Реформа ран с точки зрения этнографии

18.02.2015 Наука и жизнь

Незадолго до Дня этнографа, что отмечается 17 июля, в сутки рождения Николая Миклухо-Маклая, начальники Кунсткамеры поведали о том, может ли быть реформа нужной для ученых и чем отличаются этносы в эру глобализации.

Кроме того в случае если на следующий день грянет новый ледниковый период, это лето останется в истории русском науки как самое жаркое: о чем бы ни заходила обращение, все на данный момент сводится к дискуссии реформы Академии наук. этнографии Музея имени и Директор антропологии Петра Великого (так в действительности именуется Кунсткамера) переживает не только за судьбу неповторимого музея, а за всю русского науку, которая как раз с Кунсткамеры и началась 299 лет тому назад, в 1714 году.

Спустя 4 года на берегу Невы было заложено строение «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Кунсткамеры и Библиотеки»  , и сейчас сохранившее  начальный вид, а со временем ставшее знаком Русском академии наук.  Ну, а Кунсткамера и наш журнал прочно связаны тем, что так именуется одна из старейших рубрик, где возможно отыскать самые необычные и необыкновенные факты со всего света (нем. Kunstkammer — кабинет уникальностей).

Строение Кунсткамеры — один из знаков города на Неве. Эмблема РАН. Юрий Кириллович Чистов(фото автора).Реформа ран с точки зрения этнографии

Юлия Аркадьевна Купина (kunstkamera.ru) . Громадный отвлечённый (Готторпский) глобус, презент Петру Первому шлезвиг-голштинского герцога Карла Фридриха (kunstkamera.ru) . Скелет сиамских близнецов. Препарат Фредерика Рюйша (kunstkamera.ru) .‹ ›

Кунсткамера была создана «для знания и поученья о живой и мертвой природе, об мастерстве людских рук». Современники писали, что по достатку коллекции она «чуть ли не оставляли за собой все другие музеи Европы».  Визитёрам предлагали кофе — также диковинка, либо рюмку водки, так завлекали людей посетить невиданное ранее заведение, поскольку Кунсткамера стала первым русским музеем.

Петр думал, что охотников до знаний надлежит «приучать и угощать, а не деньги с них брать».

Музей, общеизвестный гостям и петербуржцам города, ведет огромную исследовательскую работу. В действительности визитёры, а их в прошлом, 2012 году, побывало в Кунсткамере более полумиллиона, видят менее 1 процентов коллекций. Все другое — это предмет и запасники изучения исследователей со всех стран.

Пользуясь статусом хранилища и музея культурного наследия, Кунсткамера имела возможность бы «спрятаться» от реформы под юрисдикцией министерства культуры, но, по словам директора музея Юрия Кирилловича Чистова, таковой вопрос кроме того не следует:  «Кунсткамера — это колыбель Русском академии наук. Мы утратим при таком раскладе собственный научное лицо. В музее трудится 85 научных сотрудников, приблизительно такое же количество музейных».

Помимо этого музеи, находящиеся под руководством министерства культуры, приобретают средства на музейную деятельность, но наряду с этим не имеют права тратить эти деньги на изучения.

Так ли нехороша реформа науки в принципе? Кунсткамера повидала различное — реформировали Академию, она сама претерпевала трансформации. История знает примеры, в то время, когда реформирование шло на пользу.

Возможно заявить, что сама Академия показалась благодаря реформаторской деятельности Петра Первого. Но и по окончании него были в Русском стране люди, вычислявшие помощь науки делом национальной важности. Речь заходит о реформе Академии 1836 года. «Во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века на торжествах в честь 100-летия Академии ученые обступили Николая I и стали жаловаться на то, что нет смены поколений, им самим уже не легко заниматься изучениями, не достаточно денег, «Академия истаивает».

Император ответил, что он все замечательно осознаёт, но вот на данный момент нет денег, но когда станет поспокойнее, Академия возьмёт все, что ей нужно. В первой половине 30-ых годов девятнадцатого века в два раза повысились зарплаты, во второй половине 30-ых годов XIX века был принят устав Академии и, фактически, осуществлена реформа. Так что не всякое реформирование зло», — говорит заведующая отделом отечественной науки и истории Кунсткамеры XVIII века, профессор историиМаргарита Федоровна Хартанович.

Управление Кунсткамеры не ждя реформ делает то, от чего зависит будущее музея. К примеру, решает проблему молодых кадров. «У нас нет закона, по которому люди должны по достижении пенсионного возраста выходить на пенсию, а так как отечественные пенсионеры приобретают неприлично мелкие суммы, то заставлять их это делать было бы легко издевательством. Но нам необходимы новые кадры, у нас потрясающие аспиранты, которым некуда идти трудиться.

Исходя из этого из внебюджетных средств (доходы от билетов в музей, благотворительность, печатная продукция и пр.) мы платим своим пенсионерам заработную плат, а на освободившиеся места набираем молодежь», — говорит Юрий Кириллович. В качестве иллюстрации того, что «все неприятности от нищеты», приводит цифры (они, кстати, выложены в открытом доступе на сайте Кунсткамеры в годовом отчете за 2012 год): в прошедшем сезоне из бюджета музею было выделено 83 538 500 рублей.

Из них 76 303 603 ушли на заработную плат, 1 782 479 на коммунальные платежи, а 5 452 418 рублей, обозначенные как «другие затраты» — это средства на научные изучения. При пересчете на число сотрудников  получается 31,5 тысяч рублей — на эти средства нужно умудриться съездить на конференции, в экспедиции, совершить исследовательскую работу и другое, что совсем невозможно.

В случае если забрать бюджет всей РАН, что образовывает 62 млрд рублей, то на финансирование изучений приходится 3 млрд, каковые распределяются между 450 университетами. Для сравнения, такие научные центры как Гарвард в пересчете на рубли приобретают в год порядка 40-50 млрд. Но и при таком положении дел Кунсткамера не бездельничает.

За прошедший год сотрудниками была выпущена 41 книга, практически 250 статей в рецензируемых и других изданиях, совершены десятки экспедиций по всему миру и России.

А нужна ли нам этнография сейчас? В таковой многонациональной стране, как отечественная, этнография, как наука, изучающая разные их взаимодействие и этносы, это одна из основных областей знаний,  имеющих очень важный прикладной нюанс. В музей всегда обращаются представители как федеральной, так и местной власти прося о проведении вынесения и экспертиз тех либо иных экспертных ответов по разнообразные национальным вопросам.

Сотрудники  музея входят в состав экспертного совета по вопросам упрочнения толерантности в Петербурге, участвуют в разработке программы «Правонарушения на земле расовой неприязни: неприятности экспертизы».

Исследуя прошлое, ученые ориентируются на предметы материальной культуры, быта, одежду, каковые до недавнего времени были свойственны конкретному времени и народу. на данный момент, в эру глобализации, мы так перемешались, что совсем неясно, как нас будут идентифицировать историки и этнографы, к примеру, XXIII века.

Но это лишь на первый взгляд, наметанный же глаз этнографа видит в противном случае: «Кроме того в случае если представителей различных народов запустить в один магазин, все оденутся по-различному и возможно будет предугадать какие-то свойственные различным этносам черты. Кроме того не намеренно мы все равно сохраняем какие-то показатели собственной национальности, мест, где появились и выросли, и выражается это весьма по-различному.

Но самый очевидна отличие в отношении к информации»,— говорит Юлия Аркадьевна Купина, кандидат исторических наук, эксперт по коренным населениям украины, а сейчас замдиректора по музейной работе. —К примеру, корейцы не смогут обойтись без ритуальных бесед о погоде кроме того при дискуссии вопросов жизни и смерти. Американцы наоборот, ценят суть каждой строки, не обожают всяких смыслов «между строчков», а мы, русские, к информации относимся с некоей небрежностью, думаем, что у нас ее большое количество и возможно распоряжаться как угодно.

Весьма интересно замечать кроме этого, как различные национальные черты переносятся в интернет. Не обращая внимания на то, что возможно сохранять анонимность, в соцсетях обычно соблюдаются те же законы, что и в обществе». Так что историкам будущего находится над чем поразмыслить, хоть мы и стараемся осложнить им задачу.

Ну, а  чем в итоге обернется реформа РАН, будем сохранять надежду, мы определим в скором времени.

Создатель: Юлия Смирнова

Источник: www.nkj.ru

Случайные записи:

Медицинский менеджмент с Муслимом Муслимовым. Реформа здравоохранения с точки зрения управленца


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Реформа = разгон?

    2 июля в Москве прошло собрание профсоюза РАН. Так элегантно был назван по сути дела митинг сотрудников Академии наук, выразивших собственный протест…

  • Алгоритмы развития науки от алфёрова

    Празднование юбилея академика Алфёрова завершилось в северной столице совместным совещанием президиума Русском Академии наук и Петербургского научного…

  • Точка g – миф, или реальность?

    Как ее лишь не именуют – точкой Г, территорией Г, территорией Грэфенберга, наконец. Но, значительно чаще, кроме того в на русском, ее именуют точкой G –…

  • Роль личности в реформаторстве

    Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алефёров уверен в том, что если бы главой РАН стал он, никакой реформы бы не было. По словам вице-президента Академии…