С реки — на стапель моделиста

07.10.2014 В мире моделей

Германская речная моторная яхта «Варнов» (Warnow) послужила прототипом хорошей полукопии, оборудованной электромотором и двухканальной аппаратурой радиоуправления. Она много раз воспроизводилась моделистами и пользовалась громадным успехом на показательных выступлениях и соревнованиях. При отсутствии радиоаппаратуры с моделью в полной мере возможно выступать в школьном классе «прямоходов».

Конструкция модели несложна. С ее сборкой и изготовлением справится любой начинающий судомоделист. Корпус — хорошей схемы, наборный древесный. Собирают его на эпоксидной смоле. Монтаж — вверх килем на ровной доске-стапеле с закрепленным чертежом, имеющим разметку осевой линии и мест размещения шпангоутов с 1-го по 6-й.

Все составляющие подробности каркаса предварительно размечают в соответствие с картинками, выпиливают и обрабатывают.

Первый ход — склейка узла, складывающегося из 6-го шпангоута, косынки килевой передней и балки части палубы. Готовое соединение крепят булавками либо мелкими гвоздиками на стапеле и к нему же приклеивают рейки палубного стрингера. После этого устанавливают остальные шпангоуты (с 5-го по 1 -й) и кормовую часть палубы.

Палубные стрингеры пригибают к шпангоутам и заклеивают, фиксируя их посредством булавок либо гвоздиков. Главную и дополнительную килевые балки сгибают по обводу и склеивают. Предварительно их формуют посредством электропаяльника либо над пламенем свечи. Готовую подробность закрепляют в шпангоутах. Потом устанавливают кормовые усиления и скуловые стрингеры борта. Излишки килевой-балки и реек стрингеров обрезают острым ножом, и в корме монтируют транец.

После этого каркас снимают со стапеля; килевой балки и рейки стрингеров обрабатывают шкуркой (средней зернистости) до совпадения с контурами шпангоутов. Размечают (по месту) и выпиливают из фанеры толщиной 1,2 мм подробности дна корпуса, каковые приклеивают к каркасу, закрепив его снова на доске стапеля. Затем корпус снимают со стапеля и подобным образом размечают палубы и заготовки бортов. В последней вырезают окно для доступа к узлам и деталям во внутренней части корпуса.

Окно окантовывают по периметру рейками. Борта монтируют на каркасе. Устанавливают бобышки крепления руля и моторамы. Перед фиксацией палубы корпус изнутри два-три раза покрывают лаком, а снаружи — один раз нитролаком либо двухкомпонентным паркетным. Носовую часть вырезают из липы с маленьким припуском и приклеивают к 6-му шпангоуту. Затем устанавливают палубу.

Шнобель модели обрабатывают до правильных обводов и целый корпус покрывают нитрошпатлевкой (самодельной либо производства). Хорошая шпатлевка получается на базе яркой нитрокраски, талька либо детской присыпки и нитрорастворителя. По окончании подсыхания поверхность шлифуют небольшой шкуркой.

В донной части сверлят отверстия под ось руля и дейдвудную трубу. Ось изготавливают из дюралюминиевой спицы 0 2,5 мм. Дрейдвуд применяют фирменный или самодельный, выполненный из дюралюминиевой трубки 0 8 мм с толщиной стены не меньше 1 мм. Круглым напильником отверстие в корпусе подгоняют под дейдвуд, по окончании чего трубку вклеивают. Между дейдвудом и килевой балкой помещают клин из 2-мм фанеры.

Место выхода трубки оклеивают слоем стеклоткани толщиной 0,1 —0,15 мм либо полотном. Внешнюю поверхность корпуса окрашивают нитроэмалью. Перо руля вырезают из 2-мм липы и обшивают с двух сторон 1-мм фанерой. В отверстие бобышки заделывают ось руля.

Для удобства предстоящей работы полезно изготовить из строительной 4-мм сосновых реек и фанеры 3x10x380 мм стояночный ложемент-подставку, причем контуры фанерных стоек повторяют обводы корпуса в местах 2-го и 5-го шпангоутов. На посадочные места наклеивают мягкие накладки из узкого фетра либо пеноплена. Готовую подставку покрывают два-три раза нитролаком либо нитроэмалью.

С реки - на стапель моделиста

Рис.

1. Модель моторной яхты:
1 — кормовой флаг, 2 — кормовое ограждение, 3 — ложементы шлюпки, 4 — шлюпка, 5 — кран-балка, 6 — кронштейн мачты, 7 — мачта, 8 — краспица (на виде сверху не продемонстрирована), 9 — поручень, 10 — трап, 11 —навигационный бортовой фонарь, 12 — козырек, 13 — дверь рубки, 14 — прожектор, 15—боковина надстройки, 16 — бортовой поручень, 17 — спасательные круги, 18 — шпиль якоря, 19 — носовое ограждение, 20 — якорь, 21 — труба дейдвуда, 22 — клин, 23 — гребной винт, 24 — руль.

25 — внутренняя стена рубки, 26 — пол рубки.

Р и с. 2. надстройка и Корпус:
1 —задняя стена, 2 — задний шпангоут надстройки, 3, 13 — стрингеры, 4 — крыша кормовой части, 5, 8 — шпангоуты рубки, 6— боковина, 7— задняя стена рубки, 9— шпангоут крыши, 10 крыша, 11 — шпангоут носовой части, 12 — крыша носовой части, 14 — окантовочный стрингер, 15 — передняя стена, 16 — носовая часть, 17 — косынка килевой балки, 18 — передняя часть палубы, 19 — дополнительная килевая балка, 20 — килевая балка, 21 — моторама (липа, 40x40x35 мм), 22 — электромотор, 23 — муфта, 24 — скуловой стрингер, 25 — внутренняя стена рубки, 26 — пол рубки, 27 — палубный стрингер, 28 — окантовка, 29 — кормовой пол.

30 — бобышка крепления руля (липа, 20x30x20 мм), 31 — кормовое усиление борта, 32 — кормовая часть палубы, 33 — транец. (Подробности конструкции изготавливаются из следующих материалов: позиции 1, 4, 6. 7, 10, 12, 15, 25, 26, 31 и 33 — из 1-мм фанеры, позиции 2, 5, 8, 9, 11, 17, 18, 29 и 32 — из 2-мм фанеры, позиции 3 и 13 — из липовых реек сечением 3×3 мм, позиции 14, 24, 27 — из липовых реек сечением 3×5 мм, позиции 19, 20, 28 — из липовых реек сечением 2×10 мм.)

Рис. З.Мачта в сборе:

1 — кронштейн (липа, 10 мм), 2 — накладки (фанера, 1,2 мм), 3 — мачта (сосна, 8x8x150 мм), 4 — краспица (фанера, 1,2 мм).

Рис. 4. выкроики шпангоутов корпуса (номера соответствуют теоретическим сечениям рис. 2).

Р и с. 5. Выкройки подробностей модели (номера соответствуют позициям рис.

2).

Конструкция надстройки мини-яхты — смешанная. Сборка ее осуществляется следующим образом. Задний шпангоут соединяют с полом и устанавливают боковины. На стапеле по разметке закрепляют все шпангоуты и стрингерами соединяют их в единый каркас. Позже ставят полушпангоут боковины и рубки надстройки. В носовой части крепят переднюю стенку. Потом монтируют: крыши рубки, носовой и кормовой частей, пол рубки, внутреннюю и заднюю стены рубки, и заднюю стенку надстройки.

По периметру всей конструкции наклеивают окантовочный стрингер. Надстройку снимают со стапеля и обрабатывают шкуркой. Изнутри и снаружи ее грунтуют двумя-тремя слоями нитролака и покрывают нитроэмалью. Посредством прозрачной пленки имитируют остекление окон.

Из нее же вырезают козырек на рубке.

Мачта складная, что комфортно при поездках на водоемы. Делают ее раздельно и готовым узлом устанавливают на надстройку. Ограждения и поручни спаивают из 1,5-мм латунной либо бронзовой проволоки. Шлюпку вырезают из бруска липы. Трапы, двери и бортовые навигационные огни склеивают из узкого картона либо ватмана (в два слоя).

Прожектор, спасательные круги, кнехты, якорь и якорный шпиль изготавливают из подручного материала (дерева, полистирола, ниток и др.). Флаг — из узкой материи либо цветной пленки. Все небольшие части бережно окрашивают и устанавливают на модели в соответствии с чертежу. На мачте капроновыми нитками имитируют проводку такелажа.

В качестве базы силовой установки оптимальнееподойдет электромотор типа Mabuchi-380 RS и семиэлементная батарея никель-кадмиевых аккумуляторная батарей емкостью 1,2 А ч. Аппаратура радиоуправления помогает для регулирования оборотов и поворота руля мотора.

Цвета, в каковые окрашивают яхту: ватерлиния — серебристый; корпус выше ватерлинии — белый либо светло-серый. Под ватерлинией — зеленый или красный. Палуба «дощатая», некрашеная.

Шлюпка — белая с красным дном, спасательные круги — красные или оранжевые. Бортовые огни: левый — красный, правый — зеленый.

При балансировке модели подбирают положение аккумуляторная батарей, как самых тяжелых подробностей. Для защиты элементов аппаратуры управления от жидкости блоки упаковывают в полиэтиленовые пакетики.

Чтобы не было переразряда последующего отключения и ходовой батареи всей совокупности управления рекомендуется применять раздельное электропитание мотора и управления.

С. ГОНЧАРОВ, инженер


Случайные записи:

Самодельный стапель\


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Моторный катер — с ваших стапелей

    Начните с внимательного изучения чертежа модели и только затем приступайте к работе. Как и настоящее моторное судно, катер строится наборным методом, На…

  • Катер-прямоход

    Неприятность выбора первой модели поднимается не только перед новичками, но и перед начальниками кружков: какую технику предложить в первый раз пришедшим…

  • Советуют моделисты эрфурта

    Думается, совсем не пересекаются пути ребят, занимающихся конструированием разных видов моделей. И соревнования выполняют раздельно, и лаборатории…

  • В арсенал моделиста

    Эти разработки с маленькими комментариями отправил начальник авиамодельной секции Дома творчества г. Ветхая Русса Новгородской области В.В.МАЛЫШЕВ. «Они…