-
Кому нужны религиозные ритуалы людям или паразитам?
21.03.2011 Наука и жизнь
-
Хорошее объяснение религиозных ритуалов и распространённости религии дает теория мемов. сам термин и Концепция «мем» были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген». По аналогии с генами, это единицы культурной информации, каковые, как и гены, способны мутировать (изменяться), размножаться, соответственно — эволюционировать. Успешные мемы, каковые легко передаются и прекрасно запоминаются, выживают, а остальные исчезают.
Современные антропологи разглядывают религию как культурный мем, что распространяется через общение между людьми. Но совсем сравнительно не так давно русские ученые Александр Панчин, Александр Тужиков и Юрий Панчин из Университета неприятностей передачи информации (ИППИ) РАН разместили в издании Biology Direct статью «Смогут ли микробы приводить к пристрастию к религиозным ритуалам? Мидихлорианы: догадка биомемов», в которой выдвинули увлекательную догадку о том, что кое-какие религиозные практики являются биомемы, другими словами проявления симбиоза между информационными мемами и биологическими организмами (чем-то это напоминает концепцию мидихлорианов из саги «Звездные войны»).
«Отечественная догадка, само собой разумеется, достаточно спорна. Критики статьи признают идею занимательной, не смотря на то, что и уверены в том, что она, вероятнее, неверна. Но, иначе, в то время, когда Уоррен и Маршал выдвинули собственную догадку о том, что самой распространенной обстоятельством язвы желудка есть зараза Helicobacter pylori, а не стресс либо острая еда, как продолжительное время предполагалось, над ними.
А позже оказалось, что они были правы, — говорит один из авторов работы, научный сотрудник сектора молекулярной эволюции ИППИ РАН Александр Панчин. — В истории науки существует множество аналогичных примеров, в которых обстоятельствами некоторых состояний появились как раз микробы, а не что-либо иное. на данный момент появляется все больше изучений о том, что микрофлора кишечника (микробиом) человека может оказывать влияние на его поведение. Предполагается, что кое-какие микробы смогут усиливать тревогу, депрессию а также оказывать влияние на развитие заболевания Альцгеймера. Так возможно, и обстоятельством некоторых религиозных ритуалов также являются микробы?»
Обед для кошки
В природе видится множество примеров паразитических организмов, талантливых руководить собственными хозяевами и заставлять их делать тщетные а также вредные (для хозяина) действия, содействующие размножению и распространению паразитов. Личинки плоского червя Dicrocoelium dendriticum заставляют инфицированных муравьев взбираться ночью на высокие травинки и закрепляться на вершине.
Это делает муравьев (и личинок паразита в) легкодоступными для крупного скота— конечных хозяев паразита, в которых он размножается. Паразитический червь Spinochordodes tellinii (известен кроме этого как «конский волос») направляет собственного хозяина — кузнечика Meconema thalassinum — в воду, где взрослый паразит размножается, а хозяин, в большинстве случаев, погибает.
Поведение хозяев также будут изменять кое-какие грибы, вирусы, ракообразные, несложные. Забрать, к примеру, вирус неистовства, что попадает в центральную нервную совокупность и приводит к приступам агрессии: свирепое животное кусает вторых животных и тем самым распространяет вирус. В 2013 году в издании Ecology Letters была опубликована статья, в которой было продемонстрировано, что рачки рода Artemia, инфицированные плоскими червями и микроспоридиями, намного чаще планируют в своры.
Эти своры становятся заметными для птиц (к примеру, фламинго), конечных хозяев паразита. Вследствие этого появляется предположение, что паразиты возможно помогут социализации рачков, дабы их активнее поедали. Но, возможно, самый узнаваемый пример для того чтобы рода — одноклеточное простейшее токсоплазма. Конечный хозяин этого паразита — кошки, а грызуны являются промежуточным хозяином.
Грызуны, инфицированные токсоплазмой, проявляют б? льшую толерантность к кошачьим запахам и более склонны оставаться на открытой местности, где становятся легкой добычей для хищников, другими словами токсоплазма оказывает помощь грызуну стать обедом для кошки. Токсоплазма воздействует и на поведение человека, не смотря на то, что и не с этими фатальными последствиями. Приблизительно треть населения Почвы инфицированы токсоплазмой, такие люди чаще попадают в автомобильные аварии, имеют поменянное восприятие запаха кошачьей мочи, чаще страдают от депрессии и шизофрении.
Ритуальные поцелуи
В то время, когда изучают влияние паразитов на животных, особый интерес воображает поведение зараженных особей, которое содействует распространению паразитов и не оказывает помощь выживанию либо размножению хозяев. Ученые из ИППИ РАН обратили внимание на кое-какие религиозные ритуалы.
В большинстве распространенных религий существуют ритуалы, возможно содействующие передаче зараз: обрезание, причастие, ритуал «перекатывания» в индуизме, ритуальные омовения в исламе, и ритуальное паломничество в Мекку. «Святые святая» и «источники вода» часто насыщены микробами, а также патогенными. Помимо этого, священные реликвии, каковые на протяжении религиозных церемоний целует множество людей, становятся средством распространения и передачи микроорганизмов.
Христиане целуют кресты, обложки и иконы Библии, мусульмане — Тёмный Камень Каабы, а иудеи — Стенке Плача. Так, кое-какие религиозные ритуалы возможно помогут распространению микробов и не несут очевидной пользы для верующих, каковые их выполняют. Другими словами эти ритуалы нужны микробам, а не людям.
«В 2012 году в издании Behavioral and Brain Sciences была опубликована статья, где продемонстрирована связь между паразитическим стрессом и религиозностью в людских популяциях: чем больше паразитов, тем в среднем выше религиозность, — говорит Александр Панчин. — Мы предлагаем биологическое объяснение этому социальному феномену, что может пролить свет на причины и происхождение распространенности некоторых необычных религиозных практик. Не смотря на то, что, конечно же, отечественная догадка не пробует дать объяснение существованию религии, но только существованию некоторых религиозных ритуалов, содействующих распространению зараз».
По словам авторов работы, проверка данной догадки не через чур отличается от проверки каждый о роли того либо иного микроорганизма в появлении какого-либо заболевания либо симптома. Отличие только в том, что необходимо сперва найти данный потенциальный микроб. Искать его возможно с применением способов чтения ДНК нового поколения, методом сравнения разнообразия микроорганизмов у людей, добровольно делающих и не делающих конкретные религиозные ритуалы.
Подобные изучения, именуемые способами сравнительной метагеномики, на данный момент используются все шире.
Где на человеке живут бактерии
Как люди населяют Почву, так и человек населен микробами, которых приблизительно на порядок больше, чем его собственных клеток — 1014−1015. Главная часть живет в носоглотке и пищеварительном тракте (около 75 процентов), в мочеполовой совокупности (2−3 процентов у мужчин и до 9−12 процентов у дам) и на кожных покровах.
Дэн Граур, доктор наук биоинформатики и биохимии и отделения молекулярной эволюции биологии Хьюстонского университета: «Прошлые объяснения некоторых религиозных ритуалов применяли мемы либо генетические изюминки, каковые поддерживались естественным отбором (мое любимое объяснение приведено в статье 1973 года «Эволюционные преимущества быть глупым» в издании Perspectives in biology and medicine). Догадка, выдвинутая авторами, нова в том, что предлагает биологическое объяснение социальному феномену и базируется на уже имеющихся аналогиях и фактах, основанных на научной документации».
Евгений Кунин, ведущий научный сотрудник Национального центра биотехнологической информации Национальной медицинской библиотеки Национальных университетов здравоохранения США: «Авторы статьи представили поразительную догадку, что сотрудничества между человеком и микробиомом вносят значительный вклад в религиозное поведение. Эта мысль увлекательна, и значительная часть статьи очень увлекательна.
Однако в начальном варианте статьи были значительные не сильный места, так что, по моему точке зрения, эта мысль есть необоснованной спекуляцией, а не легитимной научной догадкой. По окончании доработки она выглядит лучше, но я так же, как и прежде считаю, что своеобразная связь между микробиомом человека и религиозным поведением в лучшем случае незначительна. Однако авторы правы в том, что выживание и происхождение подобного рода обычаев требует объяснения, которое, быть может, должно выйти за пределы мемов».
Статья «В отыскивании мидихлорианов» размещена в издании «Популярная механика» (№143, сентябрь 2014).
Случайные записи:
Для чего нужны паразиты в природе
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Мозг человека: программы ивирусы
Вячеслав Дубынин профессор биологии , доктор наук животных физиологии и кафедры человека биологического факультета московского университета: «Верный путь…
-
Влияние токсоплазмы на поведение мышей сохраняется и по окончании того, как животные избавлены от паразита. Как прекрасно примитивные одноклеточные знают…
-
Рука будущего: в россию приехал человек-киборг
«Эта рука может приблизительно треть того, что и здоровая. Я не могу играть на пианино, но могу одним пальцем поднять 40 килограмм и моя кисть…
-
Подземные колонии для людей на марсе
Где будут жить первые люди, в то время, когда они отправятся на Марс? Германские архитекторы внесли предложение концепцию подземной марсианской колонии,…
-