Модели ракетных планёров

29.01.2010 В мире моделей

Категория S4. Ракетоплан — летательный аппарат, что поднимается в атмосферу с применением тяги ракетного двигателя, а возвращается на землю, планируя с отключёнными двигателями — применяя аэродинамическую подъёмную силу. Это требование предъявляется ко всем трём категориям ракетных планеров на длительность полёта — S4, S8, S10. И любая имеет собственные различия.

S4 — модель планера с ускорителем, что может отделяться на протяжении полёта. S8 — модель радиоуправляемого ракетного планера, S10 — модель ракеты с мягким крылом (крыло «Рогалло»).

Модели категории ракетопланов «по возрасту» не уступают парашютным моделям (SЗ). На этапе становления и возникновения ракетомоделизма не было разделения их на независимые категории, существовала только одна категория ракетопланов.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Интернациональная авиационная федерация (ФАИ), а правильнее её рабочая группа по ракетно-космическим моделям, создала спортивный кодекс, в котором все ракетопланы подразделялись на четыре класса и имели птичьи заглавия: «Воробей», «Стриж», «Кондор» и «Орёл».

По поменянному в 1975 и 1989 годах кодексу ФАИ случилось разделение ракетопланов на категории и классы, в зависимости от суммарного стартовой массы и импульса двигателей.

Классов стало пять, а с 2001 года — шесть, и были уточнены требования в каждой категории.

Сейчас отечественный разговор — о категории ракетопланов S4 — моделей планеров с ускорителем. Она подразделяется на пять классов. Самый популярен класс S4А — чемпионатный.

Технические требования к данным спортивным «боеприпасам» такие: минимальная стартовая масса — 18 г., большая — 60 г. В полёте двигатель обязан отделяться от модели лишь в контейнере и приземляться на ленте (минимальный размер её — 25×300 мм) либо парашюте площадью более 4 дм2. В случае если это условие не соблюдается — полёт считается незачётным.

С момента зарождения моделей ракетопланов эта категория постоянно выделялась обилием конструкций и схем.

Как раз в ней всегда идёт поиск уникальных технических ответов, как раз в ней имеется место для творческой мысли моделиста-конструктора.

Говоря о моделях ракетопланов S4, возможно выделить три главные схемы, по которым сейчас строят спортивные «боеприпасы» данной категории. Первая — модели так называемой «самолётной» схемы. С постройки ракетопланов, снаружи похожих на самолёт, берёт начало развитие моделей данной категории.

По всей видимости, тогда ракетомоделисты чувствовали некое влияние авиации — раз требовалось иметь устойчивое планирование, то нужно строить модель по классической схеме, что именуется, «самолётной».

Но нужно признать, что сейчас подобная схема летательных аппаратов практически не используется. Главная причина — большая вероятность получения нулевой оценки за взлёт.

Частенько судьи не оценивают таковой старт, потому, что на взлёте употребляется аэродинамическая подъёмная сила.

Ракетчики настойчиво искали пути совершенства стартовых черт собственных ракетных планеров. Так, в первой половине 70-ых годов двадцатого века А.Гаврилов (г.Краснозаводск) создал модель ракетоплана с поворотным крылом на протяжении фюзеляжа.

Моделист С.Морозов (г.Элекстросталь) в первой половине 70-ых годов XX века внес предложение крыло, консоли которого перед стартом складывались к центроплану, отводились в хвостовую часть, делая роль стабилизатора, а по окончании срабатывания вышибного заряда МРД занимали нужное положение для планирования.

В первой половине 80-ых годов XX века на Всесоюзных соревнованиях была представлена уникальная модель ракетоплана, разработчиками которой явились столичные спортсмены под управлением тренера В.И.Минакова.

В данной конструкции проглядывались технические идеи названных выше моделистов — это складывание консолей и поворотное крыло. Эта схема ракетного планера, так называемая «столичная», и сейчас активно используется моделистами. В сложенном виде (при взлёте) ракетоплан напоминает простую ракету — крыло находится на протяжении фюзеляжа.

По окончании отстрела МРД (на высоте около 200 м) крыло под действием резинок поворачивается, и раскрываются его консоли, превращая модель в простой планер. Данной схеме ракетопланов и сейчас отдают предпочтение большая часть спортсменов моделистов.

Группу ракетопланов составляют летательные аппараты, выполненные по схеме «летающее крыло». разработчиком и Автором её есть педагог космического клуба «Альянс» В.Н.Хохлов.

Из этого и наименование данной схемы ракетного планера — «хохловская».

В первый раз в полёте эту модель ракетоплана заметили на чемпионате Москвы в начале 90-х годов прошлого столетия. Она удовлетворяла всем техническим требованиям данной категории: имела возможность выполнять вертикальный взлёт (в пределах 30° от вертикали), устойчиво планировать, владела маленькой массой и, следовательно, низкой нагрузкой на крыло.

На многих соревнованиях выступали спортсмены с этими ракетопланами. Были неудачи и успехи. Но работа длилась, моделисты-конструкторы совершенствовали собственное спортивное «оружие». Так, от крыла из пенопласта пришли к наборному каркасу, тем самым уменьшив полётную массу и повысив жёсткость конструкции.

Ракетопланы таковой схемы — контейнерного типа. Планер (летающее крыло) — складной, укладывается в корпус ракеты (контейнер). Это даёт громадное преимущество в высоте полёта.

К недочётам я бы отнёс трудности наблюдения за моделью и не всегда устойчивое планирование.

Как раз с моделями таковой схемы выступали на 16-м чемпионате мира «ракетчики» японии и Белоруссии. Успех сопутствовал и белорусским спортсменам, ставшим первым (В.Минкевич) и третьим (А.Липай) призёрами мирового первенства. описание и Чертежи таковой модели размещены в «М-К» № 1 за 2008 год.

Ознакомимся подробнее с занимательной моделью ракетоплана категории S4.

Ракетоплан — для победы

С 2009 года в кодексе ФАИ и Правилах проведения соревнований в Российской Федерации получило юридическую силу изменение технических требований к моделям категории S4 (ракетопланов), которое допускает сброс отработанного двигателя (МРД) лишь в контейнере, либо же вовсе не отделять его от модели.

Как раз по второму пути отправился Алексей Решетников из подмосковного Сергиева Посада. И нужно сообщить, на всех больших русских соревнованиях

2009 года Алексей был победителем — на чемпионате и Кубке России, Общероссийских стартах на приз С.П.Королёва.

Мало о самом конструкторе. В рядах ведущих спортсменов-ракетомоделистов Алексей Решетников прочно закрепился в 2000 году.

Его дебют в первой половине 90-ых годов XX века также был чемпионским. Тогда Алексей занял первое место на районных соревнованиях в классе моделей ракет с парашютом — SЗА. А в первой половине 90-ых годов двадцатого века А.Решетников стал чемпионом России среди юношей в классе моделей-копий S7. На всех соревнованиях — от общероссийских до международных, в которых стартовал Алексей, он неизменно становился чемпионом.

С 2000 года Алексей — член сборная команды, призёр Европы и чемпионатов России. И тогда же он делается мастером спорта. В 2002 году, по окончании победы на чемпионате мира, в командном зачёте в классе моделей ротошютов (S9В) Алексею присвоили звание мастера спорта интернационального класса. С 2004 года Алексей — педагог дополнительного образования в Центре технического творчества «молодость» города Сергиев Посад.

А в 2005 году на чемпионате Европы он завоёвывает серебряную медаль в личном зачёте в классе ракетопланов (S4).

Успешным был для спортсмена Решетникова и 2008 год. На чемпионате мира в Испании он стал призёром в личном зачёте в классе моделей с победителем и парашютом в командном зачёте. Сейчас уже его воспитанники продолжают победные традиции собственного учителя. Так, победителями областных соревнований этого года стали Дима Лысиков (класс S9А) и Данила Бирюков (класс S4А).

Модели ракетных планёров

Модель ракетоплана А.Решетникова:

1—головной обтекатель; 2—демпфирующее отверстие; 3 — контейнер МРД; 4—пилон; 5 — обтекатель фюзеляжа; 6—фюзеляж; 7—крючок возвратной резинки; 8—резинка возврата крыла для планирования; 9—крючок навески резинки; 10—упор-ограничитель для фиксации развёрнутого положения крыла; 11—посадочная площадка (плата); 12—пилон крыла; 13—шайба (целлулоид); 14—винт (М2) крепления крыла; 15—центроплан; 16—петля крепления фиксирующей нитки; 17—накладка усиления (целлулоид); 18—резинка раскрытия консоли; 19—накладка; 20—упор-фиксатор положения сложенного крыла; 21 —крючок навески резинки раскрытия; 22—консоль («ушко»); 23—киль; 24—стабилизатор; 25—бобышка; 26—«грибок»

какое количество знаю Алексея (а это более 10 лет), постоянно поражаюсь его открытости и удивительной скромности. Его отличает уважительное отношение к юным и взрослым спортсменам-«ракетчикам». По первой просьбе оказать помощь советом либо делом — безотказен. По-мужски привлекателен и приветлив, пользуется авторитетом у сотрудников-педагогов.

Все успехи А.Решетникова — итог творческого поиска, рвение сделать что-то новое, неизведанное в мелком летательном аппарате, именуемом моделью ракеты.

На страницах издания уже публиковались описания и чертежи спортивных «снарядов» «ракетчиков» из Сергиева Посада. Полагаю, и предлагаемый сейчас материал будет занимателен отечественным читателям.

С первого взора ракетоплан

А.Решетникова (класс S4А) не завлекает внимания спортсменов — простая «столичная» схема. Но при внимательном рассмотрении, в особенности — в полёте, видишь все особенности конструкции данной модели. Одна из них — громадное (по сравнению с другими) удлинение крыла — около 11, а масса ракетоплана всего 18 г.

Фюзеляж — конусная балка из углепластика длиной 475 мм, выклеивается на оправке переменного сечения диаметром на финишах 7,6 и 3,5 мм. Разработка её формовки такова.

Железную оправку нагревают и смазывают разделительной мастикой (эдельваксом). Разрешив остынуть оправке, наматывают на неё слой стеклоткани толщиной 0,03 мм, пропитанной эпоксидной смолой, после этого — слой углеткани толщиной 0,14 мм. По окончании непродолжительного подсыхания смолы взятую заготовку обматывают магнитофонной лентой шириной 4 — 6 мм и помещают в сушильную камеру (температура от 70 до 80°С).

Через 2,5 — 3 часа, разрешив затвердеть смоле, взятую заготовку освобождают от ленты и, зажав в патрон токарного станка, обрабатывают и торцуют по длине 475 мм.

Вовнутрь балки вклеивают две бальзовые бобышки. Одну — на расстоянии 145 — 150 мм от переднего среза — для «грибка», в которой делают резьбу М2 для крепления крыла.

Он же, «грибок», есть и осью её поворота. Другую бобышку вклеивают на расстоянии 90 мм от переднего финиша фюзеляжа — для усиления места крепления крючка возвратной резинки.

В носовую часть ставят обтекатель из липы и профилируют его как продемонстрировано на виде сверху чертежа. После этого снизу крепят пилон для контейнера МРД. Он представляет собой бальзовую пластинку толщиной пять мм и размерами 12×30 мм.

Спереди пилон заострён по контуру фюзеляжа. Снизу к пилону крепят контейнер МРД — пластиковую трубку длиной 32 мм с внутренним диаметром 10,2 мм и оживальным обтекателем.

В месте крепления обтекателя к контейнеру сверлят сквозное горизонтальное отверстие диаметром 1,5 мм. Оно помогает для продевания фиксирующей нитки, удерживающей крыло в сложенном виде для взлёта, и содействует стравливанию газов при срабатывании вышибного заряда МРД в конце активного участка полёта.

На расстоянии 152,5 мм от обтекателя фюзеляжа (5) сверху приклеивают на смоле бальзовую пластину длиной 55 мм и шириной 12 мм. Нижнюю её поверхность профилируют в виде жёлоба по балке. После этого её верхнюю плоскость вышкуривают и сглаживают до толщины 1,5 мм — спереди и 1 мм — позади.

По окончании чего покрывают тремя слоями нитролака. Эта пластинка помогает посадочной площадкой (11) для пилона крыла (12). В её середине делают сквозное отверстие диаметром 3 мм и вклеивают в него ось поворота крыла — «грибок» из дюралюминия диаметром 3 мм и длиной 10 мм, с внутренней резьбой М2 для винта крепления.

Чтобы не было продавливания центроплана в месте крепления сферическая головка болта имеет диаметр 6 мм.

Хвостовая часть балки фюзеляжа оканчивается оперением. Стабилизатор вырезают из бальзовой пластины толщиной 1,5 мм, легко закругляют по контуру, покрывают лаком и крепят сверху фюзеляжа эпоксидной смолой. Киль — трапециевидной формы, кроме этого из бальзы, толщиной 1,5 мм, клеится сверху на стабилизатор.

Крыло складывается из центроплана и двух консолей, вырезанных из бальзовой пластины.

Центроплан — прямоугольной формы размерами 310×55 мм с плоско-выпуклым профилем с громаднейшей толщиной 3 мм, расположенной на 1/3 ширины от передней кромки. Консоли («ушки») — трапециевидные в плане; их размах — 140 мм, толщина — переменная: у комля — 3 мм, на узком финише — 2,5 мм. Крепление консолей к центроплану — шарнирное , выполнено из капроновой ленты шириной 20 мм.

Шарниры приклеиваются снизу клеем БФ-2. Угол поперечного «V» — 20°. К середине нижней поверхности центроплана приклеен пилон — бальзовая пластинка шириной 12 мм переменной толщины: 4,5 мм — у передней кромки, 2 мм — у задней. Эта отличие в толщине пилона снабжает нужный установочный угол крыла. В передней части пилона на левой боковой плоскости закреплён упор-ограничитель из металлической проволоки диаметром 0,5 мм.

В середине центроплана просверлено отверстие диаметром 3 мм под «грибок».

В центроплан вклеены три крючка для резинок возврата: два — на расстоянии 18 мм от торцов — для «ушек» и один — в переднюю кромку — для крепления резинки поворота крыла. направляться подчернуть, что лишь на модели А.Решетникова резинка поворота крыла весьма маленькая — расстояние между крючками всего 34 мм.

Согласно точки зрения конструктора, это снабжает стремительный и раскрытие и надёжный поворот крыла при переходе модели в режим планирования. На консолях установлено по крючку на расстоянии 18 мм от широкого торца. Причём на правом «ушке» вольный финиш крючка загнут в форме полупетли. В неё входит нитка-фиксатор крыла во взлётном режиме. Места касания резинок возврата края консолей усилены накладками из эпоксидной смолы.

Крыло прекрасно зашкурено и покрыто двумя слоями нитролака. «Ушки» для лучшей видимости выкрашены в малиновый цвет.

К полёту модель ракетного планера готовят следующим образом. Соприкасаемые поверхности пилона крыла и посадочной площадки фюзеляжа натирают карандашом либо грифелем и ставят крыло, надевая его на ось поворота, и завинчивают винт (М2).

От самопроизвольного отворачивания его фиксируют каплей клея «Момент». После этого надевают все резинки: поворота крыла и возврата «ушек», контролируют углы — установочные углы стабилизатора, крыла и поперечного «V» консолей. При необходимости вносят корректировку. Потом получают нужной центровки (на данной модели ЦТ находится на расстоянии 40 мм от передней кромки крыла). Затем регулируют модель на планирование, запуская с рук.

Ненужно сейчас добиваться совершенного планирования — с некоторым подвисанием в воздухе. Лучше сделать так, дабы режим полёта был близок к маленькому (пологому) пикированию с любым виражом. Совершив эти операции, возможно перейти к запуску ракетоплана на двигателе. Первые старты нужно делать на МРД с маленьким импульсом (от 1 до 2,5 н.с.).

Стартует ракетоплан с газодинамической установки типа «пистон».

Перед запуском модели консоли планера складывают под центроплан и поворачивают его против часовой стрелки на 90°, располагая на протяжении фюзеляжа. И в таком положении фиксируют крыло временной монтажной ниткой, продевая её через петли фиксатора на балке и крючок-фиксатор, укреплённый на правом «ушке» крыла. Потом вставляют двигатель в контейнер, ставят шпильку-фиксатор. Она предотвращает отстрел МРД.

В воздухе, по окончании срабатывания вышибного заряда МРД, огневой импульс пережигает нитку-фиксатор. Под действием резинки крыло поворачивается перпендикулярно фюзеляжу, раскрываются консоли и отклоняются в обычное (панирующее) положение. Модель совершает планирующий полёт.

В. РОЖКОВ


Случайные записи:

Ракета-носитель «Союз» пилотируемый (Масштаб 1:72) [Готовая модель]


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ракетный планер и.пономарева

    В число лучших спортсменов-ракетомоделистов России за последние три года с уверенностью вошел мастер спорта Игорь Пономарев. Два года подряд он…

  • Учебно-тренировочная модель планера

    Путь к важному авиамоделизму начинается с малых форм конструирования. Хороший внимания опыт постройки несложных моделей планеров накопили кружковцы Дома…

  • Схематическая модель планера

    Перед тем как приступить к работе, пристально изучите описание и чертёж. После этого приготовьте инструмент: небольшой рубанок, остро отточенный нож,…

  • Комнатная модель планёра по схеме «рама»

    «Моделист-конструктор» уже говорил о том, как из подручных материалов возможно смастерить несложную комнатную модель планёра. Для этого требовалось не…