Катер-прямоход

05.06.2015 В мире моделей

Неприятность выбора первой модели поднимается не только перед новичками, но и перед начальниками кружков: какую технику предложить в первый раз пришедшим на занятия? Так как необходимо выбрать такую, дабы не так сложно строить и которая не будет испытывать терпение юного судостроителя собственной «многодетальностью». Но наряду с этим модель должна иметь и хорошие ходовые качества, дабы не остаться на последнем месте на соревнованиях, и по внешнему виду максимально приближаться к настоящему кораблю.

Всеми требуемыми качествами владеет предлагаемая вашему вниманию модель-«прямоход» класса ЕХ-500 (протяженность полукопии до 500 мм). Ее в состоянии выстроить кроме того начинающий спортсмен, трудящийся самостоятельно, без помощи инструктора.

Модель планирует из самых дешёвых, недефицитных материалов. Главные — фанера и сосновые либо еловые, липовые рейки. На шпангоуты, форштевень и киль идет простая строительная фанера толщиной 4 мм.

Единственное пожелание — для киля выбрать самую ровную часть, поскольку симметричность будущего корпуса лодки имеется первое условие хороших ходовых особенностей.

детали надстроек и Обшивка корпуса — из фанеры толщиной 0,8—1,2 мм. В случае если дотянуться такую не удалось, ее с успехом возможно заменить самодельной, склеенной из нескольких слоев чертежной бумаги. Как ни необычно, данный эрзац-материал во многих случаях кроме того лучше, чем хорошая фанера.

Бумажный переклей более водостоек, не меньше прочен. Важно и высокий уровень качества белой как снег поверхности, выигрышное если сравнивать с поверхностью древесины, требующей шлифования, защиты и шпаклёвки от жидкости (бумага, в большинстве случаев, пропитывается полностью и делается так полностью водостойкой).

А делается данный материал так.

На стекло, защищенное от приклеивания полиэтиленовой пленкой либо целлофаном, кладется первый лист ватмана, и кисточкой на него наносят размешанную эпоксидную смолу. После этого накладывают следующий лист, и без того потом, пока не будет достигнута требуемая толщина. В большинстве случаев не редкость достаточно четырех слоев.

Последний лист, очевидно, смолой не покрывается. «Бутерброд» до полного отверждения смолы накрывается вторым стеклом и придавливается грузом. Подобный листовой материал прекрасно поддается окраске и обработке.

В качестве мотоустановки оптимальнееприменить готовое промышленное изделие, складывающееся из набора электродвигателя, дейдвуда, гребного вала и винта.

Перед началом сборки модели необходимо решить, будет использован как раз таковой либо приводные узлы вы станете делать самостоятельно. И по большому счету, не нужно затевать постройку, пока не подберутся все необходимые материалы — это разрешит своевременно учесть трансформации в размерах некоторых подробностей (прорези в шпангоутах делаются совершенно верно по рейкам и по толщине обшивки и т. д.).

Вся сборка микросудна ведется на ровной деревяннойдоске размером примерно 200X600 мм. Клеить оптимальнееэпоксидной смолой.

Продолжительность ее отверждения возможно компенсировать за счет большого повышения числа соединений, делаемых за один раз. Во многих случаях полезно совершить «макетную» сборку подробностей на точках нитроклея, дабы позже пролить швы эпоксидкой. Перед тем как приступить к работам полезно подготовить бруски с наклеенной наждачной бумагой.

Катер-прямоход
Рис. 1. Самоходная модель катера:
1 — антенная стойка, 2 — якорь, 3 — антенна, 4 — кнехты, 5 — волноотбойник, 6 — корпус, 7 — поручень, 8 — рубка, 9 — мачта, 10 — сдвижная крыша рубки, 11 — спасательный круг, 12 — крышка люка, 13 — флагшток (установлен на кнопке выключателя; стрелкой продемонстрировано направление нажатия на кнопку), 14 — руль в сборе (перо, баллер и баллерный подшипник-дейдвуд), 15 — гребной винт, 16 — дейдвуд, 17 — подробности киля, 18 — ватерлиния, 19 — форштевень, 20 — передний люк рубки, 21 — решетка, 22 — обрамление выреза в палубе, 23 — каркас рубки, 24 — обшивка рубки, 25 — типовой шпангоут, 26 — стрингеры, 27 — клиновые рейки, 28 — обшивка корпуса.

Цифрами в кружочках обозначены главные сечения корпуса.

Сперва выпиливают все шпангоуты, носовую вставку (форштевень) и обе подробности киля. На чертеже шпангоутов имеются продемонстрированные пунктиром прямоугольные выступы. Их назначение — фиксация поперечного комплекта на стапеле в четко заданном положении.

Вровень с выступами прибиваются древесные бруски сечением 10X10 мм, каковые при монтаже шпангоутов на стапеле, со своей стороны, прибиваются к последнему.

Контуры всех остальных подробностей по окончании перерисовки в натуральную величину переводятся на фанеру (тут и потом на элементах надстроек и обшивки слово фанера равнозначно возможно заменено на «эрзац-фанера»), бережно выпиливаются с маленьким припуском на подшлифовку.

Контролируют форму, положение и размеры пазов под стрингеры — они должны легко поддерживатьочертания шпангоутов, дабы по окончании шлифовки каркаса появилась ровная плоскость стыка с обшивкой.

Рис. 2. Шаблоны для изготовления главных подробностей модели:
1 — форштевень, 2 — палуба, 3 — обрамление из реек, 4 — киль (заштрихованные перемычки удалить перед монтажом дейдвуда), 5 — боковина рубки. Шпангоуты, обозначенные Шп.

1 и т. д., по положению по длине корпуса соответствуют сечениям на рисунке 1.

Сборка корпуса. Сначала на стапеле отбивают ось корпуса. С чертежа на нее переносятся перпендикуляры положений шпангоутов. Посредством упомянутых брусков сечением 10X10 мм (а они не должны поддерживатьконтур по ширине) шпангоуты монтируются на стапеле. По окончании контроля точности монтажа на шп. 5 крепится носовая вставка, а в килевой части — клиновые рейки.

Между последними подробностями обязан остаться совершенно верно выверенный зазор под дейдвудную трубу. В последнюю очередь ставятся стрингеры, и все стыки каркаса проливаются смолой в местах, не смазанных клеем еще при сборке. Для поджима подробностей возможно применять узкие гвозди, булавки и бельевые прищепки.

Обшивка каркаса. Собранный каркас шепетильно опиливается и шлифуется. После этого изготовляются шаблоны выкроек подробностей обшивки методом очерчивания готового каркаса на толстой бумаге.

Раскроенную обшивку приклеивают по бортам, а по окончании зачистки швов и отверждения смолы — и по дну. Если не удалось совершенно верно подогнать элементы днищевой обшивки друг к другу, лучше сначала обшить одну сторону дна и только после этого другую.

По окончании съема корпуса со стапеля возможно снять монтажные бруски со шпангоутов, удалить технологические выступы и отшлифовать плоскость палубы, а заодно и зачистить швы обшивки.

Паз для фиксации подробностей киля зачищают надфилями, дабы указанные части легко входили на место в нужном положении. К склейке приступают только по окончании дейдвуда и взаимной подгонки киля. трубка и Трубка дейдвуда-подшипник руля перед заклейкой шепетильно обезжириваются и обрабатываются наждачной бумагой. При отсутствии готовой мотоустановки промышленного изготовления придется еще смонтировать подставку для электродвигателя со штырьками для фиксации его посредством резиновой нити.

Само собой разумеется, в собранном виде ось вала гребного винта обязана совершенно верно совпадать с осью мотора. Соединяются они отрезком резиновой трубки либо узкой пружинкой.

Палуба выкраивается с припуском около 1 мм из того же материала, что и обшивка корпуса. В случае если палубная плоскость корпуса шлифовалась на громадном странице наждачной бумаги, наложенном на стапель, то клеить палубу лучше на той же доске.

Работу над корпусом заканчивают обрамлением контура и обработкой припусков люка рейками сечением 3Х5 мм. Верхние края выступающих вверх шпангоутов срезают вровень с обрамлением.

Надстройка собирается на базе двух однообразных боковин.

Для чистовой обработки по окончании выпиливания их возможно соединить узкими гвоздями. На картинках пунктиром продемонстрированы рейки 3X3 мм, приклеиваемые к боковинам в надстройки.

Перед окончательной сборкой необходимо еще раз убедиться в том, что размеры надстройки соответствуют обрамлению люка — от точности этого разъема будет зависеть надежность защиты внутренних количеств модели от воды. «Крыша рубки», «крышка люка» и другие небольшие имитации копийных подробностей выкраиваются из материала, оставшегося от прорезки палубного отверстия. Окна в надстройке выполнены сквозными и изнутри «застеклены» целлулоидом толщиной 0,3…1 мм.

Отделка модели.

Корпус и надстройку шепетильно покрывают изнутри жидким эмалитом. Наружные поверхности перед лакировкой пропитываются горячей олифой и хорошенько просушиваются. После этого их шлифуют. Корпус окрашивается эмалью главного цвета (ниже ватерлинии —.красным либо зеленым). Надстройка в большинстве случаев делается белой, борта серыми (либо напротив).

Небольшие подробности окрашиваются серой либо тёмной эмалями, а спасательный круг — оранжевой.

Электрическая совокупность. В первую очередь необходимо собрать блок-коробку под две плоские батареи для фонаря, каковые подсоединяются последовательно. В блоке батареи должны держаться хорошо.

На средней перегородке смолой фиксируются три латунные полосы толщиной 0,5 мм. Одна из них, перегнутая поверх перегородки, соединяет батареи последовательно. От остальных двух, приклеенных с обеих сторон перегородки, идут провода к мотору. Пайку создают еще до приклеивания, дабы нагревом не нарушить соединения. выключатель и Двигатель соединяют по схеме, продемонстрированной на картинках.

Рис.

3. Коробка для батарей питания двигателя:
1 — корпус, 2 — перемычка из бронзы, 3 — отдельные контакты с припаянными проводами, 4 — перегородка, 5 — провода.

Рис. 4. Схема питания ходового электродвигателя.

Подготовка к старту содержится в установке батарей, соединении двигателя с гребным валом резиновой трубкой либо пружинкой. Поставив модель на спокойную воду и передвигая блок-коробку с батареями, уравновешивают ее так, дабы указанная на картинках ватерлиния была параллельной поверхности воды. После этого коробку приклеивают.

Проверив направление вращения двигателя, на блоке краской обозначают полюса (плюс и минус).

На протяжении заездов кроме того четко сделанный микрокатер может уходить под влиянием волн и ветра от заданного при старте курса (к сожалению, это неизбежно для всех «прямоходов»). Поправки вводятся за счет маленьких отклонений руля.

В.

ВИКТОРЧУК


Случайные записи:

судомоделирование прямоход


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Полукопия рекордного катера

    Желание создать эффектную, но довольно несложную модель-полукопию катера привело по окончании продолжительных поисков чертежей судов-прототипов к…

  • Патрульный катер

    Эта модель запланирована на школьников 4—5-х классов, занимающихся в кружке второй год. На областных соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев, выступая с…

  • Речной катер

    Эту модель с успехом смогут выстроить обучающиеся 4—5-х классов. Затевать оптимальнее с изготовления корпуса. Его возможно сделать долбленным из бруска…

  • Катер-«снайпер»

    Соревнования этих судомоделей на первый взгляд несложны, если не сообщить — примитивны. Чего уж несложнее: включил двигатель, прицелился и ожидай, в то…