Коррозионная карта мира или где пляшут зеленые человечки

27.10.2011 Наука и жизнь

Исследователи из института физической химии РАН и Шведского университета коррозии составили карты коррозионной стойкости металлов в различных климатических и техногенных условиях и поняли, что многие конструкционные и декоративные материалы являются источниками тяжелых металлов в окружающей среде.

Разные конструкции, крыши домов, трубы, декоративные части фасадов из сплавов и металлов подвержены атмосферной коррозии, скорость которой может существенно изменяться в различных климатических и техногенных условиях. Так как одно дело – умеренный климат и чистый воздух, и совсем второе – мокрые, жаркие выбросы и тропики в воздух оксидов серы, хлорсодержащих соединений и азота.

Шведские и русские ученые создали базу данных коррозионной стойкости главных конструкционных и декоративных металлов – стали, цинка, меди, его сплавов и алюминия, латуни, латуни – в разных географических регионах земного шара. Они систематизировали эти коррозионных опробований, проводившихся с середины 50-х годов в 47 государствах мира и в Антарктиде.Коррозионная карта мира или где пляшут зеленые человечки Опробования продолжались от одного года до 15-20 лет.

На постсоветском пространстве собрана коррозионная информация из 40 регионов: от «полюса холода» Оймякона до субтропического Батуми, от приморских районов Балтийского и Тёмного до Охотского и Японского морей.

Систематизированные эти продемонстрировали, что коррозионная агрессивность воздуха в конечном итоге значительно выше, чем ранее предполагалось. В целом, в холодном климате — в Антарктиде, в районе Оймякона, — скорость разрушения металлов мельчайшая. Самыми агрессивными были морская и регионы и тропическая атмосфера повышенного содержания в атмосфере оксидов серы.

К примеру, годовая скорость коррозии углеродистой стали недалеко от станции Восток, в Антарктиде, образовывает 0,05 мкм/год, а в морской воздухе Нигерии (в 15 м от моря)– 958 мкм/год. Годовая скорость коррозии меди колеблется от 0,07 мкм/год в Оймяконе до 7,5 мкм/год в китайском Чонг Кинг, скорость коррозии цинка в зависимости от места проведения опробований изменяется от 0,09 мкм/год (Гренада, Испания) до 31,8 мкм/год (Конгелла, Южная Африка).

Была увидена отрадная закономерность: во многих промышленно-развитых районах в 50-е годы показатели коррозии металлов были заметно выше, чем в последнее десятилетие, что говорит о настоящих удачах защиты внешней среды от негативных выбросов в воздух. Одновременно с этим ученые заключили, что для всех испытанных металлов на Земле имеется точки, где скорости коррозии значительно превышают верхние пределы, допускаемые европейскими стандартами.

Более того, продукты коррозии в значительной мере вымываются осадками, в особенности кислотными, что ведет к сбросу тяжелых металлов (меди, цинка, никеля, хрома) в вохдух в заметных количествах. Эмитируемые в атмосферу металлы смогут переноситься на громадные расстояния и выпадать далеко от источников эмиссии, что ведет к увеличению их концентраций в землях, повышению их сброса в реки, озера и каналы и в возможности (от 35 до 145 лет) формирует экологические неприятности в регионах.

Согласно данным ученых, на Европейской территории России из-за коррозионных утрат сброс меди в вохдух за десять лет образовывает в различных регионах от 1 до 22 г/м2, наряду с этим они минимальны на северо-востоке и велики на юго западе и-западе Европейской территории страны. Другими словами, чем больше уровни оксида и влажность воздуха серы в воздухе (кислотные дожди), тем выше эмиссия тяжелых металлов.

Так что позеленевшие от окислившейся меди монументы, крыши и фасады домов в загрязненной воздухе громадного города не так уже безобидны.

Создатель: Татьяна Зимина

Случайные записи:

Как на самом деле выглядит Карта МираНастоящая Карта


Похожие статьи, которые вам понравятся: