Самолет «ша» — новый вариант

17.06.2019 В мире моделей

В течение нескольких лет всесторонней проверке подверг собственный семейство моделей саратовский конструктор Аркадий Шахат. Она подтвердила хорошие летные качества, необыкновенную надежность, живучесть и прочность конструкции при полетах в разных погодных условиях.

С 1966 года на моделях этого типа А. Шахат применил новую бобышку (рис.

1 а, б, в), а спустя два года — бобышку с механизмом, машинально изменяющим диаметр винта (ВИД) (рис. 2). Изменение диаметра винта происходит под действием неизменно изменяющихся центробежных сил, каковые уравновешиваются намерено подобранными резинками.

Конструктивно механизм ВИД (см. рис.

2) складывается из направляющего стержня (1). закрепленного на валу (2) бобышки, двух подвижных втулок (3 и 4), связанных с лопастями посредством втулок (5), рычажного синхронизатора (6) резинок и радиального движения лопастей, уравновешивающих центробежные силы, появляющиеся при вращении винта.

Рис. 1а:

1 — валик; 2 — кок; 3 — заклепка; 4 — ступица; 5 — втулка; 6 — подшипник; 7 — втулка; 8 — подвеска; 9 — стопор; 10 — винт; 11 — хомутик; 12 — шпонка; 13 — гайка; 14— пружина; 15 — втулка; 16 — крючок; 17 — втулка; 18 — гайка; 19 — винт, 20 — ролик.Самолет «ша» — новый вариант

Рис. 1б

Рис. 1в

КОНСТРУКЦИЯ МОДЕЛИ (рис.

3). Крыло двухлонжеронное, разъемное. Задний лонжерон в средней части крыла сосновый, сечением 2×3. Другой комплект крыла из бальзы (? = 0,14 г/см3). Передний лонжерон переменного сечения (y корня — 5,5Х6,5, на финише средней части консоли — 5,3X4). задняя кромки и Передняя соответственно 4,5X6 и 2,9X12 профилируются по контршаблону, изготовленному по теоретическому шаблону профиля нервюры крыла.

Нервюры толщиной 1,8 мм. Корневая нервюра усилена дюралюминиевой накладкой толщиной 0,3 мм, приклеенной эпоксидной смолой. Накладка снабжает прочность стыка и надежную посадку консолей на стыковочные штырьки. Корневая часть крыла оклеена бальзовым шпоном толщиной 1 мм. Стыковка «ушек»: передний лонжерон — дюралюминий 0,3 мм, задний и кромки — целлулоид 1 мм.

Вес каркаса крыла 38 г. Крыло обтянуто длинноволокнистой бумагой, два раза покрыто эмалитом и двумя слоями польского хемолака. Полный вес крыла — 52 г.

В корневых нервюрах крыла, в месте стыка, сделаны аыемки глубиной 5 мм под пилон.

Стыковка консолей крыла осуществляется посредством двух штырьков O 2 мм из пружинной проволоки ОВС. Их протяженность 80 и 130 мм. Гнезда под штырьки сделаны в самих лонжеронах, наряду с этим задний лонжерон в месте размещения штырька утолщен сосновой накладкой 12X3).

Рис.

2.

Пилон весом 6,5 г изготовлен из электрона. В отверстиях, просверленных в нем, укреплены на эпоксидной смоле стыковочные штырьки.

По окончании определения сборки центровки и окончательной модели ее пилон приклеивается к фюзеляжу эпоксидной смолой и крепится нитками.

Стабилизатор — наборный (вес —11 г).

Фюзеляж разъемный. Передняя часть — дюралюминий.

Трубка (Д-16-Т) с наружным O 26 мм и толщиной стены 0,3 мм. Протяженность трубки 535 мм, вес 38 г. Передний шпангоут из электрона. Неспециализированный вес передней части 43 г. Хвостовая часть фюзеляжа изготовлена из мягкого бальзового шпона (? = 0,13) толщиной — 1,2 мм.

Слои в и ем должны размешаться на протяжении его плоскости либо в крайнем случае под углом до 45°. Наряду с этим условии она по окончании вымачивания в тёплой воде легко без трещин формируется на конической оправке, изготовленной из жёсткой древесины (бука). Бес трубки 5—7 г. В корневую часть вклеивается бальзовый конический переходник длиной 110 мм.

Вес хвостовой части, оклеенной длинноволокнистой бумагой, вместе с вертикальным оперением — 23 г.

Разъем фюзеляжа резьбовой с накидной гайкой, изготовлен из электрона. Вес разъема 5,5 г. Неспециализированный вес фюзеляжа, включая пилон, 81 г.

Бобышки с ВФД и ВИД весят по 37 г.

В выступы втулки, расположенные под углом 90° (рис. 1а, подробность 15), ввернуты регулировочные винты М2 (подробность 10).

Изменение углов наклона бобышки выполняется следующим образом: вниз — оба винта ввинчиваются на однообразное расстояние, вправо — левый вывинчивается, а правый ввинчивается на столько же, вниз и вправо — левый вывинчивается.

Полностью надежное и мгновенное стопорение обеспечивается стопорным механизмом, подробность 9 которого в конце раскрутки резиномотора под действием пружины (См. рис. 1, дет.

14) перемещается вперед, и наряду с этим ее рычажок (см. рис. 1 А—А), появлявшись над стопорным пазом, утапливается в него. В конструкции бобышки ступица при стопорении не перемещается вперед на протяжении оси. Бобышка надежно фиксируется в фюзеляже винтом М2, завинчиваемым от руки поспе закрутки двигателя.

Заводка резиномотора — посредством особой гайки, шарнирно связанной с дрелью.

Рис. 3.

1 — втулка с резьбой, 2 — ролик для резиномотора, 3 — переходная втулка, 4 — накидная гайка, 5 — усиливающая обойма.

Лопасти винта изготовлены из бальзы (? = 0,14). Заделка попасти — из бамбука O 5 мм, врезанного в нее клином на длине 50 мм и вклеенного на эпоксидной смоле.

Лопасти обтянуты «модельсланом», кромки оклеены узкой ниткой. Громаднейшая ширина попасти 46 мм, вес 5 г. Диаметр ВФД — 555, ход 750. Диаметр ВИД (575:535).

Мотор: резина «пирелли», 24 нити 3X1; 450 ? 475 оборотов, время работы 41 — 43 сек. Модель догружена до 230 г.

Самолет кружится вправо как в моторном, так и в планирующем полете.

В атермических условиях модель летает около 3’30 при 85 процентов закрутки двигателя от максимальной.

На соревнованиях модель набирает очки в пределах от 1142 до 1132.

А.

ШАХАТ, кандидат в мастера спорта СССР, г. Саратов


САМОЛЕТЫ США СТАНУТ НЕВИДИМЫМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА


Похожие статьи, которые вам понравятся: