Чак егер: первый сверхзвуковой человек

14.01.2010 Наука и жизнь

К тому времени Егер был отставным генералом ВВС Соеденненых Штатов и успел войти в историю не только благодаря собственному полету, но и книге Тома Вольфа. Книга была опубликована во второй половине 70-ых годов двадцатого века, именовалась «На верном пути» и говорила о пилотах первых самолетов серии «X» (см. материал в этом номере) и об космонавтах.

В статье приводилась схема экспериментального самолета с ракетным двигателем, на котором летал Егер. Самолет именовался X-1, и выстроила его компания Bell Aircraft. Егер именовал самолет «Пленительная Гленис», в честь жены.

В 1940-х ракетные двигатели рассматривались как новая разработка, которая имела возможность бы здорово улучшить характеристики самолетов. Опробования в аэродинамической трубе не могли дать всей нужной информацим. А вот умелый пилот имел возможность оценить управляемость, неприятности с винтомоторной группой и, само собой разумеется, действие сверхзвуковых скоростей на тело человека.

Пилоты, которым получалось приблизиться к Мах-1 (скорости звука), ощущали ожесточённые ударные волны, появлявшиеся у хвоста и носа самолета.Чак егер: первый сверхзвуковой человек Эти волны так скручивали воздушный аппарат и создавали так сильную вибрацию, что мешали перейти звуковой барьер. Пара человек погибли, в то время, когда их самолеты развалились в таких опытах.

И до тех пор пока никто не перешел звуковой барьер, не было ясности, что же будет с человеком и самолётом, летящими стремительнее звука.

Компания Bell Aircraft, трудившаяся на NACA (прообраз NASA), уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века начала изучения с целью создания сверхзвуковых самолетов. К 1947 году и инженеры Bell Aircraft, и Егер со своим вторым пилотом Бобом Гувером были уже готовы. Егер и Гувер, при помощи инженеров компании, изучили все особенности необыкновенного самолета. Отрепетировали аварийные процедуры, удостоверились в надежности высотные компенсирующие костюмы и прошли тест на выносливость.

Все это в наше время стандартная процедура при подготовке астронавтов, а тогда было в диковинку, и не всегда Егер с напарником были на высоте. Инженеры изучили все вопросы, связанные со стабильностью, воздушными потоками, горючим, запуском а также с краской, которой предстояло выдержать как жар и трение, так и минусовые температуры. Дабы сэкономить горючее, да и для увеличения безопасности, был выбран воздушный старт.

X-1 планировали подвесить к брюху специально для этого переделанного бомбардировщика B-29.

Егер совершил серию тренировочных полетов. Сперва это было планирование без включения двигателей. После этого — настоящие полеты.

Он все время приближался к заветной и загадочной точке Мах-1.

Стремительная пересадка из B-29 в X-1 нравилась Егеру меньше всего. Ему приходилось весьма скоро спускаться по убираемой лестнице и втискиваться в узкую кабину, практически как в аттракционе «Человек-змея». На высоте 7 км ему приходилось высвобождать правую руку и перераспределять собственный вес с лестницы на самолет.

«Сейчас, в то время, когда одна моя добрая половина была в B-29, а вторая в X-1, я больше всего опасался, что самолеты разъединятся», — писал Егер. В статье пилот обрисовал собственные ощущения перед взлетом в тот сутки, в то время, когда он победил звук: «В глубинах моего разума был ужас. Я знал о нем и осуществлял контроль его». В момент, в то время, когда из-за неожиданного крена X-1 отделился от корабля-матки, сердце пилота упало.

В тот сутки, 14 октября 1947 года, Егер держал под полным контролем и эмоции, и самолет. В то время, когда началась знакомая тряска, Егер все внимание приковал к махомет-ру, что колебался на величине 0,96 и нежданно прыгнул на 1,06 (1300 км/ч на высоте 13,1 км). Он сделал вывод, что это неточность, позванная ударными волнами. И внезапно все стихло. Не стало ни вибрации, ни ударных волн — ничего.

А на земле услышали первый неестественный «звуковой удари сделали вывод, что что-то пошло не так. Но в действительности все оказалось: Егер преодолел звуковой барьер. Подвиги отважного пилота не ограничились тем, что он стал первым, кто преодолел звуковой барьер.

Егер записался в ВВС практически сразу после школы, через пара месяцев по окончании того, как японцы разбомбили Перл Харбор. Удостоверение пилота он взял в марте 1943 года. В первой половине 40-ых годов XX века его сбили над Францией. Избежать плена ему помогли французские партизаны — «маки».

В итоге он возвратился в строй.

К концу войны за его плечами было 64 боевых вылета, он сбил 13 вражеских самолетов, причем пять из них — за один сутки. Его смелость, высокий профессионализм и целеустремлённость стали обстоятельством перехода Егера в летчики-испытатели. По окончании триумфального полета на X-1 он ставил и другие рекорды, выбирался из штопора при падении с высоты 15,5 км за 51 сек, руководил огромным числом различных подразделений ВВС, и тренировал пилотов и астронавтов бомбардировщиков.

Во Вьетнаме он совершил 127 боевых вылетов. А в 1975 году ушел в отставку. За годы работы Егер взял столько призов, что под их весом вряд ли взлетел бы маленький самолет. Он единственный из награжденных медалью «За отвагу» в мирное время.

Егер продолжал служить в качестве консультанта.

В последний раз Чак Егер пилотировал самолет во второй половине 90-ых годов двадцатого века, на пятидесятую годовщину собственного известного полета на X-1. Забавы для, спустя пяти десятилетий он опять преодолел звуковой барьер на истребителе F-15.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№9, июль 2003).

Случайные записи:

Первый сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144. Вся правда о нем


Похожие статьи, которые вам понравятся: