«Маленький толстяк»

26.02.2010 В мире моделей

Современный авиамоделизм отличается от прошлого, чисто спортивного — с этим уже не поспоришь. Большинство приверженцев упомянутого хобби сейчас сооружает модели, не имеющие отношения к соревнованиям. Сперва так повелось за границей, подобная обстановка сейчас складывается и в Российской Федерации.

Ещё сравнительно не так давно практически все планёры и самолёты «развлекательного подкласса» имели параметры, родные к спортивным автомобилям FAI.

Упрощённые радиосамолёты с неповторимыми пилотажными особенностями класса «фан-флай» взяли предстоящее развитие — на данный момент множество компаний предлагает широкий выбор полукопийных моделей с плоским фюзеляжем. К «развлекательным» сейчас возможно отнести и много производимых компаниями копий, каковые не имеют никакого спортивного назначения.

С двигателей моделей снято условное ограничение в 10 см3, и сейчас возможно встретить серийные многоцилиндровые моторы общим объёмом до 200 см3.

А чего уж сказать про электролёты, мощность мотоустановок которых на данный момент измеряется не в десятках и единицах, а уже в тысячах Ватт, либо про серийные турбореактивные двигатели с тягой в десятки килограммов!

Но наровне с увлечением моделями-гигантами существует и противоположное направление. Это строительство миниатюрных крылатых автомобилей.

Оно не меньше весьма интересно и создаёт кроме этого большое количество конструкторских неприятностей, действительно, уже другого рода. Для мелких моделей весьма характерна ожесточённая экономия массы. Дабы сохранить маленькую удельную нагрузку, приходится идти на такие конструктивные ухищрения, какие конкретно и не снились «гигантоманам».

«Маленький толстяк»

Попытайтесь хоть в один раз выстроить мелкий радиосамолёт — и вы осознаете, что уровень неприятностей совсем разен. Тут уместно подметить, что и любители огромных аппаратов кроме этого неустанно твердят об излишней массе их моделей.

Практика конкретно говорит, что громадные модели значительно несложнее поддаются облегчению, чем кроме того классические. на данный момент ненужно вдаваться в дискуссию. Исходя из этого достаточно только отыскать в памяти, что пилотажники за весьма маленькое время обучились создавать красивые самолёты с убирающимися стойками шасси и замечательными двигателями, укладываясь в массу немногим более четырех килограмм.

Это при соотношении длины и размаха их автомобилей 2×2 метра! А ведь совсем сравнительно не так давно они же, строя значительно более красивые «селёдки» относительно маленьких размеров, не могли создать пилотажку легче 3,5 кг и всегда твердили о жажде уменьшить самолёт.

До последнего времени моделистская пресса главное внимание уделяла только громадным рекламнозрелищным автомобилям, всецело позабыв про существование «ювелиров».

А они от этого не страдали, нормально развиваясь в собственном кругу и руководствуясь принципом: «Громадную табуретку сможет сделать практически любой, а вот древесные часы с пружиной из бамбука…» И оказывается, что любителей миниатюризации по численности не меньше, чем гигантоманов! Однако их модели не так заметны и шумны.

Но пришло время, и журналисты практически в один момент с моделистскими компаниями наконец увидели, что новое увлечение авиамоделистов не только существует, но и всегда расширяется. на данный момент, наверное, пришла мода и на маленькие модели!

Для миниатюристов надёжные компании начали производить широчайший спектр специальной аппаратуры с рулевыми машинками стандартной схемы массой всего от 4 до 9 г. Список готовых фирменных моделей насчитывает десятки их видов.

Кроме этого показались особенные силовые электроустановки. И Наверное, это лишь начало.

Как известно, и в Российской Федерации имеется много моделистов, каковые постоянно «симпатизировали» микросамолётам, и по сей день с громадным интересом смотрят за бурным развитием новой моды.

Как раз их вниманию рекомендован сегодняшний материал. Для начала мы даём описание относительно несложной автомобили, не смотря на то, что в данном микроклассе создано множество хороших пилотажек, «фан-флаев», гидросамолётов и полукопий.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Предлагаемый верхнеплан создан в стиле настоящих СЛА (сверхлёгких летательных аппаратов).

Спроектировал и выстроил эту модель американец Fred Reese, а чертежи много раз публиковали зарубежные издания. «Лютик» — так назвал конструктор собственное детище — имеет очень несложную и технологичную схему и несложен в постройке. Но, не обращая внимания на конструктивные преимущества «Мелкого толстяка» (такое прозвище самолёт взял у нас), он не может быть рекомендован начинающим.

Рекомендуем браться за такую модель лишь тем, кто успел собрать хотя бы небольшой опыт в пилотировании радиоуправляемых самолётов. Дело в том, что при ограниченных габаритных размерах скорость полёта модели не соответствует «масштабу» (кстати, это относится к любому второму представителю миниатюрной техники).

Крыло, имеющее одинарное «V», спроектировано неразъёмным. На фюзеляже оно фиксируется посредством букового штырька по передней кромке и двух полиамидных винтов по задней.

Каркас планирует в виде двух короткого центроплана и отдельных половин на плоских стапелях. Перед обтяжкой эти узлы склеиваются воедино (надёжность соединения повышают лонжеронные пластины из жёсткой бальзы толщиной 3 мм).

Целый каркас крыла выполняется из бальзы.

Лонжероны консолей представлены бальзовыми рейками сечением 3×12 мм. Передняя кромка выстругана из бальзовой рейки сечением 6×9 мм, а задняя — из рейки 5×12 мм. Нервюры имеют толщину 1,5 мм. Подобный материал использован и для наклонных концевых нервюр, образующих законцовки. Действительно, для облегчения процесса и удобства постройки обтяжки возможно законцовки выполнить из цельных кусочков лёгкой бальзы.

Центроплан зашит бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм. Данный же материал полезно применять для косынок, вклеиваемых во все крайние углы консолей. Буковый штырёк заклеивается в отверстии фанерной переборки, поставленной по заднему торцу передней кромки.

Фюзеляж несложной, но очень эффектной формы, имеет безлонжеронную конструкцию.

Все борта, и нижняя и верхняя обшивки выполняются из бальзы средней плотности толщиной 1,5 мм. Исключение оставляет только передняя обшивка, её толщина равна 3 мм. В фюзеляжа смонтировано всего три шпангоута.

Первый, выпиленный из жёсткой фанеры толщиной 3 мм, помогает моторамой, к которой за ушки штатного бака привёртывается вся мотоустановка. Второй вырезается кроме этого из фанеры, но толщиной 1,5 мм. Он является местом привязки стойки шасси. Вверху шпангоута выполнено отверстие под штырёк крыла. Третий, самый мало-нагруженный шпангоут, из бальзы толщиной 1,5 мм.

По его верхней части в собранном фюзеляже ставится горизонтальная пластина из 3-мм фанеры. В ней выполняются два резьбовых отверстия под крепёж задней кромки крыла. Перед обтяжкой необходимо не забыть усилить стыки подмоторного и второго шпангоута с бортами посредством косынок и пластин из бальзы толщиной 3 мм (в случае если вам это покажется более эргономичным, усиления возможно приклеить к бортам ещё перед сборкойфюзеляжа).

Оперение всецело выкроено из первосортной бальзы толщиной 1,5 мм.

Рекомендуется рули сначала выкраивать зацело с стабилизатором и килем, а отрезать только по окончании обтяжки этих подробностей. Подвеска рулей выполнена в виде нитяных петель. Кабанчики самодельные, из фанеры толщиной 1,5 мм.

Обтяжка по всем поверхностям -термоплёнка Super MonoCote жёлтого цвета. Тёмные накладки, имитирующие громадный фонарь кабины СЛА, вырезаны из тёмной плёнки той же компании.

Шасси.

Единая стойка согнута из проволоки диаметром 1,5 мм (при применении ОВС рекомендуем расширить сечение до 2 мм). Ко второму шпангоуту стойка пришита нитками, и соединение пролито клеем.

Полупневматические колёса диаметром 25 мм размещены в лёгких бальзовых обтекателях. Хвостовая опора представлена фанерной треугольной подробностью толщиной 1,5 мм.

Двигатель. Эта модель оборудовалась калильным мотором Сох Тее Dee. 020 рабочим количеством 0,33 см3 с воздушным винтом Сох 4,5×2 (114×51 мм).

Горючее с нитрометаном, марки Сох Racing.

Управление. Фюзеляж несёт двухканальный «борт», представленный маленьким приёмником, двумя микромашинками АСЕ и блоком питания ёмкостью 100 А ч (батарея размещается за подмоторным шпангоутом).

Напомним, что благодаря «микроскопическим» рулям, машинки трудятся фактически без нагрузки, и исходя из этого кроме того столь малого блока питания хватает на 30 мин. полёта модели. Сервомеханизмы прикрепляются к бортам на двухсторонней липкой ленте. Привод рулей организован посредством узких и лёгких «боуденов».

При взлётной массе модели 300 г управление ею очень несложное.

Скорость полёта ни высока, ни низка — в самый раз. При первом знакомстве с лётными особенностями рекомендуется уменьшить движение рулей. В любом случае нельзя «отпускать» модель на большом растоянии от себя.

Напоследок пара советов отечественным моделистам. Не обращая внимания на то, что рекомендуемый автором двигатель на данный момент возможно заказать и купить через отечественные магазины, однако рекомендуем перейти на мало увеличенную кубатуру. Так как упомянутый мотор вправду миниатюрен, мощность у него ограничена. Перейдя на двигатели рабочим количеством порядка 0,5 см3, вы сможете не столь шепетильно доходить к вопросу регулировки режима работы мотора и подбору соответствующего горючего.

Думается совершенным вариант с мотором Сох количеством 0,8 см3 с радиокарбюратором. Кроме того если не руководить им, всё равняется его наличие разрешит задросселировать двигатель на земле до требуемых оборотов (конечно, заслонка после этого фиксируется). Но выбор большого «движка» быстро расширит возможности предстоящего проектирования ещё более занимательных микромоделей, начиная «фан-флаями» и заканчивая «чистокровными» микропилотажками.

В случае если вам однако думается, что мощность рекомендуемого мотора и его масса избыточны, поднимите главные размеры модели на 15 процентов (размах тогда составит 790 мм). Это даст прирост несущей площади на 32 процентов. Масса модели при таких условиях без всяких опасений возможно увеличена до 400 г, при условии сохранения исходной удельной нагрузки на крыло.

Увидьте, что масса самой модели (а она, по прикидкам, образовывает на прототипе не более 140 — 150 г, поскольку другое отводится на мотоустановку и аппаратуру) возрастёт совсем не намного — толщины всех подробностей остаются без трансформаций. Показавшийся резерв в 100 г дополнительно упростит работу над до тех пор пока малознакомой для вас техникой. Кстати, сейчас, быть может, вам стали более понятны неприятности «миниатюристов».

Попытайтесь-ка в мыслях не расширить, а уменьшить самолёт на 15 процентов.

Согласитесь, это совсем маленькое изменение. Но сейчас вам нужно для сохранения нагрузки на крыло сделать саму модель вдвое более лёгкой! Так как для требуемого снятия с неё 84 г (в сборе она должна была бы весить 216 г) вы не сможете уменьшить ни аппаратуру, ни двигатель.

В случае если вам понравилась предлагаемая машина и вы решились на её сооружение, имеет суть поразмыслить вот о чём.

Посмотрите ещё раз на фюзеляж. Его высота столь громадна, что разрешила бы легко на его базе создать не верхнеплан, а биплан! Возможно, заблаговременно предусмотреть возможность таковой модификации? В случае если так, то лучше сходу организовать под нижнее крыло выборку в фюзеляже, закрываемую фигурной крышкой. Не считая всего другого, это разрешит возможность испытать модель и в виде пилотажного низкоплана (конечно, тогда нужно будет задействовать третий канал управления для привода элеронов).

При любой аналогичной трансформации вы ещё раз оцените переход к двигателю увеличенного рабочего количества, рекомендованного выше.

Главные эти модели

Площадь крыла 8,6 дм2
Площадь г.о. 1,5 дм2

Масса 300 г
Нагрузка крыло 35г/дм2

В. ШУМЕЕВ


Случайные записи:

Толстяк нырнул в маленький надувной круг (прикол)


Похожие статьи, которые вам понравятся: