Главные археологические открытия 2014 года

01.03.2012 Наука и жизнь

Американский издание Archaeology опубликовал перечень основных находок уходящего года. «жизнь и Наука» дополняет его открытиями русских археологов.

Издание Archaeology, что выпускается Археологическим университетом Америки (США), опубликовал перечень основных находок 2014 года. Выбор был сделан редакцией издания.

1. «ровесники» и «Соседи» Стонхенджа.

На первое место издание помещает результаты масштабного проекта «Скрытые ландшафты Стонхенджа». C помощью дистанционного зондирования и передовых геофизических способов археологи обследовали территорию около двенадцати квадратных километров в окрестностях Стонхенджа. Они нанесли на цифровую карту все археологические монументы, расположенные в данной местности, а также семнадцать ранее малоизвестных ритуальных комплексов, каковые существовали одновременно с этим, что и Стонхендж.

Магнитометр в окрестностях Стонхенджа. Фото: University of Birmingham / www.birmingham.ac.uk.

2. Клад из двадцати  тысяч римских монет.Главные археологические открытия 2014 года

На втором месте – один из наибольших кладов в истории Англии. Его отыскал «любитель металлодетекторного поиска» в графстве Девон. Монеты датируются от финиша 60-х годов III в. н.э. до середины IV в. н.э. Сейчас галерея и Королевский музей Альберта (Эксетер) ищет средства для выкупа клада.

Клад пока не взял денежной оценки, но, согласно точки зрения одного из специалистов, будет стоить не меньше 100 тысяч фунтов.

Клад из графства Девон. Фото: The Trustees of the British Museum / www.rammuseum.org.uk.

3. Наибольшая гробница в Греции.

Гробница в Амфиполисе стала одним из основных археологических ньюсмейкеров лета и осени. В сооружении видят руку Дейнократа, главного архитектора Александра Македонского. Предполагают, что в ней похоронили кого-то из приближённых к царю: полководца либо родственника.

Она складывается из трёх камер, украшена мозаиками, скульптурами и росписями.

Скульптура льва, когда-то находившаяся на вершине бугра Каста (в этом бугре находится гробница времён Александра Македонского). Фото: http://makedonia-alexandros.blogspot.gr

4. Ветшайший буддистский храм.

При раскопках в Ламбини (Lumbini, Непал), которое считается местом рождения Будды, открыты остатки древесного сооружения. Как полагают авторы раскопок, сооружение датируется приблизительно VI веком до н.э. и есть ветшайшим в мире буддийским храмом. Древесные конструкции перекрыты более поздними постройками.

Раскопки проводились в действующем храме, археологи трудились в окружении паломников и монахов, каковые временами молились и пели.

Раскопки в Ламбини. Фото: Durham University / https://www.dur.ac.uk/

5. сапиенсы и Неандертальцы: отыщите десять отличий.

ДНК людей и неандертальцев современного вида аналогичны на 99,7 процентов, но отличаются они друг от друга не только на 0,3 процентов. Многие различия проистекают из того, как и в то время, когда гены «включаются» и «отключаются». Похожие а также аналогичные участки ДНК смогут стать обстоятельством совсем различных линия, в зависимости от того, как и в то время, когда гены деятельно создают белок.

Изучением этих процессов занимаются те области молекулярной биологии, каковые имеют дело с разными механизмами регуляции генетической активности, среди них и с эпигенетикой.

В 2014 году исследователи из Иудейского университета в Иерусалиме и Университета Макса Планка отчитались о первых итогах эпигенетических изучений останков неандертальцев. Первые результаты говорят о том, что активностью генов разъясняются более руки сапиенсов и длинные ноги, предрасположенность и разное развитие мозга к определённым болезням. Учёные говорят, что не так долго осталось ждать эпигенетика сможет подробнее поведать, из-за чего мы – сапиенсы, а не неандертальцы.

6. Корабль погибшей во льдах экспедиции.

Канадские археологи нашли затонувший в Арктике корабль «Эребус». Он был одним из двух судов, отправившихся из Англии на поиски Северо-Западного прохода в середине XIX века. В экспедиции под управлением сэра Джон Франклина, офицера Королевского ВМФ, приняло участие 129 человек, но все они погибли.

Считают, что на «Эребусе» начальник и погиб экспедиции.

«Эребус». Изображение, полученное посредством сонара. Фото: Parks Canada / www.pc.gc.ca.

7. Затопленный византийский храм.

В 100 милях от Стамбула, на дне озера Изник нашли ранее малоизвестную византийскую базилику. Она датируется V веком н.э. и пребывала вблизи Никеи – большого христианского центра и древнего города. Храм был на глубине около двух метров, на расстоянии около двадцати пяти метров от берега, но был обнаружен лишь в 2014 году, посредством аэрофотосъёмки.

Затопленная византийская базилика. Фото: Mustafa Sahin / Uludag University.

8. Мумификация до фараонов.

Египетский обряд мумификации был на полторы тысячи лет древнее, чем считалось ранее. Об этом свидетельствует анализ тканей, которыми оборачивали мумий, из музея Болтон (Англия). Ткани происходят из некрополей в регионе Бадари (Верхний Египет) и сохраняются в музее с 30-ых годов XX века. Анализ продемонстрировал, что они датируются около 4300 г. до н.э. Уже сейчас ткани пропитывали теми же смесями, что и на протяжении расцвета мастерства мумификации, три тысячи лет спустя.

Так, «хорошие рецепты» мумификации, как и сам обряд, существовали задолго до первых фараонов.

Ткань, которой обернули мумию более 6 тысяч лет назад. Фото: Ron Oldfield and Jana Jones / Archaeology.org.

9. Круговая крепость викингов

В Дании нашли круговую крепость Боргринг. Это первое подобное сооружение, найденное в стране за последние шестьдесят лет. Датируют крепость X – началом XI века.

Её имел возможность выстроить король Харальд I Синезубый либо его сын – Свен I Вилобородый.

10. ДНК Найи – «первой американки»

Скелет девушки 15–16 лет, взявшей имя Найя, нашли в 2007 году в затопленной пещере Ойо Негро (северо-восток Юкатана, Мексика). Кости Найи – одни из старейших, отысканных в Америке, они датируются временем от двенадцати до тринадцати тысяч лет.

В 2014 году были опубликованы результаты изучения митохондриальной ДНК данной «американки». Найя была носителем галогруппы D1, которая происходит от гаплогруппы D4, обширно распространённой в восточной части Евразии. D1 роднит Найю с современными южноамериканскими индейцами (эта галогруппа видится у 10,5 процентов из них) и особенно – с коренным населением Чили и Аргентины (частота – 29 процентов).

Так, женщина из Ойо Негро – потомок берингийцев, пришедших из Евразии, и в какой-то мере – предок современных индейцев.

Череп Найи, «первой американки». Фото: www.hoyonegro.org.

Само собой разумеется, в перечне издания Archaeology недостаёт находок русских археологов. Обстоятельство понятна – языковой барьер. Но нам имеется, чем восполнить данный пробел. Среди самых занимательных российских археологических находок года отметим:

1. Таран корабля Митридата VI Евпатора

Находка была сделана в порту боспорского города Фанагория (Краснодарский край, посёлок Сенной). Археологи предполагают, что судно погибло в огне, на протяжении штурма Фанагории, в 63 году до н.э. Незадолго до смерти Митридата обитатели города подняли восстание против царя. Фанагорийцы осадили акрополь, где пребывали дети Митридата.

Его войска, прибывшие из Пантикапея (столица Боспорского царства, современная Керчь), подавили восстание.

2. Домонгольские фрески из Новгорода

Фрагменты фресок нашли в алтарной и подкупольной части Георгиевского собора – одного из старейших соборов Руси, строительство которого было начато в 1119 году. Неспециализированное число отысканных фрагментов образовывает, по словам археологов, «много тысяч». На них сохранились лики, и много изображений рук, ног, ушей, бород, усов и без того потом. Не считая фрагментов фресок, археологи нашли и пара полезных граффити (процарапанные надписи).

Самый весьма интересно многострочное граффито 1198 года, в котором говорится о смерти и похоронах Ростислава и Изяслава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича.

Фрагмент фрески из Новгорода. Фото: Университет археологии РАН.

3. Печать константинопольского патриарха из Переяславля-Залесского

Свинцовую печать нашли в одном из старейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси – в Спасо-Преображенском соборе. Археологи считают, что печать принадлежала патриарху Афанасию I, что занимал престол в конце XIII и в начале XIV века. Быть может, печать скрепляла послание патриарха, которое он направил в защиту митрополита Петра. Представитель Афанасия I представил послание на церковном соборе в Переяславле-Залесском.

Собор разглядывал обвинения в купле-продаже церковных должностей, выдвинутое против Петра. Если бы не помощь патриарха, очень многое в русской истории имело возможность бы пойти в противном случае: как раз с Петром был связан перенос митрополичьей кафедры в Москву.

Печать патриарха Афанасия. Фото: Университет археологии РАН.

4. Древесные конструкции в Акре

«Клеть» из продольных и поперечных дубовых брёвен была открыта в основании башни Акры, затопленного боспорского города. Башня датируется второй половиной IV века до н.э. По словам археологов, подобные древесные конструкции этого времени ни в Крыму, ни в Северном Причерноморье малоизвестны.

Работы в Акре. Фото: В.В. Вахонеев.

5. ДНК трипольцев

Генетические изучения продемонстрировали, что носители трипольской археологической культуры – потомки людей и местного населения, пришедших с Балкан. У трипольцев были распознаны такие же материнские генетические линии, как и у их балканских предков. Корни этих линий лежат в Малой Азии, откуда в Европу пришло первое земледельческое население.

Наряду с этим «местная» (автохтонная) линия в остатках трипольцев была преобладающей. Базу для трипольской культуры составили те люди, каковые жили в районе от Карпатских гор до Северного Причерноморья до прихода в том направлении земледельцев.

6. Печать посадника-реформатора из Новгорода

Печать посадника Онцифора Лукинича нашли в южной части Плотницкого финиша. Онцифор руководил войском новгородцев, разбивших шведов в 1347–1348 годах, и совершил реформу национальной организации. Ранее в Неревском финише была изучена усадьба Онцифора и его потомков.

Печать новгородского посадника Онцифора Лукинича. Фото: Университет археологии РАН.

7. Коллективное захоронение XVIII века в Санкт-Петербурге

Захоронения людей без саванов и гробов открыли на Петроградской стороне. Археологи высказали предположение, что погребённые могли быть военнопленными шведами либо строителями.

Создатель: Егор Антонов

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

Сенсационные археологические раскопки. Удивительные находки возрастом 5,5 тыс.

Похожие статьи, которые вам понравятся: