Гоночное «крыло»

26.05.2015 В мире моделей

Просматривая модельные издания за последние несколько лет, вы точно обратили внимание на резкое трансформацию вида кордовых гоночных авиамоделей. У них провалился сквозь землю, казалось бы, совсем нужный стабилизатор. И это не просто дань очередной спортивной моде.

Посмотрите, какие конкретно схемы имеют модели призеров соревнований различнейших рангов, — все чаще это летающие крылья. Некоторым внешний вид таких аппаратов, напоминающих необычный блин, не нравится, другие, напротив, говорят о более современном и стремительном виде модели. Но форма формой, а гоночный микросамолет в первую очередь спортивный боеприпас. И с данной точки зрения летающее крыло имеет неоспоримые преимущества перед аппаратом простой схемы.

Какие конкретно? Во-первых, «бесхвостка» существенно легче. Обычный «представитель» новой школы весит всего 150 г, тогда как ветхие более чем 220 г (без двигателя). Значит, значительно сокращается время, за которое модель разгоняется до большой скорости. Да и по окончании остановки мотора она тормозится стремительнее.

А это выигрыш драгоценных долей секунд! Меньшая масса обусловливает и меньшее натяжение корд управления. Пилоту делается легче: кроме того на высоких скоростях центробежная сила уже не так очень сильно нагружает руку.

Во-вторых, компактная (это вы оцените и при транспортировке) модель меньше подвержена поломкам, надежнее в эксплуатации, имеет повышенные прочность и жёсткость.

Применять бесхвостку советские спортсмены стремились в далеком прошлом. Еще в первой половине 70-ых годов XX века «М-К» познакомил читателей с аналогичной моделью.

Но тогда она не получила популярности — стращала кажущаяся неустойчивость как в полете, так и при перемещении по кордодрому. Иное дело сейчас. Вот из-за чего мы отводим эти страницы рассказу о гоночной схеме «летающее крыло» самая современной конструкции.

Главным материалом для ее постройки послужила бальза. К сожалению, пока не отыскан заменитель, талантливый всецело удовлетворить моделиста-гонщика.

Аппарат, сделанный без применения данной необычной древесины, или получается через чур тяжелым, или не выдерживает больших перегрузок на протяжении обгонов, посадок, а тем более встреч с рукой механика, ловящего модель.

Громадные перегрузки предопределяют и особенную конструкцию крыла — переклей из отдельных пластин с разной ориентировкой годичных колец (не путайте их с волокнами — последние лишь на протяжении размаха).

Горизонтальное размещение колец на торце заготовки придаст прочность передней части, вертикальное окажет помощь крылу стать тверже при изгибе.

Выпилив все заготовки-пластины толщиной 7 мм, во второй от носа вырежьте и просмолите пазы для корд. На оправке склейте бальзовые рейки, составляющие комплект внешних частей задней кромки.

На ровной доске-стапеле посредством смолы К-153 (на ней планирует вся модель) состыкуйте все заготовки, не считая задней пластины, в одно целое. По окончании отверждения смолы подгоните и вклейте эту часть крыла, после этого окантуйте его липой. Задняя окантовка чтобы не было искривлений собрана из направляться пластин, передняя расширяется к внешней законцовке и несет грабовое (1,5 мм) усиление кромки.

Законцовки вырезаны из липы, так же как и ромбовидный врез толщиной 7 мм под ось качалки.

Гоночное «крыло»

Кордовая гоночная модель самолета:

1 — законцовка (липа), 2 — передняя кромка (липа), 3 — передняя пластина (бальза ? = 0,11 г/см3), 4 — первая средняя пластина (бальза ?=0,11 г/см3), 5 — вторая средняя пластина (бальза 5=0,09 г/см3), 6 — кок (воздушный винт условно не продемонстрирован), 7 — крышка мотоотсека (бальза), 8 — фонарь (оргстекло S 0,8 мм), 9 — усиление передней кромки (граб), 10 — окантовка задней кромки (липа, три пластинки S 1 мм), 11 — задняя кромка (бальза, семь пластинок S 3 мм), 12 — петли навески руля высоты, 13 — руль высоты, 14 — задняя пластина крыла (бальза ?=0,11 г/см8), 15 — колесо, 16 — винт колеса (30 ХГСА), 17 — моторама (магниевый сплав МА-8), 18 — накладки (граб S 4 мм), 19 — подмоторная часть (липа S 12 мм), 20, 23 — пластина фюзеляжа (бальза S 20 мм), 21 — киль (бальза), 22 — костыль (ОВС O 1 мм), 24 — прокладка (фанера S 1 мм), 25 — низок фюзеляжа (бальза S 14 мм), 26 — стойка шасси (Д16Т), 27 — стена (бальза), 28 — трос автомата остановки O 0,6 мм, 29 — кабанчик, 30 — тяга руля высоты (плотная бальза), 31 — ось качалки (30 ХГСА), 32 — качалка (Д16Т), 33 — стаканчик (Д16Т), 34 — винт М2 крепления крышки мотоотсека, 35 — бачок, 36 — крышка качалки (бальза), 37 — гаргрот (бальза), 38 — врез (липа), 39 — втулка, фиксирующая качалку на оси (30 ХГСА), 40 — гайка оси качалки (30 ХГСА), 41 — втулка-подшипник колеса (30 ХГСА).

Сейчас займитесь обработкой оказавшейся заготовки крыла.

В центре оно должно иметь толщину 6 мм, причем данный размер удален на 83 мм от передней кромки. На финишах толщина крыла равна 4 мм, профиль симметричный по всему размаху. Завершив эту работу, вырежьте руль высоты, окантуйте его и вырез узкими липовыми рейками.

Сделав кабанчик управления, вклейте его на место, установите во внутренней законцовке отрезки легко сплющенных металлических трубок для прохода корд. Остается прорезать круглые окна для подхода к замкам тяг управления, усилить их контур липовыми пластинками и сделать вырезы под плечи качалки.

Модель прекрасно летает и без груза, расположенного на внешнем финише крыла, но если вы решите, что без него запрещено, вклейте около законцовки металлическую либо латунную пластинку весом 5 г. Внешняя отделка содержится в оклейке всей поверхности стеклотканью толщиной 0,02 мм на паркетном лаке. По окончании обтяжки установите на обоих финишах крыла бамбуковые каплевидные «лыжи» высотой около 5 мм и смонтируйте все элементы управления.

Фюзеляж собирается на готовом крыле.

Подмоторная часть выпилена из липовой пластины и усилена грабовыми накладками. При ее вклейке пристально проконтролируйте параллельность центральной хорды и осей двигателя крыла. От этого зависит устойчивость полета — в случае если выдержано условие параллельности, модель не будет «плавать» по высоте. Сейчас установите верхний гаргрот, выдолбленный мз бруска бальзы, и легкий шпангоут-стенку.

Перед приклейкой гаргрота внутреннюю его полость в обязательном порядке промажьте паркетным лаком. Все торцы стыков с крышкой и моторамой оклеиваются липовым шпоном.

Нижняя часть фюзеляжа планирует из трех пластин бальзы: две толщиной по 20 мм и одна — 14 мм.

К моменту сборки данной части необходимо иметь готовую стойку шасси. Дело в том, что она заклеивается в фюзеляже «намертво». Между пластинами бальзы врезаны два прямоугольника из фанеры толщиной 1 мм, на каковые Ложатся горизонтальные участки кронштейна стойки.

оптимальнеепредварительно склеить ногу шасси с центральной пластиной нижней части фюзеляжа и фанерными усилениями, после этого подогнать и установить остальные две. Следующая операция — обработка внешнего и внутреннего контуров собранного кубика-заготовки. Прорезая каналы выхода и воздухозаборника охлаждающего воздуха, учтите, что сечения их даны для двигателя, имеющего «цветную» несколько поршень — цилиндр.

При применения «тёмных» пар площадь каналов нужно расширить на 20—25 процентов за счет их ширины. Шахта под сребренную рубаху двигателя должна иметь диаметр, на 3—4 мм больший, чем сама рубаха. При облегчении данной части фюзеляжа не «переусердствуйте» в месте установки стойки шасси — через оставшуюся древесину нагрузка от твёрдой посадки, распределенная по громадной площади через фанерные прямоугольники, обязана передаваться на всю конструкцию.

Завершив обработку, подгоните низок к крылу и подмоторной части, промажьте его изнутри смолой либо паркетным лаком и вклейте на место, предварительно установив металлические грибки для винтов крепления моторамы. Киль окантуйте липой, причем задняя рейка обязана пройти и по кромке фюзеляжа, подкрепляя вертикальное оперение. Указанная высота киля снабжает оптимальный стояночный угол.

киль и Фюзеляж оклеиваются стеклотканью по окончании совместной подгонки моторамы и фюзеляжа. После этого смонтируйте тонкостенный стакан, обрамляющий отверстие доступа к винту контр-поршня, и изготовьте из бальзы крышку с остеклением (оргстекло толщиной 0,8 мм).

Наконец вырежьте муляж головки летчика (ее минимальные размеры, оговоренные правилами, равны 20X14X14 мм)- Крышка легкосьемная, ее носок привертывается к мотораме одним винтом, а задняя часть двумя шипами входит в соответствующие отверстия гаргрота. Боковое эллиптическое окно в крышке предназначено для наддува полости фюзеляжа, в которую выходит футорка карбюратора, и для охлаждения топливного бачка.

Завершив внешнюю отделку, займитесь доводкой элементов модели.

Изготовив из проволоки и тонкой жести ОВС две петли, навесьте руль высоты. Большие углы его отклонения должны составлять ±20°, движение — легкий, без заеданий и люфтов. Закрепите автомат и двигатель остановки и добейтесь, дабы последний срабатывал при опускании кромки руля высоты на 2— 2,5 мм ниже кромки крыла.

Удостоверьтесь в надежности положение центра тяжести всецело укомплектованной модели: оптимальное — 8 мм от передней кромки крыла; допускается смещение ± 2 мм. Колесо простого типа, при установке замерьте, его выкос, предотвращающий заезд аппарата в круг. Удовлетворительные результаты снабжает отличие между передней и задней точками колеса, равная 1 мм.

Не забудьте и о хвостовом костыле. Согнув его из проволоки ОВС O 1 мм, вклейте подробность в законцовку киля.

Не смотря на то, что любая часть, любой узел гоночной модели требуют особенного внимания, непременно, мотоустановка — наиболее значимый элемент.

Ни в одном из вторых классов нет таких противоречивых любований, предъявляемых условиями соревнований к двигательной совокупности. Как раз исходя из этого на модели установлен самодельный мотор, что при личном изготовлении, применении современных технологий и материалов разрешает модели стать стремительнее и динамичнее.

Но хороших результатов возможно добиться и с серийным двигателем КМД-2,5. Действительно, его нужно будет доработать.

Цель — уменьшение габаритной длины мотора и улучшение условий входа свежей смеси в количество картера. Эти задачи решаются установкой новой золотниковой стены, подобной аналогичной подробности в микродвигателе «Ритм». Отличие только в обработке и используемых материалах.

Футорку и жиклер возможно забрать от КМД-2,5. При фрезеровании стены учтите, что карбюратор должен быть расположен выше оси (приблизительно так, как если бы мы развернули стенку от «Ритма» на 180°). Это обеспечит качественный впуск смеси и предоставит шанс комфортно разместить топливный бачок не модели.

Конкретных рекомендаций по автомату заправки и остановки двигателя горючим мы не даем: создано множество конструкций этих устройств, спортсмены делают их, сообразуясь со опытом и своими возможностями.

Простой же бачок согнут из узкой луженой жести. Нестандартно решена лишь задача отбора горючего для полной его выработки.

Выточив латунную питающую трубку-заборник, подпилите ее, как продемонстрировано на рисунке, и припаяйте к внешнему нижнему углу бачка, где заблаговременно проделано соответствующее отверстие. Снизу напаивается пластинка с круглым и круглым отверстиями. Благодаря им возможно «подстраивать» бачок относительно оси жиклера.

Винты крепления ввинчиваются в грибки, заделанные в бальзовой пластинке. Она в один момент является крышкой, защищая качалку управления от пыли и попадания топлива.

Ю.

КЛОКОВ, мастер спорта СССР


Случайные записи:

Летающее крыло\


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Крыло под водой

    Казалось бы, что возможно лучше гребного винта! Он десятилетиями правильно помогает человеку, двигая различные суда, начиная от несложного прогулочного…

  • Летающее крыло «юниор»

    В отечественном кружке новичкам-школьникам, каковые получили первичные навыки обращения с учебной кордовой моделью с двигателем МК-17, традиционно…

  • Доступная и новичкам, или гоночная с плоским фюзеляжем

    Уже год как вступили в воздействие новые положения правил по авиамодельному спорту, узаконившие «школьные» подклассы кордовых авиамоделей. Один из них —…

  • На корде — гоночная

    Кордовая гоночная модель самолета, которую мы желаем предложить вашему вниманию, всецело соответствует требованиям ФАИ. Ее наиболее значимые…