Резиномоторка для юниоров

03.08.2015 В мире моделей

Свободнолетающие модели… Во всем мире интерес к ним среди моделистов не ослабевает. И у нас проходят десятки соревнований: ФАС Кубка и этапы России, помимо этого, множество областных и городских. Каждый год проводимый чемпионат России по свободнолетающим собирает около 200 спортсменов со всей страны. Большая часть из них — примерно треть — парня.

Это показывает, что свободнолетающие не теряют собственной популярности среди начинающих авиамоделистов. Наряду с этим нужно учитывать, что на чемпионат приезжают уже сложившиеся спортсмены-парня.

Что же завлекает ребят в этом классе авиамоделей? В первую очередь то, что это весьма спортивная категория моделизма, которая требует хорошей физической подготовки. Так как за 180 секунд полета модель довольно часто улетает на пара километров, а за семь туров соревнований неспециализированный километраж, преодолеваемый спортсменом при сопровождении модели, может составить несколько дюжина километров.

К этому еще нужно добавить 10—20 мин. интенсивного перемещения по ПОЛЮ авиамоделистов с моделями планеров в отыскивании восходящего воздушного потока.

Полет свободнолетающих весьма красив. Разны схемы и конструкции моделей. Завлекают кроме этого стратегия и интрига соревнований. Чем больше пройдено туров, тем меньше тех, кто идет без срывов.

Круг участников всегда сужается. В финал выходят лишь пара человек, и все решают хороший бросок и точный расчёт, а от них — высота полета, уровень качества планирования модели. Не редкость так, что в финале модели всех, не считая одного, взлетают и демонстрируют хороший полет. Думается, что все уже решено, но последний спортсмен, выждав время, запускает модель за пара секунд до конца тура соревнований, та попадает в восходящий поток… и он — чемпион!

Что ж, мастерство постоянно побеждает.

Спецификой соревнований свободнолетающих и, например, класса F1В есть то, что для принятие участия в них нужно иметь как минимум три модели. Постройка кроме того одной достаточно трудоемка (около сотни небольших точеных и фрезерованных подробностей), а в то время, когда в кружке два-три начинающих «резинщика», то начальнику нужно в один момент отслеживать изготовление пяти-шести моделей.

Именно это событие в начале 90-х годов подтолкнуло нас на разработку упрощенной резиномоторной бобышки с механизмом задержки вращения винта. С того времени произведено пара десятков бобышек, каковые удачно эксплуатируются по настоящее время. Так, выступая с моделью, оснащенной одним из первых образцов таковой бобышки, Павел Гераськин в 1996 г. (тогда ему было 15 лет) стал вторым на чемпионате России, наряду с этим за весь год он стал четвертым в рейтинге.

И в будущем модели, оснащенные такими бобышками (о них отправится обращение ниже), приносили призовые места их создателям.

Резиномоторка для юниоров

Свободнолетающая резиномоторная авиамодель:

1 — бобышка; 2 — центроплан; 3 — пилон; 4 — моторная балка (ткань СВМ); 5 — хвостовая балка (комбинация бальзы, углеткани, стеклоткани); 6 — киль; 7 — стабилизатор;8 — руль направления; 9 — стыковочный узел; 10 — тяги (леска O0,3); 11 — таймер; 12 — лопасть винта; 13 — штыри крепления консолей крыла (сталь, пруток 03, L120, и пруток O1,1,40); 14 —«ухо»; 15 — стыковочный фланец моторной балки (Д16Т); 16 — стыковочный фланец хвостовой балки (Д16Т); 17 — целлулоидные шайбы (5x1x1) на выводах тяг; 18 — резьбовая втулка М5 (Д16Т); 19 — контровочный винт М5 (Д16Т); 20 — упор (стеклотекстолит s0,7); 21 — иголка-шарнир (сталь O1,2, L14); 22′ — кольцо O40 (резина-«венгерка» O1); 23 — штырь (бамбук O1,7); 24 — лонжерон стабилизатора (бальза s1,5 в корне и s0,8 на финише, h4,5, армированная углепластиком); 25— нервюра стабилизатора (бальза s1, армированная углепластиком); 26 — вставка между центральными силовыми нервюрами (бальза s3); 27 — площадка (текстолит s0,5); 28 — «солдатик» М2 (Д16Т); 29 — гайка М2 (капролон); 30 — целлулоидная шайба для вывода тяг; 31 — штифты (бамбук O1,5); 32 — кронштейн стабилизатора; 33 — ограничитель углов поворота руля направления катушечного типа, снабжающий исполнение второй команды (через 45 секунд); 34 — нить СВМ; 35 — ограничитель углов поворота руля направления, снабжающий исполнение первой и третьей команд (через 4 секунды); 36 — штырь (бамбук O1,5, L40); 1т, 2т — тяги, передающие первую и вторую команды от таймера к рулю направления; 3т, 4т — тяги, передающие третью и четвертую команды от таймера к стабилизатору

Консоль крыла:

1 — корневой носик (бальза плотностью 0,1 г/см3); 2 — контейнер под стыковочный штырь; 3 — передняя кромка (бальза плотностью 0,1 г/см3 и сечением 3×3); 4— лонжерон (перед приклейкой кессонов обмотан нитью СВМ — виток к витку в корне на длине 20 мм, потом с шагом 1—3 мм); 5 — носик (бальза плотностью 0,1 г/см3); 6 — углепластиковый кессон (толщина стенок 0,2 мм); 7 — силовой носик (бальза плотностью 0,1 г/см3); 8 — усиление на стыке кессонов центроплана и «уха» крыла (стеклоткань s0,08 в два слоя: ширина первого слоя — 20 мм, второго — 10 мм); 9 — законцовка консоли крыла (бальза плотностью 0,08 г/см3); 10 — уголок (бальза плотностью 0,08 г/см3); 11 — усиление на стыке задних кромок центроплана и «уха» крыла (стеклоткань s0,08, ширина слоя — 20 мм); 12 — усиленные нервюры на стыке центроплана и «уха» крыла (бальза плотностью 0,08 г/см3, ширина 4,5 мм, нервюра армирована сверху и снизу углепластиком s0,12 на клее БФ-2); 13 — хвостик нервюры (бальза плотностью 0,1 г/см3); 14—задняя кромка (сечения: 2,2×0,7 мм в корне, 1,8×0,6 мм на финише центроплана и 1,3×0,5 мм на финише «уха»); 15—силовая нервюра (бальза плотностью 0,08 г/см3. s15, усилена с обеих сторон стеклотканью s0,08 на эпоксидной смоле); 16 — торцевая нервюра (стеклотекстолит s0,8); 17—армировка нервюры (два слоя углеткани s0,08); 18 — стена лонжерона (два слоя углеткани; первый — на всю длину, второй — на половину длины центроплана, направление волокон углеткани — на протяжении лонжерона); 19 — полки лонжерона (сечения: 2,5×0,6 мм в корне и 1,5×0,6 мм на финише центроплана; для лонжеронов «уха» 1,2×0,4 мм на финише, стена — бальза без углеткани); 20 — стеклопластиковый контейнер под стыковочный штырь O3 консолей крыла; 21 — заливка для усиления крепления контейнера (эпоксидная смола КДА); 22 — стена лонжерона (бальза плотностью 0,1 г/см3)

Предлагаю познакомиться с одной из моделей класса F1 В, которую выстроил член юношеской сборной г. Москвы Александр Ларин.

С данной моделью он завоевал первые места на чемпионате г. Москвы среди старших школьников, среди юношей (с результатом 1195 очков) на этапе Кубка России (1999 г.) в г. Владимире. Конструкция модели максимально упрощена и технологична.

Фюзеляж складывается из моторной и хвостовой балок. Моторная изготовлена из трех слоев ткани СВМ толщиной 0,1 мм на конусной дюралюминиевой оправке длиной 550 мм и с диаметрами 32 мм в начале и 28 мм в конце.

Разработка изготовления следующая: СВМ раскраивают одним куском и пропитывают эпоксидной смолой на лавсановой пленке посредством шпателя. В качестве связующего применяют смолы КДА либо ЭД-20 с отвердителем ПЭПА. Оправку обматывают по спирали фторопластовой пленкой (либо покрывают тёплой мастикой), после этого накладывают на край ткани и прокатывают, наматывая на нее ткань.

Так удается достигнуть ровной и плотной намотки. Сверху помещают цулагу (из титаного сплава), раскроенную с нахлестом 5—10 мм. Дружно обматывают резиновым (медицинским) жгутом.

По окончании полимеризации смолы балку снимают с оправки и обрезают по длине на необходимый размер.

Хвостовая балка многослойная комбинированная. Ее первый, внутренний слой — бальза плотностью 0,1 г/см3, толщиной 0,5 мм; второй слой — «арматура»: восемь продольных нитей (по три скрученные нитки, выдернутые из углеткани толщиной 0,15 мм) и две нити, намотанные навстречу друг другу под углом 45°; третий слой — снова бальза; четвертый — стеклоткань толщиной 0,3 мм.

Разработка изготовления такова: на конусную дюралюминиевую оправку длиной 750 мм и с диаметрами 25 мм в начале и 7 мм в конце накладывают слой бальзы, распаренной в тёплой воде, и приматывают к оправке марлевым бинтом. По окончании подсыхания бальзы ее по линейке разрезают на протяжении нахлеста. Оправку обматывают фторопластом, на нее надевает взятую корочку из бальзы и перевязывают поперек в трех-четырех местах нитью СВМ для удержания формы.

Потом перевивают бальзу угольными нитями, пропитанными «эпоксидкой». Fla куске астролона так же пропитывают стеклоткань, и на нее накладывают новый слой бальзы (третий).

Полученный «бутерброд» обрезают по шаблону и кладут на оправку вместе с цулагой, выполненной из двух слоев астролона (толщиной 0,1 мм), склеенных по осевой линии клеем «Момент» либо БФ-2. Слои соединяют встык без нахлеста. Причем шов первого (внутреннего) слоя бальзы смещают довольно внешнего на 180°.

Дружно обматывают резиновым жгутом. По окончании полимеризации смолы балку снимают с оправки и обрезают по длине на требуемый размер. Шов шкурят и покрывают лаком.

Не смотря на то, что вышеописанная конструкция хвостовой балки пара старомодна и проигрывает в массе 2—3 г современным, выполненным по типу планерных углепластиковых, но она не требует дополнительных переходников. Такая балка изготавливается для модели раз и окончательно и в ходе эксплуатации легко ремонтируется в поле.

Пилои:

1 — таймер; 2 — отверстие O3 под стыковочный штырь (L120); 3 — перегородка (бальза, рейка 15×6); 4 — шток механизма стопорения; 5 — механизм стопорения; 6 — отверстие O1 под стыковочный штырь (L40); 7 — опора (бальза, рейка 3×3); 8 — боковина (фанера s0,8); 9,15,16 — обтекатели (бальза, рейка 17×10); 10— нажимной рычаг (Д16Т, полоса s1,5); 11 — вкладыш (бальза, рейка 5×5); 12 — втулка (латунь ЛС59); 13 — стопорящая пружина (нержавеющая сталь — лезвие надёжной бритвы); 14 — контур пилона (бальза, рейка 15×6)

Кинематическая схема стопорения таймера:

1 — стопорящая пружина; 2 — анкер; 3 — тяга (проволока ОВС O0,8); 4 — пластина (стеклотекстолит s0,8); 5 — шток (проволока ОВС O0,8); 6 — пружина O2 (проволока ОВС O0,35); 7 — пружина O2,5 (проволока ОВС O0,3); 8 — нажимной рычаг; 9 — ось нажимного рычага (проволока ОВС O1)

Киль наборной конструкции — из бальзы плотностью 0,08 г/см3. На данной модели он обтянут пленкой типа «монокот» (эта пленка прекрасно подходит для дизайна, поскольку не редкость различных броских цветов).

Масса киля 2,5 г. Но лучше применять металлизированную лавсановую пленку толщиной 6 мкм в целях понижения веса (на 0,5—0,7 г) и уменьшения разноса весов.

Стабилизатор (профиль CLARK-6 процентов) является наборную конструкцию с диагональными нервюрами толщиной 1 мм, углепластиковой задней кромкой (1,3×0,5 мм) и бальзовым лонжероном, армированным углепластиком с двух сторон.

Последний изготовлен из двух слоев углепластиковой ленты толщиной 0,08 мм (первый слой на всю длину, а второй длиной 150 мм расположен симметрично по центру).

Порядок изготовления следующий. Бальзовую заготовку на 10—15 лонжеронов шлифуют до требуемого размера.

На астролоне пропитывают «эпоксидкой» углеткань, кладут на нее бальзу, а сверху — еще слой углеткани, кроме этого пропитанной эпоксидной смолой. Полученный «бутерброд» сжимают струбцинами либо грузом между ровными железными пластинами либо стеклами.

Стабилизатор собирают на клее «Циакрин». Спереди, между двух центральных носиков из текстолита толщиной 0,5 мм, вклеивают иголку-шарнир диаметром 1,2 мм и длиной 14 мм (мы используем иглу от медицинского шприца).

Она является опорой крепления стабилизатора и снабжает ему легкое отклонение. Готовый стабилизатор обтягивают металлизированной лавсановой пленкой толщиной 6 мкм на клее «Момент».

Крыло (профиль В-6356) наборной конструкции с углепластиковым кессоном в носовой части. Последний делают по классической разработке с формовкой в вакуумном мешке на профилированной дюралюминиевой оправке.

Подробности изготовления неоднократно описывались в издании и исходя из этого тут приводятся кратко. Хвостики нервюр формуют единым блоком (толщину подбирают с учетом распила, на обе консоли) раздельно на ушки и «центропланы» и распиливают на пилораме (толщина нервюр 1,1 —1,3 мм). Задние углепластиковые кромки имеют сечения: 2,2×0,7 мм в корне, 1,8×0,6 мм на финише центроплана и 1,3×0,5 мм на финише «уха».

В кессона наборная конструкция складывается из нервюр-носиков толщиной 1,1 мм, передней кромки сечением 3×3 мм из лонжерона и лёгкой бальзы. Внутренний комплект кессона предварительно склеивают на стапеле.

Упрощенная резиномоторная бобышка:

А — ступица в сборе; 1 — наконечник (титан); 2 — обтекатель (ткань СВМ, два слоя под углом 45°); 3 — катушка (Д16Т); 4 — распорная втулка (латунь, одним финишем она упирается в передний подшипник в корпусе, вторым— в наконечник); 5 — пружина-ограничитель (проволока ОВС 00,5); 6 — шайба (2х3х0,6, латунь ЛС59); 7 — шайба (3x6x0,5, латунь ЛС59); 8 — вал (проволока ОВС O3); 9 — задний подшипник 7×3 (передний подшипник 10×3 не продемонстрирован); 10 — шайба (3x4x0,6, латунь ЛС59, 2 шт.); 11 — хлорвиниловая трубка; 12 — корпус (Д16Т); 13 — фиксатор положения ступицы (проволока ОВС O2); 14 — ось лопастей (проволока ОВС O2); 15 — контргайка М4х0,5 (Д16Т, 2 шт.); 16 —сухарь (Д16Т); 17 — основание (Д16Т); 18 — пружина (проволока ОВС O0,5); подробности 3,12,17 совсем дорабатываются слесарно по окончании предварительной сборки

Механизм задержки вращения бобышки:

1 — наконечник; 2 — фиксатор положения ступицы; 3 — бобышка; 4,11 — рычаги (титан s1,5); 5 — упоры (М2, сталь O2); 6 — ось фиксатора (М2,5, латунь ЛС59); 7 — тяга (трос O0,4); 8 — ограничитель на таймере; 9 — пилон; 10 — моторная балка; 12 — ось рычага (латунь ЛС59); 13 — планшайба (Д16Т); 14 — пружина (проволока ОВС O0,3); 15 — шайбы (латунь ЛС59)

Шаблоны лопастей винта:

А — боковая проекция; Б — лобовая проекция

Для изготовления стены лонжерона берут две бальзовые пластины (с вертикальными волокнами) толщиной 2 мм, склеивают их между собой через два слоя углеткани, один из которых идет на всю длину, а второй на половину длины центроплана. Заголовку по окончании отверждения смолы распиливают на пилораме. К взятым стенкам лонжеронов приклеивают полки сечениями 2,5×0,6 мм в корне, 1,5×0,6 мм на финише центроплана (для «ушных» лонжеронов 1,2×0,4 мм на финише «уха», а стена — бальза без углеткани).

В лонжерон вклеивают раздельно отформованный контейнер под стыковочный штырь диаметром 3 мм. В месте его вклейки бальзу фрезеруют до углепластиковой стены.

Таблица координат лопасти воздушного винта

Сборка крыла. Сначала к лобику (склеенной передней части консоли крыла, в которую входят кессон, лонжерон, передняя и носик кромка) на стапеле приклеивают «Циакрином» нервюры (с равномерным шагом 25—29 мм в зависимости от количества нервюр) и задние кромки. По окончании снятия крыла со стапеля все стыки промазывают смолой КДА. уха стыковки и Место «центроплана» ошкуривают под углом. Превышение «ушей» — в пределах 90—100 мм. Стыки армируют стеклотканью толщиной 0,05—0,07 мм в два слоя.

Так же стеклотканью покрывают торцевые нервюры с лобиком на всю длину хорды. К торцевой нервюре приклеивают пластинку текстолита толщиной 0,8 мм с отверстиями под передний и задний штыри и обрабатывают по профилю крыла. Готовый лонжерон от корня до середины обматывают нитью СВМ.

Крыло обтягивают бумагой марки «полиэстер», покрывают двумя слоями эмалита и красят нитроэмалями.

ПИЛОН изготавливают следующим образом. Сперва выпиливают его боковины из фанеры толщиной 0,8 мм. В левой прорезают окно под четырехкомандный таймер, что снабжает исполнение пяти различных функций модели.

Причем тяги 1 -й команды на руль направления и 1-й команды на стабилизатор сдублированы, поскольку они накидываются на кронштейн 1-й команды таймера.

По периметру правой боковины пилона приклеивают контур и перегородку из бальзовых реек сечением 15×6 мм.

После этого в пилона монтируют механизм стопорения, складывающийся из рычага и двух тяг.

Вклеивают блок из двух бальзовых вкладышей с целлулоидными шайбами. Между шайбами на оси из проволоки ОВС диаметром 1 мм закрепляют нажимной рычаг. Для удобства монтажа механизма стопорения параллельно нижней рейки контура вклеивают опору — рейку 3×3 из бальзы, на которую опирается стеклотекстолитовая пластина. По окончании проверки надежности этого механизма приклеивают левую боковину, а с торцов — бальзовые бруски-обтекатели. Снизу контур пилона профилируют по обводу моторной балки.

Готовый пилон покрывают лаком и красят.

БОБЫШКА складывается из корпуса, основания вала, наконечника, сухарей и обтекателя для крепления лопастей. Подробности максимально упрощены и легко изготавливаются на любом школьном токарном станке. Корпус (неподвижный элемент бобышки) имеет в посадочном ободке отверстие для фиксатора положения ступицы и два запрессованных подшипника под вал.

Ступица складывается из двух точеных подробностей. В ней монтируют элементы фиксации лопастей (для осей пружин-ограничителей — проволока диаметром 1 мм, а для самих пружин — 0,5 мм), фиксатор положения из проволоки диаметром 2 мм, его возвратную пружину из проволоки диаметром 0,5 мм, распорную втулку, ось лопастей. Вал из проволоки диаметром 3 мм с двумя напаянными хлорвиниловой трубочкой и шайбами. При изготовлении подробностей бобышки используется металлическая проволока типа ОВС.

Фиксатор положения (на рисунке это не продемонстрировано) имеет пронизывающий его полностью поперечный штифт диаметром 1 мм, в который упирается (назад по полету модели) возвратная пружина.

ЛОПАСТИ подбирались в течение всего сезона. Выбор пал на конструкцию, созданную столичным спортсменом кандидатом в мастера спорта Алексеем Наумовым.

На соревнованиях 1999 г. с моделями, оснащенными подобными лопастями, он два раза выходил в финал, а также на чемпионате России. Установив лопасти его конструкции на эту модель, удалось расширить высоту взлета в среднем на 15 м. Лопасти выструганы из бальзы плотностью 0,2 г/см3, покрыты стеклотканью толщиной 0,03 мм на эпоксидной смоле. Из практики: установочные углы лопастей — 26° на радиусе 210 мм. Координаты для их построения приведены в таблице.

Допустимое отклонение при изготовлении не более ±0,1 мм.

МЕХАНИЗМ ЗАДЕРЖКИ вращения бобышки складывается из двух титановых фиксаторов толщиной 1,5 мм, крепящихся на латунных осях к планшайбе. Передний фиксатор подпружинен. Планшайбу вклеивают в моторную балку. В торце она имеет три резьбовых отверстия: два — под винты регулировки выкосов бобышки и одно — для крепления фиксирующего штыря от проворота бобышки.

СБОРКА МОДЕЛИ.

Ее ведут с применением по большей части эпоксидной смолы и начинают с хвостовой балки. В первую очередь к ней приклеивают киль, что фиксируют двумя бамбуковыми штырями, вклеиваемыми в один момент с ним вертикально в хвостовую балку. После этого — площадку под стабилизатор, ограничитель углов поворота руля направления, снабжающий исполнение 1-й и 3-й команд (помимо этого, дополнительно для надежности крепления его приматывают нитью СВМ).

Так-же приклеивают ограничитель углов поворота руля направления катушечного типа, снабжающий исполнение 2-й команды.

В местах вывода тяг (они из капроновой лески диаметром 0,3 мм) крепят «циакрином» целлулоидные шайбы. Для обеспечения легкого скольжения тяг в зоне их вывода на стабилизатор в хвостовую балку вклеивают два горизонтальных бамбуковых штифта. После этого тяги протаскивают в балки (окончательную их длину подбирают по окончании приклейки пилона).

Потом в моторную и хвостовую балки вклеивают фланцы и (до тех пор пока смола не затвердела) выставляют их на стапеле в состыкованном виде (но не до упора!) для обеспечения соосности. По окончании подсыхания смолы стыкуют моторную и хвостовую балки и сверлят отверстие диаметром 6 мм под втулку стыковочного узла.

К моторной балке приклеивают пилон, выполняя определенную последовательность. Сперва состыковывают моторную и хвостовую балки.

После этого в первую вставляют резиномотор и фиксируют его втулкой стыковочного узла. Иначе за резиномотор цепляют вал бобышки и вставляют ее в моторную балку. Потом на хвостовую балку устанавливают стабилизатор и притягивают его резиновым кольцом диаметром 40 мм.

Затем, применяя два металлических штыря — передний (главный) длиной 3 и диаметром 120 мм и задний (вспомогательный) длиной 1 и диаметром 40 мм, к пилону крепят (за счет плотной посадки) консоли крыла.

На крыле отмечают положение требуемого центра тяжести (56 процентов САХ), по окончании чего пилон с крылом притягивают резиновыми кольцами к моторной балке. Перемещая пилон на протяжении нее, получают требуемой центровки модели (лопасти наряду с этим должны быть сложены на протяжении фюзеляжа). Отмечают положение пилона на моторной балке, зачищают шкуркой это место и приклеивают пилон. Наряду с этим следят, дабы не было перекоса крыла и стабилизатора.

По окончании подсыхания смолы ее натеки по периметру склейки ошкуривают и покрывают паркетным лаком.

РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ. Посредством регулировки выкосов бобышки, руля направления, стабилизатора и времени отработки команд на таймере модель настраивают на взлет «с прострелом» 10 — 15 м (другими словами на вертикальный взлет до понижения мощности, приводящий к сваливанию модели), по окончании чего идет добор высоты по спирали (4—5 витков).

Время раскрутки лопастей 40—45 с на тринадцати кольцах резины ФАИ. Высота взлета приблизительно 70 м.

И последнее.

Соревнования не всегда проходят в совершенных погодных условиях. Не редкость, что из-за осадков и порывов ветра модель, находящаяся в воздухе, теряется из виду и улетает в малоизвестном направлении. Скоро найти модель на месте падения удается лишь в том случае, если она снабжена хотя бы несложным радиомаяком. Исходя из этого нужно предусмотреть на модели место для для того чтобы устройства, его надежное крепление и влагоизоляцию.

П.

ХОРОШЕВ, тренер сборной юношеской команды
г. Москвы по свободнолетающим моделям


Случайные записи:

JuniorSkills


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Для боя и для пилотажа

    Универсальная кордовая модель самолета. Проектирование «Эллипсоида» — модели для воздушного боя — происходило в пара этапов. И в действительности, сходу,…

  • Скоростная для юниоров

    Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…

  • Таймерная «юниор»

    Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…

  • Бойцовка «юниор»

    Созданная и всесторонне испытанная в отечественном кружке новая авиамодель подкласса 1,5 см3 была очень успешной. Для нее характерно хорошее сочетание…