Победные старты

27.03.2015 В мире моделей

Советские ракетошоделисты удачно выступили на VI чемпионате мира в болгарском городе Ямболе. Его победителями стали два спортсмена из сборной СССР — А. Корякин в классе S1A и В. Кузьмин в классе S4B. Три медали у С. Ильина, занявшего призовые места в соревнованиях в классах S1A, S5C и S4B (второе, третье и второе места соответственно).

В классе S6A «латунь» завоевал коммунистический моделист Ю. Фирсов.Нужно подчернуть, что модель А. Корякина, достигшая высоты 778 м на стартах класса S1A, разрешила ему стать не только чемпионом, но и рекордсменом мира.
Модель ракетоплана класса S4В В. Кузьмина

С моделями ракетопланов аналогичной схемы спортсмен выступает около пяти лет.

И все это время Кузьмин показывал хорошие результаты на всесоюзных и интернациональных стартах.

Ракетный планер выполнен по схеме дельта-крыла (крыло «рогалло») с предкрылком и напоминает модель известного столичного спортсмена Е. Чистова. Отличается от нее тем, что предкрылок крепится лишь в одной точке — на центральной балке.

У ракетоплана же Чистова эта подробность навешивается на боковых балках.

1 — рейка-фюзеляж (сосна), 2 — боковая балка (сосна), 3 — центральная балка предкрылка (сосна), 4 — боковая балка предкрылка
(сосна), 5 — тяга отклонения балансира для перевода модели в пикирование (резиновая и простая нити), 6 — нить-ограничитель, 7 — ограничитель угла установки предкрылка, идет через подробности 1, 15 к подробности 16 (нить), 8 — хвостовой пыж (бальза),9 — тяга-ограничитель установки балансира (резиновая и простая нити),10 — рейка-балансир (сосна), 11 — подвижный крючок (ОВС d 0,5 мм), 12 — фитиль, 13 — головной обтекатель (бальза), 14 — фиксатор створки парашютного отсека (ОВС d 0,8 мм), 15 — пружинный шарнир крыла (ОВС d 0,6 мм), 16 — пружинный шарнир предкрылка (ОВС d 0,6 мм), 17 — створка парашютного отстека, 18 — переходник (бальза), 19, 20 — подробности носителя ракетоплана (стеклопластик), 21 — стабилизатор (бальза).Победные старты

Центральная балка крыла длиной 495 мм — сосновая рейка сечением 4X4 мм. В ее передней части посредством ниток и клея закреплен пружинный шарнир, согнутый из металлической проволоки d 0,6 мм. К свободным финишам шарнира привязаны боковые балки длиной по 480 мм переменного сечения (громаднейшее — 4X3,5 мм).

В центральной балке крыла на расстоянии 250 мм от ее носовой части сверху и снизу смонтированы еще два шарнира, из которых верхний — пружинный. К нему крепится центральная балка предкрылка (сосновая рейка сечением 3X3 мм). Ее вольный финиш несет пружинный шарнир навески боковых балок предкрылка переменного сечения.

Нижний шарнир центральной балки крыла — петельный.

С его помощью устанавливают рейку-балансир, несущую головной обтекатель с фитильным устройством и фиксатор створки парашютного отсека.

Конкретно крыло и предкрылок — это лавсановая пленка толщиной 20 мкм. Регулировка планирующего полета осуществляется трансформацией угла установки предкрылка довольно крыла (при удлинении либо укорочении нитяного ограничителя) либо за счет трансформации угла установки рейки-балансира (подбор длины ограничителя 6).

Переход на режим принудительной посадки происходит так: по окончании срабатывания фитильного устройства освобождается тяга-ограничитель рейки-балансира, последняя отклоняется вперед, переводя модель в пикирование. Масса ракетоплана 13 г.

Носитель (контейнер), в который укладывается «планер» для старта, воображает собою трубку из стеклопластика d 14,3 мм и длиной 690 мм.

В ее верхней части (только для приведения модели в соответствие с требованиями правил соревнований) наклеена вторая трубка d 18,3 мм длиной 410 мм. В местах соединения трубок установлены бальзовые переходники. В головной части контейнера за створкой находится парашютный отсек, в полости которого размещается тормозная лента.

Когда по окончании комплекта высоты ракетоплан будет отстрелен, фиксатор на голозном обтекателе отпускает створку отсека, освобождая так тормозную ленту для надёжного спуска носителя.

1— головной обтекатель, 2 — корпус, 3 — тормозная лента, 4 — пыж, 5 — шпангоут, 6 — стабилизатор.

Стабилизаторы контейнера — профилированные, вырезаны из бальзовой заготовки толщиной 2,5 мм, боковые поверхности усилены узкой стеклотканью.

Масса носителя 15 г.

Корпус с зауженной кормовой частью отформован и стеклопластика на оправке d 17,6 мм. В корпуса на расстоянии 63 мм от нижнего среза вклеен бальзовый шпангоут толщиной 5 мм, в котором просверлено отверстив d 1,8 мм под шпильку фиксации двигателя.

Стабилизаторы модели вырезаны из бальзовой пластины толщиной 0,7 мм. Их боковые стороны усилены узкой стеклотканью.

Головной обтекатель, как и корпус, отформован из стеклопластика.

Масса модели без МРД и тормозной ленты — 3,5 г.

Направляющих колец модель не имеет и стартует со особой пусковой установки. Тормозная лента громадной длины — 3500 мм — снабжает хорошее наблюдение за спуском.

Материал ленты — лавсановая пленка толщиной 0,012 мм.

В. ОЛЬГИН


Случайные записи:

Спортивный фестиваль \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Душанбинские старты

    С 1980 года «география» проведения чемпионатов СССР по ракетомодельному спорту оставалась неизменной — старты малых ракет проходили на двух «космодромах»…

  • На старте — р-12

    На проходившем в 2013 году в подмосковном городе Жуковский Интернациональном космическом салоне (МАКС-2013) с успехом демонстрировали свои работы юные…

  • На старте — р-14

    Ракета 8К65 — одноступенчатая, с жидкостным ракетным двигателем и с несущими топливными баками. В качестве компонентов горючего были в первый раз…

  • Победная «высотка»

    Воображаемая вниманию читателей модель ракеты класса S1B (высота полета) с суммарным импульсом двигателей до 5 Н·с разрешила А. Митюреву в течение многих…