На шумерской табличке нашли древнейшую дату дня рождения

27.04.2016 Наука и жизнь

Клинописный текст, созданный более четырех с половиной тысяч лет назад, информирует о появлении на свет дочери одного из шумерских царей.

Доктор наук Главного ВУЗа Санкт-Петербурга (СПбГУ) Владимир Емельянов нашёл самое старое письменное упоминание о людской дне рождения на хранящейся в Лувре клинописной табличке из храма шумерской богини Бау. Текст датируется второй половиной XXIV века до н. э., а сама запись не только показывает месяц и дату рождения, но и раскрывает подробности торжественного обряда.

Клинописные знаки на глиняной табличке. (Фото: Jan van der Crabben / Flickr.com.) Фрагмент шумерской стелы середины третьего тысячелетия до н. э. (Фото: IskrakO / Flickr.com.) ‹ ›

Владимир Емельянов изучал клинописные таблички в рамках собственного изучения восприятия времени в старой Месопотамии. Тексты на них в далеком прошлом известны шумерологам, но до сих пор их не переводили. На табличке, о которой идет обращение, записаны сведения о рождении дочери шумерского царя Лугаланды, которая показалась на свет «в сутки ослабления солнечного света», в месяц праздника Бау, что соответствует октябрю–ноябрю юлианского календаря.На шумерской табличке нашли древнейшую дату дня рождения

Помимо этого, текст информирует о количестве жертв (овец, ягнят, козлят и пр.), принесенных в честь события.

«Мы можем высказать предположение, что ребенок появился при восхождении созвездия Скорпион, которое в III тысячелетии до н. э. маркировало осеннее равноденствие, – говорит Владимир Емельянов. – Это время считалось связанным с миром мертвых, поскольку на земле начинала господствовать тьма. Исходя из этого в тексте мы видим упоминания о жертвах погибшим правителям Энентарзи и Дуду, и месту почитания Гильгамеша – начальника подземного мира». Так, клинописная табличка говорит о пиршестве в честь дня рождения царской дочери, в котором учавствовали не только живые, но и мертвые.

Всего до нас дошло пять табличек времен правления царя Лугаланды, в которых упоминается рождение детей. Две таблички с указанием угощений и жертв по поводу рождения царской дочери сохраняются в Эрмитаже. На одной из них дата отсутствует, а на другой указан все тот же месяц праздника Бау.

Но, согласно точки зрения исследователя, больший интерес вызывает еще одна хранящаяся в Лувре табличка, информирующая о рождении сына у жены валяльщика царского головного убора, которая, быть может, была сестрой царя. По поводу этого события на дворцовую кухню был послан баран. Клинописный текст именует и месяц рождения мальчика – «месяц праздника (в честь) Лугаль-уру(ба)» – зимний, десятый по счету месяц в календаре эры Лугаланды, кроме этого связанный с культом мертвых.

Еще одна табличка, относящаяся к четвертому году правления царя, хранится в Брюсселе – она информирует, что некая дама родила сына, но какие-либо подробности в тексте отсутствуют.

«Основываясь на взятых данных, возможно сделать вывод, что документы с указанием даты рождения человека составлялись лишь в эру правления Лугаланды, – заключает доктор наук Емельянов. – Жертвоприношения по поводу рождения доставлялись и живым, и мертвым, причем отмечали рождение как детей царя, так и детей его родственников». По словам ученого, ничего аналогичного не было ни раньше, ни позднее. Ни в одной царской надписи либо классической Ближнего Античности и документе Востока впредь до V века до н. э. нет информации о времени рождения людей.

Необычным и до конца не изученным фактом доктор наук Емельянов именует два упоминания в шумеро-аккадских текстах II–I тыс. до н. э. дня рождения демонов-асакку (21-й сутки зимнего месяца Кислиму, что был связан в поверьях шумеров с выходом на землю бога тьмы и смерти Нергала). Одновременно с этим информация о днях рождения людей отсутствует. И таблички времен правления Лугаланды воображают в этом смысле знаменательное исключение.

В историю Древнего Востока царь Лугаланда вошел как правитель, при котором быстро выросло количество правонарушений и злоупотреблений со знати и стороны богачей, увеличилось социальное расслоение, а личная собственность купила первостепенное значение, что со своей стороны содействовало формированию эгоцентризма в обществе. С этими изюминками исторического периода доктор наук Емельянов связывает появление интереса к дням рождения. Правда – добавим от себя – в случае если учесть, что информации о днях рождения не было ни в одной царской надписи либо классической Ближнего Античности и документе Востока впредь до V века до н. э., то нужно будет признать, что с альтруизмом в обществе в течении тысяч лет все было легко замечательно.

По данным СПбГУ.

Источник: жизнь и Наука, nkj.ru

Случайные записи:

УГАДАЮ ТВОЙ ВОЗРАСТ И ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗА 1 МИНУТУ! 3 трюка


Похожие статьи, которые вам понравятся: