Как услышать звуки 150-летней давности?

27.07.2016 Наука и жизнь

Существует легенда, словно бы под конец судьбы нобелевский лауреат Гульельмо Маркони увлекся необычной идеей. Он считал, что звуковые колебания не затухают всецело, а блуждаютв виде волн за порогом слышимости. И тогда любой звук, когда-либо изданный, возможно вернуть, в случае если иметь достаточно чувствительный приемник. Изобретатель радио грезил о временах, в то время, когда возможно будет услышать настоящий голос Иисуса, произносящего Нагорную проповедь.

Само собой разумеется, Маркони заблуждался — звуки растворяются в воздухе окончательно, и извлечь их оттуда нереально. Но от таковой прекрасной грезы не следует отказываться совсем. Имеется шанс, что звучание прошлых эр не утрачено для нас совсем.

Побочный продукт

в один раз физик Карл Хабер услышал по радио интервью барабанщика группы Grateful Dead, что сетовал на постепенное разрушение неповторимых аудиоархивов — записей экзотических языков и музыки, сделанных этнографами на рубеже XIX и XX столетий на восковые цилиндры. Но сейчас они через чур хрупки — прикосновение звукоснимателя уничтожит их прежде, чем удастся извлечь хоть какое-то содержание.Как услышать звуки 150-летней давности?

У Хабера, что в Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли разрабатывал кремниевые детекторы для ЦЕРН, появилась мысль применять не механическое, а оптическое сканирование поверхности цилиндра — такое же, как для проверки детекторов. Взяв детальную компьютерную модель звуковой дорожки, возможно запрограммировать перемещение по ней виртуального звукоснимателя и особыми методами преобразовать его в настоящий звук.

В 2010 году посредством этого способа удалось вернуть обращение изобретателя телефона, которая была записана в 1885-м: «Это мой голос Александр Грэхэм Белл». Спустя два года в лаборатории Хабера извлекли звук из записи, сделанной Томасом Эдисоном во второй половине 70-ых годов XIX века на оловянной фольге, фрагмент которой в достаточно потрепанном виде сохранился до наших дней.

А самой ранней аудиозаписью людской голоса, дошедшей до нас, считается пара секунд песенки Au Clair de la Lune. Ее напел 9 апреля 1860 года французский изобретатель фоноавтографа Эдуард-Леон Скотт де Мартивилль. Примечательно, что он создавал собственный аппарат с целью взять только визуальное отображение звука по опции проигрывания и типу сейсмографа в устройство не закладывал.

Однако Хаберу с сотрудниками удалось проанализировать следы на закопченной бумаге (!) и вернуть звучание.

Аудиоархеология

Разработка Хабера не требует прямого контакта с носителем, но она разрешает услышать кроме того те звуки, каковые никто не собирался воспроизводить. По сути, речь заходит о расшифровке следов звуковых волн, покинутых тем либо иным образом на жёстких поверхностях. А таких следов может сохраниться много.

Эта мысль в первый раз в явном виде была высказана Дэвидом Джоунсом в его «Колонке Ариадны», рубрике сумасшедших изобретений, которую в 1960-х он вел в издании New Scientist (позднее они легли в базу книги «Изобретения Дедала»).

С того времени мысль охоты за звуками прошлого завладела умами многих впечатлительных энтузиастов. Кое-какие археологи действительно увлеклись «палеофонографией» и ищут виброакустический сигнал на поверхности древних гончарных изделий. Эта тема обыгрывалась в сериале «Тайные материалы», а «Разрушители мифов» посвятили ей отдельный эпизод. Но до недавнего времени рассчитывать приходилось только на классические звукосниматели.

А с их помощью извлечь скрытый аудиосигнал фактически невозможно. Созданная Хабером разработка вооружила нас значительно более действенным инструментом. Она разрешает уловить кроме того самые не сильный колебания, застывшие в глине, краске либо любом втором сохранившемся покрытии.

И тогда кто знает, на каких языках заговорят стенки?

Что видит свет, то слышит ухо

Звуковая дорожка представляет собой неровную борозду на поверхности. Способ 2D-сканирования последовательно измеряет ширину дорожки, что сходно с функцией настоящего звукоснимателя, в любую секунду времени контактирующего с дорожкой в двух точках. Но 3D-сканирование разрешает измерить кроме этого и глубину и тем самым реконструировать полную форму борозды.

Это значительно увеличивает количество информации, которую возможно извлечь, что особенно принципиально важно при работе со ветхими, изношенными носителями.

Конфокальная микроскопия разрешает регистрировать свет, отраженный только от точки, конкретно находящейся в фокусе объектива. Свет от точек, находящихся выше и ниже, отсекается диафрагмой с малым отверстием и не воздействует на построение изображения. За счет этого возможно последовательно просканировать пример и из точек, находящихся в различных плоскостях, создать трехмерную реконструкцию поверхности звуковой дорожки с высоким разрешением.

Дэвид Джоунс, «Изобретения Дедала», «У стенку имеется уши» (New Scientist, 1965)

«Нет ли для того чтобы естественного процесса, что бы запечатлел звуки древних языков и донес их до отечественного времени? Пребывав под впечатлением певческих упражнений маляров, ремонтировавших его квартиру, Дедал высказал предположение, что возможность раскрыть эти тайны нам предоставляет нехитрое штукатурное ремесло.

Дедал отмечает, что под действием звука мастерок, как каждая плоская пластина, вибрирует — соответственно, в то время, когда поющий работник ведет мастерком по сырой штукатурке, на ней остается фонографическая запись его песни. По окончании подсыхания поверхности запись возможно проиграть, совершив звукоснимателем в том же направлении».

Статья «Затерянные звуки» размещена в издании «Популярная механика» (№144, октябрь 2014).

Случайные записи:

КАК СЛЫШАТЬ ВСЁ В CS:GO !!?


Похожие статьи, которые вам понравятся: