла, талантливого разгоняться до 24 км/ч, приходилось его иногда выключать.

Свинцово-кислотный аккумулятор массой 15 кг (само транспортное средство весило 30 кг) снабжал запас хода до тридцати километров, а в то время, когда заряд заканчивался, возможно было перейти на мускульную тягу и ехать, крутя педали, как на простом велосипеде. Трицикл возможно было заказать прямо к себе либо купить простом супермаркете. Изготовление двигателя для трицикла было поручено компании, специализировавшейся на моторах для стиральных автомобилей, а в сборке автомобили участвовалзавод по производству пылесосов.

Первая партия трициклов разошлась в считанные дни, но после этого продажи стали падать. Синклер выбрал неудачное время для выхода на рынок, за пара месяцев до начала сезона. Те, кто уже приобрел трицикл, были вынуждены ждать наступления весны, другие решили повременить с приобретением.

А в прессе встала волна негатива: Sinclair C5 именовали неприспособленным к английским погодным условиям и страшным для езды по автодорогам, причем об этом говорили не только журналисты, но и авторитеты, к примеру звезда ?Формулы-1? Стирлинг Мосс. Более чем за шесть месяцев было реализовано всего 12 000 трициклов — в 5 раз меньше запланированного.

Клайв Синклер был должен признать провал собственного проекта и прекратить производство С5. Неликвид был распродан по низким стоимостям, чем воспользовались более находчивые предприниматели — они скупали трициклы, а после этого перепродавали их обладателям сухогрузов и танкеров в качестве палубного транспортного средства.

Неваляшка из Америки

Значительно большего успеха на поприще внедрения персональных транспортных средств в веса добился Дин Камен. Летом 1999 года он основал компанию, создавшую двухколесный электрический самокат с совокупностью динамической стабилизации. Его колеса помещены на одну ось — так конструкции обеспечили компактность и непревзойденную маневренность.

А для устойчивости самокат оснастили пятью гироскопами — их сигнал с частотой 100 раз в секунду обрабатывается компьютером, что со своей стороны подает команду электродвигателям, поддерживающим аппарат в вертикальном положении. Дабы начать перемещение, водителю необходимо вперед либо назад. Собственный изобретение Дин Камен назвал Segway, от итальянского слова «segue», означающего плавный переход. Для выпуска Segway был выстроен завод в Бедфорде (США, штат Нью-Хэмпшир).

В первый раз машину продемонстрировали публике в декабре 2001 года, а в марте 2002-го первые три серийных экземпляра были реализованы с благотворительного аукциона по цене от $100 до 160 тыс. — в 20 раз дороже их рыночной стоимости. Необыкновенный самокат стал популярен среди знаменитостей, что, со своей стороны, подхлестнуло спрос среди обывателей. За первый год компанией Дина Камена было реализовано порядка 6000 самокатов, а на сегодня количество продаж перевалил за пятьдесят тысяч штук.

Берут их не только частники — приблизительно 40 процентов заказов приходится на разные компании, и… полицию! Самокат употребляется стражами правопорядка в некоторых государствах при патрулировании парков, стадионов и аэропортов. Конструкция изобретения все время совершенствуется, обрастая новыми модификациями: кроме полицейского самоката имеется подвиды и для езды по нехорошим дорогам, и для игры в гольф (с креплениями для перевозки клюшек).

По окончании инцидента с Джорджем Бушем-младшим, упавшим с Segway, в то время, когда у того разрядился аккумулятор, был произведен отзыв всех выпущенных самокатов — им обновили прошивку компьютера. Сейчас при критическом падении заряда батареи машина подает дающий предупреждение сигнал и снижает скорость впредь до полнэлектромоторами мощностью 1500 Вт любой. Полного заряда литий-ионных батарей хватит на то, дабы проехать от 25 до сорока километров (в зависимости от условий езды).

Чтобы вернуть заряд, Segway необходимо подключить к простой домашней розетке на 8-10 часов. Большая скорость самоката не превышает 20 км/ч, а сравнительно не так давно показались еще и особые радиоключи, ограничивающие скорость, — для начинающих водителей.

Японский ответ

Замечая за распространением Segway, японцы кусали локти: как же так, американцы превзошли их высокотехнологичную нацию! Но сделать что-то похожее на детище Дина Камена, лишь лучше, выяснилось попросту нереально — факт плагиата был бы неоспоримым. И японцы пошли По другому пути. Компания Toyota, к примеру, создала электрическое кресло, которым «пилот» руководит при помощи джойстика.

Начав с четырехколесной абстрактной модели i-Unit, представленной в 2005-м, три года спустя Toyota выпустила более идеальное трехколесное кресло i-Swing и чуть позднее представила его следующую модификацию i-Real. Серьёзная изюминка i-Real — возможность трансформации колесной базы в настоящем времени.

При перемещении с маленькой скоростью управляемое заднее колесо подтянуто максимально близко к передним колесам, но стоит надавить на газ, как межосевое расстояние тут же возрастает, снабжая креслу лучшую устойчивость. Такая конструкция разрешает развивать скорость до тридцати километров/ч — недостижимый предел для Segway. Вот лишь в отличие от американского самоката кресла Toyota в свободной продаже до тех пор пока нет.

Honda кроме этого решила не оставаться в стороне и создала U3-X. Эта оснащенная гироскопом электрифицированная «табуретка», как и Segway, реагирует на наклон седока. Наряду с этим уникальное колесо с поперечными вращающимися элементами (совокупность Honda Omni Traction) разрешает ехать в любом направлении — вперед, назад, вбок, по диагонали — а также крутиться около собственной оси. Вес устройства — всего 10 кг, включая литий-ионные батареи, которых хватает на час перемещения.

Эта разработка имеет громадной потенциал, вот лишь выглядит достаточно сырой. В случае если делать выводы по демонстрационным записям, тихоходная «табуретка» Honda и в подметки не годится Segway: ездить на ней возможно разве что по офису. Но в то время, когда японцы доведут конструкцию до ума (а это случится очень не так долго осталось ждать), мы можем появляться на пороге новой технологической революции.

Статья Соколова ОксанаФото: GettyImages/Fotobank

  • segway
  • велосипед
  • самокат
  • транспорт
  • трицикл

Author: 911

Случайные записи:

\


Похожие статьи, которые вам понравятся: