Душанбинские старты

27.07.2010 В мире моделей

С 1980 года «география» проведения чемпионатов СССР по ракетомодельному спорту оставалась неизменной — старты малых ракет проходили на двух «космодромах» («Топани» под Тбилиси и «Аранчи» под Ташкентом). Но для VIII чемпионата был выбран спортивный аэропорт «Фахрабад» Душанбинского АСК.
Возможно, эти соревнования войдут в летопись ракетного моделизма как этапные. Но не место их проведения тому обстоятельством.

Основное — в первый раз чемпионат СССР по ракетомодельному спорту проходил по новым правилам. Вместо пяти туров стало три, причем с повышением фиксируемого времени на одну 60 секунд в каждом. И еще, в программу, не считая классических четырех классов S3A, S6A, S4B, S7, были включены три новые: два высотных S1A и S5C и един (S8E) — радиоуправляемые ракетопланы.

Стартует модель радиоуправляемого ракетоплана класса S8E чемпиона страны В. Ковалева из команды РСФСР.

Обладатель золотой медали чемпионата СССР в классе моделей-копий S7 А. Бача (Латвийская ССР), перед стартом миниатюрного «Альянса-Т».

Чемпион СССР по моделям с парашютом В.Душанбинские старты Коробков — представитель РФ.

Мировой Чемпион в классе моделей-копий А. Корчагин из сборной Казахской ССР перед запуском собственной ракеты.

Уже воспламенен заряд двигателя: через мгновение копия ракеты «Метеор-2 к» уйдет в зачетный полет.

Ю. Батура (Минвуз СССР) стал чемпионом страны в классе моделей ракетопланов S4B.

К стартам ракетопланов подготавливаются спортсмены из Азербайджана.

Командное первенство оспаривали спортсмены 14 команд. Первыми в спор за медали вступили 60 участников с моделями ракетопланов класса S4B.

По окончании главных трех туров большой итог по 720 очков имели 10 «ракетчиков». Первый дополнительный тур (флай-оф) вывел из борьбы двоих. Второй флай-оф вся оставшаяся восьмерка спортсменов закончила с «максимумами» (480 с), третий уменьшил число претендентов на призовые места до шести.

А судьбу медалей решил четвертый, дополнительный тур. «Золото» — у Ю. Батуры (Минвуз), «серебро» у Ю. Гапона (УССР) и «латунь» у А. Коряпина (РСФСР).

Нужно отметить хороший средний технический уровень моделей ракетопланов. Практически все они оснащены приспособлениями для принудительной посадки, несложными и надежными в работе.

В данном классе новое требование спортивного кодекса таково: планирующая часть долга иметь массу не меньше 50 процентов стартовой массы данной модели. Сейчас возможно назвать два варианта ответа данной задачи: загрузка планера (до 15—20 г) и облегчение носителя. Главная несколько спортсменов (и фавориты а также), перейдя к новым требованиям от ветхих, в то время, когда масса планирующей части составляла 10—15 процентов от полной стартовой, избрала второй путь.

Но тут имеется собственные пределы — облегчать носитель до бесконечности запрещено.

Прогрессивным представляется и первый вариант, в то время, когда утяжеление планирующей части осуществляется размещением корпуса отработанного МРД на планере. Но пока с подобными моделями выступают немногие (В.

Шашлов, Ю. Фирсов).

В подавляющем большинстве представленные модели созданы по схеме «утка» и отличаются вариантами компоновки. Призеры в классе S4B Ю. Батура, Ю. Гапон и А. Коряпин кроме этого использовали модели названной схемы.

В классе моделей с лентой S6A три главных тура завершили без утрат только четыре спортсмена. И в первом же дополнительном определился чемпион. Им стал москвич С. Ильин.

НА втором и третьем местах — таджикские спортсмены А. Домлатжанов и В. Будников.

Как выяснилось, достижение больших результатов в этом классе дело отнюдь не легкое. Так как сейчас фиксируемое время по главным турам образовывает две, три и четыре 60 секунд. И еще большее значение получает верный выбор момента старта, умение разбираться в метеоусловиях. Модели, по-видимому, близки к совершенству.

Прекрасно доведена геометрия корпусов с зауженной хвостовой частью, отработана разработка их изготовления из стеклопластика. Протяженность ракет мало уменьшилась и образовывает 180—210 мм, масса корпусов без ленты и МРД — в пределах 2,5—3 г. Четко обозначилась тенденция усиления внимания к работам с тормозной лентой. На чемпионате представлено громадное разнообразие укладок: переменный ход «гармошки», сложный разносторонний, наклонный ход различной длины (от 5—7 мм до 30—35 мм).

Главный материал ленты — полиграфический лавсан толщиной 24 мкм; ее размер — от 100X1150 мм до 110X1250 мм.

Модель класса S6A С. Ильина (рис. 1) — классической, так называемой «столичной» школы. Корпус склеен из трех слоев стеклоткани толщиной 0,025 мм на оправке O 17,9 мм, хвостовая часть заужена до диаметра МРД.

На расстоянии 39 мм от нижнего среза корпуса вклеен бальзовый шпангоут для обеспечения осевого его крепления и фиксирования двигателя шпилькой из бамбука. Стабилизаторы (их четыре) — из бальзовой пластины толщиной 0,7 мм, с боков армированы стеклотканью. Головной обтекатель кроме этого, как и корпус, склеен из стеклоткани на эпоксидной смоле.

Тормозная лента выкроена из лавсановой пленки толщиной 24 мкм, ее размер 110X1150 мм. Укладка — сложная: снизу на 2/3 длины ход 35 мм, потом переменный ход от 8 до 10 мм. Масса модели 2 г. Время полета до момента раскрытия ленты 7,5 с.

1 — головной обтекатель, 2 — упорный шпангоут, 3 — тормозная лента, 4 — соединительная втулка, 5 — корпус, 6 — пыж, 7 — силовой шпангоут, 8 — стабилизатор.

По окончании трех главных туров в классе моделей с парашютом (S3A) большие результаты продемонстрировали 11 участников; победители определились во втором дополнительном (первый вывел из последовательностей претендентов на медали только двоих).

Победителем в классе S3A стал В. Коробков (пилот Магаданского управления МГА), третье и второе место — у А. Домлатжанова и В. Будникова.

Приходится признать, что модели ракет с парашютом не отличаются разнообразием конструкций. Протяженность корпуса 220—250 мм, материал — стеклопластик, различия только в форме оперения. Диаметр купола подавляющего большинства парашютов находится в пределах 560—590 мм.

Но все чаще видятся купола поднятого размера, какой, к примеру, показал в решающем туре победитель в этом классе В. Коробков. Преимущество парашюта O 1 м было явным, в особенности при отсутствии термических потоков в вечернее время. Но напомним, что громадный купол приходится выкраивать из склеенных полос пленки, а это пара снижает возможность надежного раскрытия по окончании долгого хранения в сложенном виде в модели.

Модель класса S3A чемпиона СССР С. Коробкова (Магадан) слабо отличается от известных ракет данной категории (рис. 3). Ее корпус выклеен на оправке O 18 мм из узкой стеклоткани. Нижняя (кормовая) часть на длине 40 мм сходит на конус до O 13,5 мм на срезе. Стеклопластиковый головной обтекатель соединяется с корпусом посредством втулки, в которую вклеен шпангоут для навески нити подвески парашюта.

Три стабилизатора — бальзовые, толщиной 0,8 мм, их боковые стороны усилены эпоксидной смолой. На корпусе фиксируются на клее ВК-9.

Парашюты в зависимости от условий соревнований используются с разными диаметрами куполов: от 600 до 1000 мм. Выкраиваются они из лавсановой пленки толщиной 3 мкм. Для защиты купола от спекания при срабатывании вышибного заряда МРД употребляется пластиковый пыж — цилиндр длиной 20 мм, с обеих сторон которого вклеены заглушки.

Масса модели без двигателя и парашюта — около 5 г.

Рис. 3. Модель класса S3A В. Коробкова:
1 — головной обтекатель, 2 — шпангоут, 3 — втулка, 4 — парашют, 5 — корпус, 6 — пыж, 7 — силовой шпангоут, 8 — стабилизатор.

Заметно прибавилось число ракет с фитильными устройствами принудительной посадки, громадную надежность показывают схемы с размещением фитиля в головном обтекателе (поджиг фитиля — перед пуском модели).

С особенным интересом ожидались старты моделей-копий на реализм полета (S7). Так как тут должен был выступать победитель завершившегося незадолго до мирового чемпионата 1987 года А. Корчагин (Казахская ССР).

По окончании стендовой оценки лучшая отметка в таблице (801 очко) была у его товарища по сборной СССР А. в первых рядах (Латвийская ССР). У Корчагина второй итог — 789 очков, третий у В. Шашлова (МАП) — 681 очко. Первые двое представили модели-копии ракеты-носителя космического корабля «Альянс-Т» в масштабе 1:52 в трехступенчатом варианте с разделением ступеней радиокомандами.

В. Шапшал выступал с копией ракеты «Метеор-2к», выполненной в масштабе 1:3 и летающей лишь на одной ступени без боковых ускорителей.

С учетом новых требований, в то время, когда полет оценивается в 250 очков (ранее большая оценка была 850), очень многое решало наличие трудящихся ступеней, многодвигательность и возможность демонстрации особых эффектов(сброс обтекателей, бустеров, отделение макетов спутников и т. д.), характерных прототипу.

Не смотря на то, что полеты и не поколебали позиций фаворитов А. Бачи и А. Корчагина — «запас» очков по окончании стенда был солидный — хорошего впечатления они не произвели ни на судей, ни на зрителей. У обеих копий не случилось зажигания третьих ступеней, и оценки за полеты составили 130 очков у А. Бачи и 105 очков у А. Корчагина.

Чемпионом стал А. Бача с результатом 931 очко (801+130), ка втором месте А. Корчагин (789+105=894 очка).

Лучшая оценка попета (175 очков) взята копией «Интеркосмоса», созданной О. Поважнюком (Москва) в двухступенчатом варианте с возможностью демонстрации четырех эффектов. Эта модель занимательна и тем, что на ней поджигание МРД второй ступени происходит при отделении первой за счет замыкания электроцепи контактной группой электромагнитного реле (питание от бортового аккумулятора).

Как уже говорилось, новыми классами чемпионата были S1A, S5C и S8E.

По ним разыгрывалось лишь личное первенство. Нужно подчернуть, что некий опыт создания таких моделей у советских спортсменов уже имеется: эти классы включаются в интернациональные соревнования, и члены сборной СССР выступают с данной техникой.

В классе высотных ракет S1A золотая медаль у А. Митюрева (Москва). Его одноступенчатая модель достигла 727 м. «Серебро» у В. Кочана (МГА) — 651 м, и «латунь» у О. Хороша (Государственный комитет по профтехобразованию) — 609 м.

Для детального обзора положения в классе S1A данных до тех пор пока мало. Но кое-какие выводы сделать возможно. Эталонной моделью на сегодня помогает чемпионская ракета А. Коряпина, победителя мирского первенства 1985 года (см. «М-К» № 8 за 1986 г.). Имеется кое-какие конструктивные трансформации под серийные МРД и маленькие отклонения по длине корпуса и в форме хвостового оперения. Все участники применяли стартовые устройства, исключающие необходимость в направляющих кольцах.

Время успехи моделями большой высоты около 10 с.

Модель класса S1A чемпиона СССР А. Митюрева (рис. 2) имеет корпус из двух слоев стеклоткани, выклеенный на оправке O 17,9 мм. Кормовая часть на длине 37 мм коническая, и на финише ее диаметр равен 13,3 мм — под плотную посадку юбки МРД.

Верхний финиш двигателя центрируется в корпусе шпангоутом из бальзы толщиной 5 мм.

Четыре стабилизатора вырезаны из бальзы толщиной 0,8 мм, усилены стеклотканью и эпоксидной смолой. Головной обтекатель отформован из стеклоткани. Тормозная лента для улучшения слежения за спуском модели имеет размер 30X3000 мм. Масса модели без ленты и МРД 2,1 г, время до раскрытия ленты 10 с.

Рис.

2. Модель класса S1A А. Митюрева:
1 — головной обтекатель, 2 — нить подвязки, 3 — тормозная лента, 4 — корпус, 5 — пыж, 6 — шпангоут, 7 — МРД, 8 — стабилизатор.

Модель класса S6A «медного» призера чемпионата В. Луничкина (Таджикистан).

Отличительная изюминка данной ракеты (рис. 4) — двойной корпус, складывающийся из силовой части и фальшкорпуса.

Силовой (либо двигательный) корпус отформован из трех слоев стеклоткани толщиной 0,025 мм на оправке O 9,8 мм. В нижней части посредством втулки закрепляется двигатель, по окончании чего он фиксируется шпилькой. Головной обтекатель вытачивается из бальзы. Фальшкорпус длиной 130 мм склеен из двух слоев стеклоткани на оправке O 18 мм, на длине 25 мм его верхняя часть коническая.

В нижней (донной) части вклеено кольцо из бальзы для центрирования МРД. Три стабилизатора вышкурены из бальзовой пластины, крепятся на фальшкорпусе.

Тормозная лента размером 100X1200 мм выкраивается из полиграфического лавсана толщиной 20 мкм. Масса модели без ленты и МРД от 2,3 до 2,4 г. Время до раскрытия ленты около 8 с.

Подготовка модели к запуску идет в таковой последовательности: МРД крепят в нижней части силового корпуса и фиксируют древесной шпилькой, после этого надевают фальшкорпус и укладывают тормозную ленту.

Рис. 4. Модель класса S6A В. Луничкина:

1 — головной обтекатель, 2 — нить крепления, 3 — тормозная лента, 4 — силовой корпус, 5 — фальшкорпус, 6 — пыж, 7 — втулка крепления МРД, 8 — МРД, 9 — стабилизатор, 10 — центрирующее кольцо.

Перед тем как разглядывать модели класса S5C, направляться отыскать в памяти технические требования, допускающие стартовую массу не более 120 г, суммарный импульс двигателей от 5,01 до 10,0 Н*с, причем минимальный диаметр корпуса 18 мм должен быть на длине не меньше 20 процентов длины всей модели.

Эти требования (особенно последний пункт) и диктуют выбор прототипа в зависимости от предполагаемого МРД. Так как его диаметр при импульсе 5 Н*с около 14 мм, а при импульсе 10 Н*с — около 19 мм. Получается, что меньший мидель возможно лишь у модели в двухступенчатом варианте с двигателями меньшего диаметра, другими словами МРД 5 Н*с.

Выигрышность аналогичного ответа подтвердили старты высотных копий.

По окончании стендовой оценки в классе высотных копий S5C лучшая сумма (569 очков) была у О. Поважнюка (Москва). Так судьи оценили двухступенчатую копию французской ракеты «Эридан».

Второй была признана модель-копия одноступенчатой метеорологической ракеты ММР-06, изготовленная Ю. Гапоном (УССР). Но обоим спортсменам не суждено было удержать лидирующих позиций. Золотую медаль чемпиона СССР принесла А. Мартину (Таджикская ССР) модель-копия советской метеорологической ракеты М-100Б, достигшая громаднейшей высоты — 604 м. В итоге у него 430 (стенд) + 604 = 1034 очка. Серебряная приз у Д. Понятова (Узбекская ССР), кроме этого выступавшего с копией М-100Б, — 470+556 = 1026 очков.

Медная медаль — у О. Поважнюка (569+446=1015 очков).

Все три призера представили модели в двухступенчатом варианте. У первых двух они мало отличались размерами.

А. Мартин выбрал масштаб копирования 1:13,8, А. Понятов — 1:13,5.

В классе радиоуправляемых ракетопланов S8E выступало всего 12 участников. Нужно признать, что он — самыйсложный и тяжёлый в ракетном моделизме. Само собой разумеется, отражается и отсутствие легкой и надежной бортовой рулевых (машинок и аппаратуры приёмника). Преимущество имели спортсмены, применяющие зарубежную технику.

Но справедливости для направляться подчернуть, что Центральный авиамодельный клуб понемногу решает эту проблему, по мере сил снабжая «ракетчиков» надежной зарубежной аппаратурой.

Особых неожиданностей на соревнованиях ракетопланов не случилось. Лидерство сходу захватил узнаваемый спортсмен, мировой чемпион 1987 года в классе S8E В. Ковалев (РСФСР). Он и стал победителем чемпионата, продемонстрировав итог 1051 очко.

На втором месте — А. Коряпин (РСФСР) — 1008 очков, на третьем — Б. Барыш (УССР) — 994 очка.

Модели большинства участников, среди них и призеров, были выполнены по схеме, созданной В. Ковалевым в первой половине 80-ых годов XX века. Его ракетоплан отличается от всех ранее известных (см. «М-К» № 3 и 10 за 1984 год и № 4 за 1985 год). Это — свободнонесущий моноплан со складывающимся на активном участке попета крылом.

Площадь крыла на взлете значительно уменьшается вдвое, поскольку обе его консоли, закрепленные на торсионе, складываются к фюзеляжу и ложатся на нижнюю плоскость центроплана. Профиль наряду с этим делается симметричным. В следствии существенно возрастает набираемая высота. По окончании работы МРД происходит освобождение фиксатора консолей и они возвращаются в положение планирующего полета.

Размах крыла модели 1070 мм, протяженность около 800, площадь несущих поверхностей 14,5 дм2, масса модели 280—285 г. Ракетоплан оборудован приемником с двумя рулевыми машинками на направления рулей и привод высоты.

Пара спортсменов (В. Корчагин, Е. Знаменский) выступали с аппаратами твёрдой схемы («ракетный самолет») без складывания крыльев, — наподобие тех, что были ранее размещены в «М-К».

Но полеты их далеки от совершенства, не всегда выдерживается требуемая траектория, в следствии чего полет не засчитывается.

Командную победу, как и прошлые три года, снова одержали спортсмены сборной РСФСР, второй стала сборная Москвы, третье место у хозяев чемпионата, команды Таджикистана.

Сейчас мы знакомим читателей с моделями чемпионов СССР 1987 года.

В.

РОЖКОВ, судья всесоюзной категории, отечественный спец. корр.


Случайные записи:

Фильм -5 ый.Голубеводы г.Душанбе.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Старт в «малый» космос

    Строим модели ракет. Первый полёт человека в космос отечественного соотечественника Юрия Гагарина в первой половине 60-ых годов XX века стал началом…

  • На старте — модели-копии

    Частенько школьники, заметив по телевизору либо в издании старт космического корабля, проявляют живой интерес к тому, как это происходит. Вот бы…

  • На старте — одноступенчатые

    Космос кличет мальчишек. Сейчас чуть не каждый школьник грезит стать астронавтом так же, как в далекие 30-е годы их сверстники мечтали авиацией. И как…

  • Победные старты

    Советские ракетошоделисты удачно выступили на VI чемпионате мира в болгарском городе Ямболе. Его победителями стали два спортсмена из сборной СССР — А….