Удачливая «стрекоза»

31.03.2021 В мире моделей

Первый чемпионат СССР по летающим микромоделям. Состоялся он в первой половине 90-ых годов XX века в столичном Дворце спорта «Динамо» (зал III категории, высота до тридцати метров), но из-за отсутствия должной рекламы и соответствующей подготовительной работы со стороны организаторов остался практически не увиденным спортивной общественностью страны. Болельщиков собралось страно мало.

Тем более, в случае если учесть, что зрелищности, притягательности мероприятиям для того чтобы рода, как говорится, не занимать.
Впечатляюще, в особенности для зрителя-новичка, смотрелись сами запуски рукотворных «стрекоз» с золотистым отливом «перепонок» толщиною… Нет, не в микроны — ангстремы!

Не имело возможности никого покинуть равнодушными и поведение моделей в воздухе, обилие острых обстановок: от попадания в какой-нибудь невесть от чего появившийся внезапно нисходящий либо восходящий поток до столкновений, поломок, зависания на хитросплетениях ажурных ферм перекрытия зала. Разгорались страсти, росли состязательность, дух конкурентной борьбы между командами и среди участников.

А возрастные рамки у вступивших в борьбу за первенство соперников достаточно широки. От 13 мальчишеских лет (М.

Патин, ученик 8-го класса школы№ 73, г. Тула) до спортивной зрелости тех, кому уже за 50 (М. Згоржельский, 53 года, кандидат в мастера спорта СССР, г. Пермь).

Особенный накал чемпионату придало, очевидно, участие в нем признанных фаворитов прошлых лет — призеров соревнований на Кубок СССР по летающим микромоделям. Таких, как мастера спорта СССР В. Двинских, М. Ивлев, В. Мочулко, В. Савчук. Да и подготовка у подрастающей смены, чувствовалось, ветеранам под стать.

В самый раз, согласно точки зрения главного арбитра — судьи Всесоюзной категории Б. Рощина, — оспаривать всемирный рекорд (44 мин 43 с), установленный американцем Д. Ричмондом во второй половине 70-ых годов двадцатого века для комнат III категории. Тем более что практически две трети участников прибыли на чемпионат с наисовременнейшими моделями, имеющими винт с изменяемым в полете шагом (ВИШ) конструкции В. Комарова, разглядываемой патентоведами как вероятное изобретение.

Что ж, ожидания — ожиданиями, а вот результаты…

Из 6 полетов по сумме двух лучших (53’54) чемпионом страны стал москвич В. Комаров на модели с ВИШ собственной конструкции. Всего на полминуты поотстал от него мастер спорта СССР из Донецка В. Москалев. В итоге данный спортсмен смог занять только 2-е место.

На третьей ступени пьедестала почета был… Марк Патин, самый юный участник чемпионата. Его итог — 46’03. Приобретая медаль, бронзовый призер чемпионата во всеуслышание объявил, что эта приз, как и соответствующий ей почетный титул, по праву должны принадлежать наставнику и тренеру — кандидату в мастера спорта СССР М. Агееву.

Но все это уже вошло в историю.

А удачливая «стрекоза» чемпиона забрана как базисная отечественная модель для штурма мирового рекорда, что, думается, прейдет скоро. Каковы же ее характерные изюминки? В чем секрет «винта В. Комарова»?

— Отличие моей, прошедшей самые строгие опробования летающей микромодели от широкоизвестного варианта класса V1D, — признает чемпион страны мастер спорта СССР Владимир Комаров, — в целом последовательности узлов.

Забрать, скажем, крыло. Хорда, пожалуй, — мельчайшая из отечественных моделей — 195 мм, что разрешает в оптимальном режиме осуществлять планирование и набор высоты. детали и Основные узлы выполнены из бальзы, распил которой на заготовки требуемых типоразмеров сделан на ленточной пиле разработки и собственного изготовления. Кое-какие используют кроме этого готовый импортный материал.

К примеру, «Микро-икс ультра-си 4—41 /2 эль-би-би» (США). Требуемая плотность: 0,06—0,08 г/см3 — нервюры, 0,09—0,1 г/см3 — ступицы и лопасти винта, и кромки. Причем срез на нервюры толщиной 0,4 мм должен иметь чешуйчатый рисунок, при котором прочность материала, как продемонстрировала практика, большая.

Удачливая «стрекоза»
Рис.

1. Модель в сборе.

Рис. 2. Профили:
1 — центральная нервюра крыла, 2 — нервюра «ушка», 3 — центральная нервюра стабилизатора, 4 — концевая нервюра стабилизатора, 5 — стойка киля.

В отличие от многих спортсменов я предпочитаю резаные нервюры.

Тружусь, пользуясь целлулоидными поворотными шаблонами и самодельным остро заточенным ножом из стали Р18. Для кромок с покон веков использую бальзовую рейку 0,85Х1,05 мм. Законцовки — из предварительно размоченного в воде, изогнутого и высушенного на соответствующих оправках, изготовленных в соответствии с таблице, листового материала со срезаемым потом «на ус» 10-мм напуском.

Оправки, по моему убеждению, лучше сделать из 8-мм пенопласта: эргономичны, красивы, не разбухают от воды.

Фюзеляж с целью упрощения конструкции при одновременном обеспечении требуемой жесткости, удобства при транспортировке, сборке и хранении советую изготовлять из двух, телескопически входящих одна в другую на 10 мм частей. Первая (моторная) склеивается из предварительно размоченной листовой бальзы на железной трубке диаметром 6,4 и длиной 410 мм.

Вторая — на дюралевом конусе длиной 410 мм и диаметрами на финишах соответственно 2,3 и 6,0 мм.

Рис. 3. Фюзеляж:
1 — ось винта с крючком для навески резиномотора, 2 — П-образный кронштейн оси воздушного винта, 3 — торцевая заглушка (бальза), 4 — основание (бальза, клеить в пропиле торца фюзеляжной трубки), 5 — моторная часть (бальза, клеить в форме трубки), 6 — заднее основание для заделки крюка (бальза, клеить в пропиле фюзеляжной трубки), 7 — крюк.

Рис. 4. втулка и:
1 — Бобышка-подшипник поворота лопасти, 2 — втулка оси винта, 3 — ось винта с крючком навески резиномотора и загнутым, проходящим через ступицу винта финишем, 4 — ось лопасти, 5 — ступица (бальзовая трубка), 6 — торсион, 7 — поводок.

В разрезы на торцах моторной части фюзеляжа вклеиваются на эмалите (растворенном в ацетоне целлулоиде) трапецеидальные основания бобышек из 0,3-мм бальзы с укрепленными на них подробностями навески мотора, выполненными из листового дюралюминия.

V-образные стоечки на моторной части фюзеляжа я, как и другие моделисты, изготовляю кроме этого из бальзы. Но использую ее уже в виде прутков с соответствующими диаметрами: 0,9—1,2 мм — для узла, расположенного в центре, и 0,8—1,1 мм — для стоечек на финишах.

Расчалки предпочитаю из вольфрамовой проволоки диаметром 0,013 мм. Материал данный не смотря на то, что и уступает, скажем, нихрому по паре большей плотности, но меньше подвержен атмосферным действиям, что для летающих микромоделей и отечественных отечественных комнат с царящими в том месте сквозняками — фактор важный.

Фюзеляж (с трех сторон, как это продемонстрировано на рис.

1, вид А), киль, законцовки и другие несущие бальзовые элементы конструкции нуждаются, в соответствии с моим расчетам, в дополнительном усилении. оптимальнеетут, на мой взор, подходит бороволокно диаметром 0,09 мм, а в качестве универсального клея — опять-таки эмалит.

Сейчас о микропленке, изготовление которой многие спортсмены почему-то предпочитают хранить в секрете.

У меня же никаких «секретов» от собратьев по моделизму нет. В качестве исходного сырья использую состав: 97 процентов лака НЦ-551, 2 процентов клея «Суперцемент», 1 процентов эвкалиптового масла. Разведенная до требуемой плотности (дабы «текла» пленка), эта смесь выливается в импровизированную ванночку. К примеру, в сбитую из 40—50-мм древесной рейки раму размерами 400X1300 мм, на которую сверху уложена полиэтиленовая пленка и налита дистиллированная вода.

Убедился: лить исходное сырье на подготовленную так поверхность необходимо достаточно скоро, струйкой на протяжении оси симметрии рамы. Образующаяся тут же, практически на глазах, пленка бережно разравнивается, берется на рамку из алюминиевой мягкой 4-мм проволоки размерами 310X810 мм, закрученные финиши которой образуют крючокдля подвески, и высушивается в течение 1—2 недель в вертикальном положении.

Сборку модели осуществляю на стапелях, изготовленных из бальзовых брусочков сечением 15X8 мм в соответствии с оправками «ушек», каковые смогут устанавливаться под требуемым углом, стабилизатора, киля и с учетом характерных изюминок асимметричного моноплана, предназначенного для полетов по кругу в зале. На 1,5-мм стоечки с углублениями-направляющими укладываются нервюры. К ним на эмалите прикрепляются рейки, законцовки.

Несущие элементы модели я армирую, где необходимо, бороволокном. После этого легко смачиваю водой и накрываю микропленкой, бережно расправляя ее. Излишек пленки удаляю кисточкой, загружённой до этого в ацетон.

Что касается стоек крыла и козелка, выполненных из бальзы сечением 1,05X0,85 мм, расчалок и пр. подробностей, то их кроме этого устанавливаю в нужной последовательности на собственные места. При сборке модели использую с целью достижения требуемого натяжения полутораграммовые грузики, каковые по окончании подсыхания модели удаляю.

Последним в большинстве случаев устанавливают винт, а уже перед полетом — тарированную на динамометрическом стенде (1400—1500, время от времени и все 2000 оборотов) резину.

Я также придерживаюсь таковой практики. В модели советую применять резиновую петлю сечением 1,5X1,0 мм и длиной 440 мм, обработанную силиконовой смазкой либо касторовым маслом.

Винт — асимметричный, изготовлен в соответствии с шаблону на оправке, выполненной в соответствии с прекрасно зарекомендовавшим на практике соотношением

Т=(3,14*Д*х)/Н,

где: Т — ширина требуемого для оправки бруска, Д — диаметр винта (в этом случае 500 мм), х — высота бруска (к примеру, 65 мм), Н — ход винта (750 мм).

Усиливаемый на оправке спереди косячок с вырезами помогает для удобства работы с винтом. Выполнен из того же материала, что и оправка.

Рис.

5. Оправка для того чтобы:
1 — брусок-заготовка, 2 — контур лопасти (вычертить по приставленному к срезу шаблону), 3 — срезаемая часть бруска, 4 — косячок (крепить на торце бруска).

Координаты для того чтобы:
а — оправка «ушка» крыла, б — оправка стабилизатора, в — оправка киля (от линии, соединяющей финиши стойки).
В первых строчках приведены координатные размеры по горизонтальной оси оправок, во вторых — соответствующие координаты кривых.

нервюры лопасти и Контур винта — из бальзы плотностью 0,085 г/см3 и сечением 0,5X0,5 мм. Идущий по оси лопасти центральный силовой элемент изготавливается также из бальзы, но уже плотностью 0,1 г/см3. Имеет он (на рис. не продемонстрировано) форму конуса длиной 243 мм и диаметрами соответственно 0,5 и 1,8 мм.

Лопасти обтянуты микропленкой и крепятся к петлеобразным финишам осей эмалитом.

Конструкция механизма ВИШ — винта с изменяемым в полете шагом, на которую поступает на данный момент много запросов, — предельно несложна и вместе с тем достаточно действенна. С высокой надежностью она разрешает наилучшим образом реализовать силовые (энергетические) возможности резиномотора, продлевая время полета каждой микромодели в среднем на 20 процентов.

Втулки вращения лопастей, и самой оси винта вытачиваются из сплава Д16Т. Как, но, и поводок для поворота лопастей. Причем при обработке самого поводка последний рекомендую приклеить на особую оправку и только затем отторцевать его.

По окончании сборки модели, тщательной проверки всех конструкции и узлов в целом, убедившись в соблюдении угла установки крыла, смело возможно переходить к пробной закрутке резины (на 50 процентов от вышеуказанного максимума: 1400—1500 оборотов). Делать эту операцию направляться на особом устройстве для исключения каких бы то ни было поломок при вероятном обрыве резиномотора.

Следующий этап — установка закрученного резиномотора на модель.

Сделав его, отпускают винт. Медлено, без толчка позволяют взлететь модели в атмосферу.

Предстоящее, в большинстве случаев, обходится без треволнений и особых хлопот. Удостоверяются, что модель летит по кругу диаметром 8—10 м. Не зависает и не пикирует.

Значит, возможно смело приступать к запускам по полной программе.

Опыт говорит, что бережно и верно сделанная микромодель легко разрешает осуществлять полеты длительностью 30 мин и более. За ней, по признанию экспертов, — будущее.

Весовые характеристики, г:

крыло — 0,31

фюзеляж — 0,37

стабил. — 0,16

винт (ВИШ) — 0,22

взлетная масса модели — 1,14

В. КОМАРОВ, мастер спорта СССР, Н. КОЧЕТОВ, отечественный спец. корр.


Prime World ► Доктрина Doctrine 27.11.14 (2) \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самолет «ша» — новый вариант

    В течение нескольких лет всесторонней проверке подверг собственный семейство моделей саратовский конструктор Аркадий Шахат. Она подтвердила хорошие…

  • В воздухе — бойцовки

    Захватывающее зрелище — «воздушный бой». Исходя из этого неудивительно, что приходящие в кружки мальчишки желают строить как раз бойцовки, и как возможно…

  • Пилотаж над кордодромом

    Проектирование моделей, в большинстве случаев, постоянно происходит в пара этапов. Фактически нереально сделать приличную модель, единожды пройдя путь от…