Электрическая двухмоторная

20.07.2015 В мире моделей

Все чаще приобретаем мы от читателей письма, которые содержат описание летающих моделей, на которых вместо двигателей внутреннего сгорания трудятся электродвигатели разных совокупностей. Это в полной мере закономерно и вовремя: если судить по многим показателям, электрификация авиамоделизма — дело недалекого будущего. Недаром первые успешные образцы летающих моделей выпускаются в «игрушечном» варианте некоторыми зарубежными авиамодельными компаниями.

Среди них недорогие модели, талантливые выполнять вольный неуправляемый полет длительностью 1—3 мин, кордовые самых разных типов с едой по проводам а также радиоуправляемые модели свободного полета, а также пилотажные. Длительность полета последних без перезарядки уже удалось довести до 10—15 мин. Действительно, по мощности эти электродвигатели еще уступают компрессионным и калильным.

В отечественном издании уже рассказывалось о конструкциях моделей с электродвигателями отечественного производства. Сейчас мы помещаем описание еще одной двухмоторной кордовой модели с двигателями ДП12-А, выстроенной Г. И. Нестеренко из Запорожья.

Эта модель задумана как демонстрационная для полетов в пионерском лагере, на детских фестивалях, слетах юных техников, в то время, когда особенно принципиально важно продемонстрировать стремительную подготовку к старту, надежный запуск, правильное исполнение программы.

Выбор двухмоторной схемы разъясняется жаждой взять более высокую тяговооруженность если сравнивать с одномоторной (при однообразных двигателях), и добиться более стабильного и надежного полета на открытом воздухе.

Модель, чертеж которой в трех проекциях изображен на рисунке 2, выстроена полностью из пенопласта ПС-1. Все соединения выполнены густым казеиновым клеем (каркас, силовые элементы) и клеем ПВА разной густоты (оклейка пенопластовых подробностей бумагой).

При таковой технологии удалось добиться высокой культуры веса (планер модели без мотора весит около 50 г; полетный вес — около 130 г). Каркас крыла (рис. 1) выполнен из фанеры толщиной 1 мм (лонжерон) и сосновой рейки сечением 3X4 мм (задняя кромка). Нервюры — из липового шпона, фанеры толщиной 1 мм либо более твёрдого пенопласта такой же толщины. Обтяжка — конденсаторная бумага.

Электрическая двухмоторная

Рис.

1. Неспециализированная компоновка двухмоторной модели с электродвигателями:

А — нервюра крыла: 1 — носик (пенопласт), 2 — лонжерон (фанера толщиной 1 мм), 3 — ребро нервюры (шпон, фанера толщиной 1 мм), 4 — сосновая кромка, 5 — хвостик (пенопласт); Б — конструкция центральной качалки: 1 — стойка, 2 — крестообразная качалка из гетинакса либо оргстекла, 3 — втулка качалки (приклеить), 4 — корды-токоносители, 5 — капроновые нити к рулю высоты; В — руль высоты и его подвеска: 1 — стабилизатор, 2 — руль высоты, 3 — шелковые ленточки, служащие шарнирами, 4 — кабанчик, 5 — полка кабанчика; Г — соединение горизонтального оперения с килями: 1 — киль, 2 — соединяющие пазы, 3 — стабилизатор; Д — его соединение и блок питания с ручкой управления моделью: 1 — блок из 8 батареек 3336Л, 2 — прямой провод к ручке, 3 — провод с зажимом, 4 — ручка, 5 — выключатель питания, 6 — корды-токоноснтели; Е — конструкция колеса шасси: 1 — диск из пенопласта либо пористой резины, 2 — шайбы из фанеры толщиной 1 мм, 3 — втулка (алюминиевая заклепка O 4 мм); Ж — схема соединения двигателей: 1 — двигатели, 2 — твёрдые провода между двигателями, 3 — витые проводники для соединения с качалкой; И — конструкция передней стойки шасси: 1 — ребро жесткости из фанеры толщиной 1,5—2 мм, вклеенное в фюзеляж, 2 — изогнутая ножка шасси, пришитая нитками с клеем к ребру жесткости, 3 — стойка, 4 — вилка переднего колеса; К. — фонарь кабины пилота, выдавленный из фотопленки либо оргстекла толщиной не более 1 мм.

Рис. 2. Схема модели в трех проекциях и отдельные элементы конструкции.

детали и Фюзеляж хвостового оперения — полностью из пенопласта. Фюзеляж изнутри должен быть выдолблен для уменьшения веса. Толщина оставшейся стены переменная — от 6—8 мм в нижней (донной) части до 3—4 мм в боковой и верхней.

Снизу в хвостовую балку, как продемонстрировано на схеме, вклеивают сосновый силовой стрингер сечением 2,5X2,5 мм. В носовую часть — ребро жесткости из фанеры толщиной 2 мм для крепления стойки шасси. Стойки изготовлены из рояльной металлической проволоки O 1,2 мм, пенопластовые колеса с обеих сторон оклеены шайбами из фанеры толщиной 1 мм.

В целом постройка планера не воображает трудностей, с данной работой легко справится авиамоделист средней квалификации.

Доработка электродвигателей ведется в таком порядке. Сперва нужно снять заднюю крышку, на которой расположены щётки и клеммы. На заводе-изготовителе она наглухо приклеивается к корпусу, исходя из этого необходимо воспользоваться острым ножом либо скальпелем, дабы по окончании сборки крышка села на собственный место хорошо, без перекосов. Корпус и крышка сделаны из хрупкой пластмассы, исходя из этого работу нужно делать весьма бережно.

Вынув якорь, в крышке и корпусе двигателя выпиливают отверстия для охлаждения в соответствии с рисунком 3. После этого нужно шепетильно вычистить из внутренней полости опилки и собрать подробности, обратив особенное внимание на то, дабы якорь легко вращался. Затем крышку возможно вклеить на собственный место (дихлорэтаном либо клеем БФ-2).

Готовые двигатели устанавливают на крыле модели, как продемонстрировано на схеме и на рисунке 2, и надежно закрепляют нитками с клеем.

Электрическое соединение двигателей последовательное. В зависимости от коммутации возможно обеспечить вращение в одну либо различные стороны. Нужно выполнить соединение так, дабы оба вала вращались по часовой стрелке, в случае если наблюдать на модель спереди. При таком направлении вращения реакция винтов будет содействовать лучшему полету модели по кругу. Помимо этого, изготовление двух однообразных воздушных винтов несложнее.

Закрепить винты на валах тугой посадкой с клеем БФ-2 (несложный метод) либо посредством точеной железной стопорного и втулки винта (более надежно и удобно для замены винта).

В качестве корд для пилотирования применен электрический провод марки ПЭЛ сечением 0,3 мм, длиной от 5 до семи метров (в зависимости от условий полета). Электрическое и аэродинамическое сопротивление таких корд мало.

Рис. 3. Доработка электродвигателя ДП12-А для его установки на модель.

Рис. 4. Чертеж воздушного винта.

Для питания двигателей собирают блок из 8 батареек 3336Л, включенных последовательно. Один вывод от блока соединяют напрямую с кордой через ручку управления (рис.

1, Д), а второй провод должен иметь на финише «крокодильчик» либо какой-либо второй зажим для подключения разного количества батарей (при старте — не более 6, а после этого — по мере падения емкости и соответственно уменьшения оборотов двигателя — подключения в цепь дополнительных батарей). Как показал опыт, набора хватает на 6 полетов по 5 мин, другими словами в общем итоге — на 30 мин полета.

Само собой разумеется, батарейки 3336Л — отнюдь не лучший источник питания для данной модели из-за относительно малой емкости; значительно удачнее использовать блок элементов «Сатурн» либо аккумуляторная батареи мотоциклетного типа, Действительно, вся установка неизбежно делается более громоздкой.

качество и Подбор винта его изготовления для данной модели имеют громадное значение.

Потому, что тяга используемых двигателей мала (порядка 20 г на стенде при 4000—5000 об/мин), кроме того малый ее утрата будет очень ощутимой. Из нескольких сделанных мною винтов отличных показателей продемонстрировал изображенный на рисунке 4. Материал — легкая липа. Поверхность лопастей нужно шепетильно обработать и отполировать до зеркального блеска. Вес прекрасно изготовленного винта не должен быть больше 2,5 г.

В случае если выстроенная модель выполнена в соответствии с изложенными в этом описании требованиями, она будет весьма эффектно летать, не смотря на то, что и с пара меньшей скоростью, чем -модели с поршневыми двигателями. Это разрешает лучше рассмотреть ее, а в сочетании с бесшумностью делает полет особенно прекрасным.

Г.

НЕСТЕРЕНКО,инженер-конструнтор


Случайные записи:

RUNVA EWP9000S. Электрическая автомобильная лебёдка.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Электрические руки» моделиста

    Прошли те времена, в то время, когда главным преимуществом кордовой модели-копии считалось большое сходство с прототипом. Сейчас требуется, дабы она и…

  • Электрическая «бойцовка»

    Тренировочная авиамодель «воздушного боя». Появление сейчас в специальных модельных магазинах относительно недорогих и достаточно замечательных…

  • Гусеница из электрического провода

    Одним из самые ответственных узлов у автомобилей на гусеничном ходу — танков, вездеходов, БТР, тракторов, тягачей — есть ходовая часть, в частности…

  • Электрический велосипед от audi: зелёное будущее уже здесь

    Мода на электромобили сейчас сопровождается не меньше прогрессирующей модой на велосипеды. Среди них и «велосипеды для ленивых» — электрические громадны….