Микробойцовка

30.09.2009 В мире моделей

Стимулом к проектированию столь малой бойцовки послужил последовательность публикаций в британском издании Aeromodeller прошлых лет. В том месте рассказывалось об опытах по созданию бойцовых «летающих крыльев» размахом 400 — 500 мм под двигатели 0,8 — 1,5 см3. Действительно, британские конструкции не блистали ни силовой схемой моделей, ни конструктивной сложностью.

Интерес воображало только миниатюрное «летающее крыло».

Такая техника должна быть очевидно подходящей для условий «школьного» боя. Малая мощность дешёвых двигателей обуславливала рвение максимально уменьшить модель. Это сулило громадную тяговооруженность.

Принципиально важно, что в один момент возможно было уменьшить и площадь крыла, что увеличивало скорость полета. В итоге, должна была бы оказаться хорошая модель «для юных чемпионов» — несложная, крепкая, скоростная и маневренная.

С учетом малого размаха британских бойцовок было спроектировано собственный летающее крыло с небольшим удлинением — такие пропорции разрешили создать прочную и легкую конструкцию.

Результатом явился самолетик размахом чуть более 400 мм с хордой крыла 200 мм (без «плавника»). Не обращая внимания на то, что модель полностью сделана из липы и сосны, нам удалось достигнуть рекордно малого веса.

Без двигателя и бака обтянутая пленкой бойцовка весит всего 80 г! Добавив ко мне мало доработанный двигатель «Стриж» (популярный и распространенный в свое время в кружках), топливный бак и воздушный винт, взяли вес укомплектованной модели 185 г при площади несущей поверхности 10,3 дм2.

Не обращая внимания на то, что выстроенная модель была экспериментальной, она показалась всем такой удачной, что еще перед первыми полетами ее бережно раскрасили и снабдили наклеенными на обшивку цветными фрагментами.

Первые «полеты» дали более чем неожиданные для теоретиков результаты. Все попытки запустить модель заканчивались неудачей! Это при том, что среди экспериментаторов не было новичков, и мы имели возможность руководить кроме того такими «монстрами», с которыми не справлялся больше никто. Сразу после выпуска из рук бойцовка, еще не собрав скорости, весьма резво делала бессистемные эволюции в стиле «ИС фан-флай» и падала на землю.

Причем происходило это все так скоро, что оценить обстановку сначала было очень сложно.

Лишь позднее мы разобрались, в чем дело. Обстоятельством столь необычного поведения бойцовки был… ее маленький размах в сочетании с малым весом. В случае если простой бойцовый самолет успевает по окончании старта собрать скорость, нужную для натяжки корд, то отечественный этого сделать просто не мог.

Когда он уходил с рук, реактивный момент от двигателя быстро поднимал внешний финиш крыла. На столь легкой модели исправить положение не имела возможности ни ее инерционность по крену, ни «зачатки» центробежной нагрузки, появляющиеся на скорости выхода с рук. Свойство парировать реактивный момент дополнительно понижалась за счет малого плеча между осью двигателя и внутренней законцовкой крыла.

Как раз исходя из этого не помогал ни резкий «уход спиной» пилота, ни активное «подтягивание» модели на взлете.

В то время, когда стали понятны обстоятельства неудачи, определились и контрмеры. Самое простое, что возможно было сделать — намного повысить скорость выброса модели в атмосферу. Это помогло. Но бросок должен был производиться не только весьма деятельно, но и совершенно верно.

В случае если траектория мало отклонялась к центру круга, повторялась обстановка с «танцами» модели. В случае если же от усердия бросок шел быстро из круга, корды срабатывали как пружины, и модель шла в круг еще интенсивнее. В общем, процесс метания супер-модели смог надежно освоить только один из нас.

Микробойцовка

Поиски способа приведения бойцовки к обычному состоянию продолжились. Скоро был предложен еще один метод.

Он диктовал необходимость снизить реактивный момент от двигателя. Возможно, в случае если вместо «Стрижа» был бы использован, к примеру, хороший СОХ рабочим количеством 0,8 см3, было бы значительно лучше. Так как, как мы знаем, вращающий момент прежде всего зависит от кубатуры двигателя, но никак не от его мощности. Да и «силенок» у СОХ. возможно, побольше, чем у «Стрижа».

Но для того чтобы мотора в отечественном распоряжении не было. А вдруг и был бы, то советовать его для массового применения на «школьных» бойцовках бессмысленно.

Следующий вариант подразумевал увеличение веса модели, нужно за счет симметричного размещения грузов на законцовках крыла (быть может, с одновременным утяжелением внешней законцовки).

Данный метод мы сочли недопустимым. Он решал проблему взлета, но быстро ухудшал летные характеристики.

Следовало кроме этого, каким-то образом расширить плечо между осью двигателя и внутренней законцовкой (правильнее, местом выхода корд из модели). Это сделали за счет монтажа консольной рейки, несущей на финише проволочные направляющие кольца для корд. Само собой разумеется, для компенсации веса этого кронштейна пригодилось дополнительно загрузить внешнюю законцовку.

В целом это утяжелило модель на 25 г. В следствии модель начала взлетать в полной мере стабильно, а вместо весьма легкого и маломощного «Стрижа» мы поставили без шуток модернизированный облегченный МК-17 (вес без пропеллера всего 97 г при быстро повышенной мощности). Интенсивность разгона по окончании взлета возросла, а стабильность поведения модели улучшилась. Заметно выросла и скорость полета.

По окончании всех этих приключений возможно было наконец приступить к обычной оценке летных особенностей «супер-бойцовки». Они были выдающимися в хорошем смысле этого слова, но… при некоторых условиях. Во-первых, такая модель оптимальнеелетает на кордах длиной не более десяти метров (кроме того на протяжении опыта очень сильно укорачивать их запрещено из-за высокой скорости).

Оптимальный диаметр сечения корды 0,16 — 0,2 мм, что не допускается правилами соревнований. Во-вторых, не обращая внимания на высокую ровное положение и скорость полёта крыла относительно корд, модель очевидно «не обожала» порывистый ветер. В-третьих, управление ею было не таким несложным, как ожидалось. Нет, все фигуры и маневры она совершала превосходно. Но наряду с этим неизменно не покидало чувство безлюдного «помахивания» ручкой управления в воздухе — так мелка натяжка от столь легкой модели.

Вследствие этого все время хотелось «подтянуть» корды на себя, как это делается при утрата их натяжения. К тому же время от времени казалось, что по окончании трех-пяти мертвых петель сигналы на руль уже не проходят с нужной точностью… Необычные впечатления…

Становилось ясно, что модель оказалась, возможно, и неплохой — при определенных условиях она летает так, как «не снилось» и некоторым «среднестатистическим» «школьным» бойцовкам с двигателем 2,5 см3.

Но уж совершенно верно — она не может быть рекомендована ни школьникам, ни для школьных соревнований. Меньше, мы создали модель ни для кого… Но пищи для размышлений эта разработка дала достаточно. Да и выводы не вынудили себя ожидать.

А они таковы.

Каждая кордовая модель (по типу далекая от скоростного класса F2А) с серийным двигателем количеством от 1,5 см3 и выше обязана весить не меньше 300 г. В противном случае высока возможность взять через чур малые недостаточное натяжение и центробежные нагрузки корд. Экстремальные фирменные модели под СОХ, каковые летают на кордах длиной около пяти метров, в расчет не принимаются.

Размах крыла модели, вычисленной под серийные двигатели, нужно делать не меньше 500 мм.

В противном случае появятся неприятности с взлетом, в особенности в случае если запуск производится не с шасси, а с рук. Действительно, тут вернее учитывать не чисто величину размаха, а его сочетание с весом самолета. В случае если модель очень легкая, то крыло должно быть настоящее.

Создание «школьной» бойцовки (летающей на кордах 10 м), по летным чертям не уступающей «взрослым» не чемпионатным примерам, в полной мере реально.

Но при ее проектировании направляться учитывать отысканные нами поправки и факторы.

Напоследок нужно заявить, что, не обращая внимания на проблематичность совершённого опыта, мы все-таки воспроизвели эту экстремальную конструкцию в увеличенном варианте (под КМД-2,5). Коэффициент масштабирования был выбран «полуторным».

Новая модель с размахом крыла 630 мм выстроена совершенно верно из тех же материалов, сечение которых кроме этого возрастало в 1,5 раза. Полная площадь крыла -23,2 дм2, а вес «планёра» уложился в 270 г. Полный вес модели не превысил 400 г, что дало нагрузку на несущую поверхность 17,2 г/дм2. Неприятностей с взлетом у нее практически никаких, но они смогут появиться у неопытных спортсменов (как и с любой моделью).

А летно-пилотажные и прочностные особенности разрешают советовать такую бойцовку, как минимум, для межрайонных соревнований.

Т. ВОРОНИН, г. Рязань


Случайные записи:

Реактивный момент


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Необычный электролет

    С легким шелестом лопастей пропеллера модель ушла в атмосферу. Пройден один круг, второй, третий. Все это знакомо в наше время во многих кружках нашей…

  • «Маленький толстяк»

    Современный авиамоделизм отличается от прошлого, чисто спортивного — с этим уже не поспоришь. Большинство приверженцев упомянутого хобби сейчас сооружает…

  • Силовые установки моделей кораблей

    БАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Как мы знаем, любая самоходная модель, будь то модель самолета, корабля либо автомобиля, имеется машина, и, значит, существующие для…

  • Главное — удержать скорость

    Занимаются у меня в кружке уже второй год двое семиклассников. Как и все остальные, начали они с резиномоторных контурных автомоделей. По тому, с каким…