К скорости — через простоту

15.10.2018 В мире моделей

Предлагаемая вниманию юных спортсменов кордовая скоростная как бы объединяет в себе опыт, накопленный в этом виде автомоделизма за последние годы. Сверхпростая конструкция логична с позиций единственной цели — успехи наивысших скоростей, другими словами превращения аэромобиля в «откровенный» спортснаряд. А вдруг рассуждать с позиций инженера, упрощенность — свидетельство конструкции выбора и правильности схемы, в случае если достигается требуемый итог.

При всей внешней простоте новой кордовой она легка в запуске, устойчива в движении кроме того на нехороших дорожках и разрешает всецело реализовать все усилия по увеличению мощности двигателя.

Рис.

1. Кордовая модель аэромобиля с микродвигателем рабочим количеством 1,5 см3:
1 — задний блок колес, 2 — корпус, 3 — подкос, 4 — стойка, 5 — обтекатель-рубаха цилиндра двигателя, 6 — кок, 7 — обтекатель двигателя, 8 — стабилизатор.

Детально останавливаться на технологии изготовления и принципах проектирования узлов данной модели не следует.

Что касается определения и компоновки главных параметров схемы аэромобиля — обо всем этом детально рассказывалось на страницах «М-К» в последние 2—3 года.К скорости - через простоту Исходя из этого при разработке осталось только свести воедино уже имеющуюся данные и практически перевести количество в уровень качества.

Дабы самый подробно разобраться в том, что легло в базу выбора геометрии этого «боеприпаса», рекомендуем познакомиться в первую очередь со статьями «По авиационным законам» и «Спринтеры ледяных кордодромов». Полезно кроме этого прочесть еще раз материалы о правилах доработки микродвигателя «Юниор» (в второй литературе вы этого не отыщете).

Рис. 2. Конструкция модели:

1 — стабилизатор, 2 — хвостовой шпангоут (липа толщиной 2 мм), 3 — вставка для монтажа стабилизатора (липа), 4 — оболочка корпуса (кабельная бумага на эпоксидной смоле, толщина выклейки около 0,5 мм), 5 — узел фиксации подкоса (винт М2,5, заклеен эпоксидной смолой), 6 — промежуточный шпангоут (фанера 2 мм), 7 — топливный бак, 8 — узел жиклера, 9 — трубка наддува бака давлением из картера двигателя, 10 — штуцер-клапан, 11 — кольцевой шпангоут обтекателя двигателя (фанера 5 мм, подогнать по диаметру носка картера), 12 — кок в сборе, 13 — контур простого обтекателя нижней части двигателя, 14 — «флажок» фиксации винта контрпоршня (сталь, лист толщиной 1,2—1,5 мм, резать резьбу М4), 15 — винт регулировки контрпоршня с квадратной головкой под ключ, 16 — колесо в сборе, 17 — ось колеса, 18 — стойка, 19 — подкос (проволока ОВС O 2,3 мм), 20 — кордовая планка, 21 —силовой шпангоут-моторама, 22 — уголок (заготовка — профиль 20Х20Х1,5 мм из Д16Т), 23 — колесо O 8 — 10 мм.

Что же касается конструкции модели…

Как уже было сообщено, она упрощена до предела при сохранении полной функциональности. Сборка подробностей ведется лишь на пластифицированной эпоксидной смоле, как единственном связующем, талантливом обеспечить надёжность соединений и высокое качество, и долгий ресурс. Главным материалом для стабилизатора выбрана бальза.

Не смотря на то, что как правило для начинающих моделистов мы стараемся уйти от рекомендаций применять эту остро дефицитную древесину, тут ее использование оправдано выигрышем и трудоемкости резким уменьшением детали в массе при достаточной прочности. Совершенная методика отделки поверхности как стабилизатора, так и балки корпуса — оклейка узкой стеклотканью (0,03 мм) на паркетном двухкомпонентном лаке.

Что принципиально важно — перед сборкой узлов все стыки шепетильно обрабатываются наждачной бумагой и обезжириваются ацетоном. Главные колеса — готовые (забраны у авиамоделистов-гонщиков, где они используются при скоростях и высоких нагрузках до 200 км/ч). Единственная доработка, которой их подвергают, — уменьшение внешнего диаметра резины. В принципе это необязательно, поскольку в исходном варианте колеса имеют O 26 мм.

Рис. 3. Стабилизатор:

1 — законцовка (бальза толщиной 2 мм), 2 — главная часть (бальза толщиной 2 мм), 3 — кромка (липа сечением 2X2 мм), 4 — косынка (липа толщиной 2 мм). Обтяжка волокнистая бумага либо стеклоткань толщиной 0,03 мм на паркетном лаке.

Рис. 4. Оправка для выклейки трубчатой балки корпуса (липа, осина либо береза, поверхность вощить либо оклеить полиэтиленовой пленкой).

Рис. 5. Кордовая планка (Д16Т).

Рис.

6. Стойка шасси (сталь, при применении алюминиевых сплавов толщину страницы расширить до 2 — 2,2 мм).

Рис. 7. Топливный бак со встроенным жиклером:

1 — трубка O 3 мм забора горючего, 2 — топливный бак (жесть), 3 — бандаж (жесть), 4 — корпус жиклера (латунь, латунь, снаружи резьба М4Х0,5, в на половину длины — М2,5), 5 — гайка М4Х0,5 (латунь), 6 — шайба (латунь), 7 — пружина фиксатора иглы (ОВС O 0,4 мм), 8 — игла (ОВС O 2,5 мм, на стержне резать резьбу М2,5, вверху навернуть рифленую шайбу от чертежных инструментов, паять), 9 — трубка O 3 мм наддува и заправки (наверху паять колечко из бронзовой проволоки O 0,5 мм), 10 — гайка М4Х0,5, 11 — стена трубчатой балки, 12 — трубка O 3 мм подачи горючего в карбюратор. Совместно паять подробности: 1, 3, 4, 5, 12, после этого при сборке бака целый полученный узел с подробностями 2, 6.

Рис. 8. Кок воздушного винта:
1 — штатная опорная шайба, 2 — воздушный винт, 3 — стаканчик-обтекатель (Д16Т), 4 — гайка-обтекатель (Д16Т), 5 — коленвал.

Рис. 9. Ось колеса (сталь, при сборке хвостовик O 3 мм расклепать в отверстии стойки).

Рис. 10. Силовой шпангоут-моторама:
1 — трубка моторамы (Д16Т, снаружи O 5 мм, в М3, обезжирить, обмотать узкими нитками и заклеить на смоле), 2 — накладки (фанера 1,5 мм), 3 — штифт (Д16Т, подготовить и заклеить подобно подробности 1, резьбовые гнезда М3 резать по окончании отверждения смолы), 4 — корпус (береза).

Рис.

11. Кронштейн оси задних колес (Д16Т толщиной 0,5 мм, обмотать узкой ниткой и по окончании монтажа колес заклеить в трубчатой балке).

По двигателю возможно ограничиться списком совершённых доработок: картер опилен для отклонения оси цилиндра назад; все резьбовые гнезда в картере перерезаны на М3 с применением масла — марки ТАД-17; в зоне уплотнения вала выполнено гнездо (за коренным подшипником) для штуцера отбора давления наддува бака, причем тут употребляется штуцер-клапан; ланки картера спилены за ненужностью; коренной подшипник коленвала заклеен в картере на смоле с медной пудрой. Коленвал двигателя, отобранный по посадке в подшипниках, доработан только по щеке для обеспечения частичной балансировки.

Снизу гильза цилиндра укорочена, сняты лыски, образующие подобия перепускных каналов увеличенной глубины. Поршень штатный, укороченный снизу и по донышку, дополнительно выбран и изнутри посредством бормашины. Шатун кроме этого штатный, на нем усовершенствована только смазка нижней головки за счет перехода от круглого отверстия на пропил с маслоудерживающими карманами.

Золотник отбалансирован, ось золотника фиксируется боковым винтом М2,5; на плоскости контакта с золотником на задней крышке выбраны канавки, уменьшающие площадь трения. Входное отверстие впускного канала оформлено заклейкой тонкостенной дюралюминиевой трубки при полном удалении вторых выступающих подробностей. Из публикаций «М-К» возможно определить, и как доработать рубаху охлаждения цилиндра, и как посадить ее на фольгу.

Особенного беседы заслуживает совокупность питания.

Вернее, карбюризации топлива, поскольку сейчас эти две функции выполняются… баком. Выносной жиклер уже был представлен в статье о гоночной колесной автомодели, и на первых порах привёл к скептическому отношению. Но по окончании практических опробований мы стали считать — лучше данной схемы подачи горючего на гоночных микромашинах нет.

А.

СОЛОВЬЕВ, кандидат в мастера спорта


Simplicity | Sabee Sohal | Latest Punjabi Song 2017 | Speed Records


Похожие статьи, которые вам понравятся: