Летающее крыло «юниор»

13.11.2009 В мире моделей

В отечественном кружке новичкам-школьникам, каковые получили первичные навыки обращения с учебной кордовой моделью с двигателем МК-17, традиционно поручают сборку моделей воздушного боя с тем же мотором. В этом спортивном классе чаще всего применяют компоновку типа «летающее крыло» с пенопластовыми лобиками крыла и рулем высоты на задней кромке центроплана.

Лонжерон-стенка таковой модели изготавливается из еловой, сосновой, осиновой либо липовой пластины толщиной 2,5 мм, а задняя кромка крыла—из рейки сечением 12×3 мм. Последняя складывается из центроплановой и консольных частей. Стыки кромки в обязательном порядке обматываются нитками и пропитываются клеем, в противном случае при неотёсанных посадках неизбежны поломки.

Законцовки крыла — из фанеры либо древесных пластин толщиной 2,5…3 мм. Их рекомендуется уменьшить отверстиями. В случае если же нервюры вырезаны из фанеры, то законцовки не требуются.
Нервюры выпиливаются по заблаговременно подготовленным шаблонам.

В условиях кружка это весьма комфортно — не приходится тратить время на разметку контуров. К тому же, сломав заготовку, возможно легко заново разметить любую подробность. (Как раз исходя из этого в кружке нужно иметь набор шаблонов на все главные подробности: лонжерон, нервюры, законцовки, руль высоты, центральную нервюру, качалку, развертку топливного бака, лобики крыла.)

Изготовить нервюры возможно из самых разных материалов: фанеры толщиной 2…3 мм, пенопласта марок ПС-4-40 и ПХВ с необходимой окантовкой контура узкими рейками либо отлу-щенным шпоном строительной фанеры. Сейчас показался еще один перспективный полуфабрикат — гофрированный картон, в который упаковывают телевизоры, видео- и оргтехнику. Материал данный очень легок, прочен и прекрасно клеется.

Сперва по шаблонам вычерчиваются контуры нервюр, после этого лишнее обрезается и заготовки окантовываются так же, как пенопластовые. По данной технологии возможно сделать и руль высоты.

Центральная нервюра изготавливается из двух реек (сосна, ель либо липа), между которыми по разметке вклеивается бобышка (в носовой части), распорная рейка (в середине) и стыковочный клин (в хвостовой части).

Места склеивания обматываются нитками и пропитываются клеем. Готовый узел стыкуется с лонжероном, имеющим пазы под рейки. После этого приклеивается узел моторамы, предварительно собранный из бобышки и брусков. Соединение кроме этого обматывается нитками, намоченными клеем.

В лонжероне сверлится отверстие под трубку питания двигателя, устанавливается бак из луженой жести, по окончании чего вклеивается трубка. Бак крепится к бруску на центральной нервюре нитками с клеем или винтом МЗ, впаянным изнутри бака.

Качалка делается из дюралюминия. Но возможно применять и пластмассовую коробку из-под двигателя МК-17, из уголка коробки легко сделать и кабанчик руля высоты.

Летающее крыло «юниор»

Главные геометрические параметры модели.

Центральная силовая нервюра с моторамой:
1 — бруски моторамы (бук, рейки 12×8), 2— бобышка моторамы (сосна, осина, липа, брусок 22×12), 3 — лонжерон (пластина сосны, ели, осины), 4 — бобышка центральной нервюры (осина, липа, сосна), 5 — полки (сосна, ель, липа, рейка 12×3), 6 — распорка (сосна, ель, липа, 12×3), 7 — бобышка-клин (сосна, ель, липа), В — задняя кромка крыла (сосна, ель, рейка 12×3), 9 —кабанчик руля высоты, 10—руль высоты, И —качалка (дюралюминий, полиамид; на виде сверху условно не продемонстрирована), 12 — пенопластовый лобик, 13—косынки (фанера sЗ: две левые, две правые — верх и низ).

Кабанчик руля высоты.

Топливный бак.

Качалка.

Руль высоты:
Вариант 1:
1 — передняя кромка (сосна, ель, рейка 4×4), 2 — наполнитель (пенопласт ПС-4-40), 3 —рейка для установки кабанчика (сосна, осина, 8×4), 4 — обшивка (бумага писчая узкая), 5 — задняя кромка (сосна, ель, рейка 4×2). 6 — -законцовка (сосна, ель, рейка 4×2).

Вариант 2:

1 — передняя кромка, 2 — наполнитель (гофрированный картон s4), 3 — рейка для установки кабанчика, 4 — задняя кромка. 5 — законцовка.

По окончании сборки центральной части к лонжерону приклеиваются нервюры, законцовки и собранная задняя кромка. База модели готова. По чертежу устанавливатся винт крепления качалки. Каркас обтягивается лавсановой пленкой толщиной не более 25 мкм, намоченной клеем БФ-2, БФ-6, «Момент» либо Н-88.

В издании «Моделист-конструктор» много раз и детально излагалась разработка оклейки моделей лавсановой пленкой, но стоит еще раз напомнить, что для надежности обтяжки нужно на кромках пленки делать подвороты. После этого все открытые древесные части покрываются несколькими слоями лака типа НЦ.

Лобики крыла вырезаются термолобзиком по торцевым шаблонам из целого куска пенопласта или склеиваются из пенопластовых пластин.

При подборе клея необходимо учесть, что для этого материала подходят только клеи, не которые содержат растворителей. Готовые лобики обтягиваются узкой бумагой либо широкой лентой «скотч». Той же лентой лобики приклеиваются и к лонжерону, дабы их легко возможно было поменять при аварии.

тяги управления и Руль высоты монтируются в последнюю очередь.

Центр тяжести модели проходит приблизительно по оси лонжерона. С учетом этого размечается положение двигателя. Для «боевых» тренировок вероятна установка доработанного МДС-1,5Д, с которым модель показывает хорошие летные качества (о модернизации этого двигателя неоднократно упоминалось в публикациях издания «Моделист-конструктор»).

Н.НИКОЛАЕВ


Случайные записи:

Радиоуправляемое летающее крыло из Кордовой авиамодели.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Суперпилотажка юниорам

    Попытки применения на соревнованиях школьников открыто упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, конечно, не смогут дать…

  • Бойцовка «юниор»

    Созданная и всесторонне испытанная в отечественном кружке новая авиамодель подкласса 1,5 см3 была очень успешной. Для нее характерно хорошее сочетание…

  • Летающий «тренер»

    Учебная кордовая модель самолета. Эта кордовая модель — тренировочная, равно как для авиамоделиста-конструктора, так и для авиамоделиста-пилота….

  • Таймерная «юниор»

    Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…