Катер-марафонец

11.08.2011 В мире моделей

В данной статье мы желаем познакомить вас с одной из последних успешных конструкций судомоделей, предназначенных для принятие участия в долгих гонках. Создана она мастером спорта интернационального класса В. Осадчим, занявшим в классе до 6,5 см3 первое место на чемпионате СССР 1983 года с результатом 64 круга и первое место на интернациональных соревнованиях в ГДР с результатом 71 круг.

Подобный микрокатер помог мастеру спорта Н. Александрову стать вторым в матче сильнейших спортсменов проходившем в Кишиневе. Новые обводы корпуса снабжают хорошее прохождение расстояния при непростых погодных условиях, большой волне и ветре.

Простота конструкции винтомоторной группы, отказ от применения сложного в изготовлении точного редуктора разрешает применять публикуемые чертежи и начинающим спортсменам.

Равняется полезной заменой двигателя «Вебра-40» может стать отечественный МДС-6,5 с цилиндро-поршневой парой в «цветном» выполнении. Пробные запуски модели с этим мотором продемонстрировали, что он ничем не уступает по своим чертям зарубежному примеру. МДС-6,5 эксплуатировался в серийном варианте, доработки коснулись лишь переходника, соединяющего выхлопной патрубок картера с резонансной выхлопной трубой, и установки кольцевой насадки водяного охлаждения на рубаху цилиндра.

По просьба редакции В. Осадчий и Н. Александров говорят об изюминках конструкции катера-марафонца.

Корпус модели, переборки, крышки и транец выполнены по единой разработке в виде сандвичевых переклеев: стеклопластик — пенопласт — стеклопластик. В качестве заполнителя употребляется пенопласт марки ПХВ-1 толщиной 4— 5 мм.

Минимальный вес, высокое качество и достаточную прочность внешней поверхности снабжает вакуумное формование, благодаря которому выполняются все элементы корпуса. Подобный процесс детально обрисован в статье А. Митрошкина и С. Чухаленко «Радиоуправляемая класса F1-V5» («М-К» № 6 за 1983 год).

Крышка выклеивается зацело с палубной частью корпуса и по окончании отверждения смолы вырезается по линиям перегиба поверхности заготовки до кормовой переборки.

Передняя кромка крышки имеет скошенный торец, надежно удерживающий ее в закрытом положении в корпусе. Пенопласт, открывшийся при прорезке палубы, заклеивается не широкой полосой стеклоткани на эпоксидной смоле ЭД-2 по периметру отверстия в корпусе и по контуру крышки.

Жесткость корпусу придают переборки и транец.

Перед их установкой необходимо разметить и прорезать отверстия по тонкостенную стеклопластиковую либо дюралюминиевую трубу, образующую канал для выхлопной резонансной трубы с дополнительным глушителем. Совершенно верно подогнав подробности друг к другу, их заклеивают в корпусе. Кроме этого на эпоксидном клее монтируются водозаборник с трубкой подвода охлаждающей воды к двигателю и водоотливная трубка. Только затем возможно устанавливать палубу.

Катер-марафонец

Теоретические обводы корпуса модели.

Подмоторная рама складывается из двух уголков, согнутых под прямым углом из листовой нержавеющей стали толщиной 1,2 мм. По финишам к ним жёстким припоем «привариваются» фланцы с отверстиями O 4,5 мм.

По лапкам двигателя в уголках размечаются и просверливаются отверстия для соединения мотора с рамой.

Амортизаторы, существенно уменьшающие уровень передаваемых на корпус вибраций, а следовательно, шумность всей модели в целом, выполнены из маслобензостойкой резины. В них заварены латунные втулки, несущие резьбовые хвостовики (винты М4 с потайной головкой).

Собранные втулки вставляются в дюралюминиевую пресс-форму, куда укладывается и сырая резина. Пресс-форма сжимается струбциной, помещается в термошкаф и выдерживается при температуре 135—145° в течение 30—40 мин..

Готовые амортизаторы вставляются во фланцы моторами и фиксируются гайками М4 с разрезными шайбами. Свободными финишами амортизаторы входят в вертикальные пазы уголков на днище модели и закрепляются такими же гайками.

В связи с тем что на данной модели использован микродвигатель «Вебра — 40», рабочие обороты которого не превышают 20 000 об/мин, гребной вал соединен с мотором напрямую, без редуктора. Карданный узел имеет цанговый зажим, разрешающий скоро заменять гребные валы кроме того на протяжении гонки. Материал вала — термообработанная пружинная проволока O 4 мм.

Дейдвудная труба выполнена из нержавеющей сталь O 8X1 мм, передний ее финиш несет припаянную втулку с шарикоподшипником 4X13 мм, в задний засунута фторопластовая втулка длиной 20 мм.

Контейнер радиоаппаратуры воображает собою герметично закрываемую коробку с приемником, тремя рулевыми блоком и машинками аккумуляторная батарей. Выводы машинок оборудованы резиновыми уплотнительными кольцами, предотвращающими попадание жидкости вовнутрь контейнера.

Крепится он четырьмя винтами М4 к бобышкам, приформованным на днище корпуса. Для компенсации кренящего момента, позванного несимметричной установкой резонансной трубы с глушителем, контейнер смещен к правому борту.

Гельмпортовая труба изготовлена из алюминиевого сплава Д16Т, заготовка — труба O 6X1 мм. Баллер руля — пружинная проволока O 4 мм, к нему жёстким припоем крепится перо руля из нержавеющей стали толщиной 1 мм.

Емкость топливного бака 1500 см3, паяется он из узкой жести.

Из его полости выходят две бронзовые трубки O 4 X 0,5 мм — питающая и наддува. Давление отбирается из резонансной трубы в районе ее большого сечения. На верхней стенке бака монтируется в отверстии O 20 мм заливочная горловина с легкосъемной пробкой.

Радиоуправляемая судомодель класса FSR-6,5:

1 — антенна, 2 — контейнер совокупности радиоуправления, 3 — кронштейны крепления стартовых номеров, 4 — топливная трубка бака, 5 — носовая переборка, 6 — гребной вал, 7 — стопорнаявтулка, 8 — дейдвуд, 9 — втулка, 10 — упорная гайка, П — гребной винт, 12 — руль, 13 — корпус, 14 — резиновое кольцо, 15 — труба, 16 — кормовая переборка, 17 — топливный бак, 18 — трубка давления, 19 — резонансная труба с дополнительной камерой глушителя, 20 — пробка бака, 21 —крышка, 22 — кардан, 23 — угольник, 24 — уплотнение, 25 — подмоторная рама, 26 — выхлопной патрубок, 27 — двигатель, 28 — амортизатор, 29 — продольная переборка, 30 — защелка крышки.

Узел, делающий функции иглы жиклера, находится вне двигателя в близи к баку, соединяется с ним и с карбюратором мотора резиновыми шлангами. Крышка палубы имеет два кронштейна для установки стартовых номеров и защелку, прижимающую ее к корпусу. Соединение выхлопного патрубка двигателя С резонансной выхлопной трубой выполнено посредством трубки из термостойкой силиконовой резины.

Из этого же материала сделано и кольцо, надеваемое на кормовую часть глушителя и хорошо входящее в канал корпуса. Выхлопной патрубок крепится на двигателе стяжным хомутом.

Гребной винт диаметром 42 мм имеет постоянный ход, равный 55 мм. Лопасти изготавливаются из стали 40X13 толщиной 1,2 мм, на ступице крепятся жёстким припоем.

Масса всецело укомплектованной модели без горючего около 3,2 кг. Центр тяжести полезно пара сместить к левому борту с учетом преобладания поворотов одного направления на автостраде гонки. По длине центр тяжести находится в районе выхода дейдвудной трубы из корпуса, Правильное положение центровки модели определяется на протяжении тренировочных запусков, изменение центровки — за счет перемещения топливного бака либо размещения дополнительного балласта.


Случайные записи:

Марафон \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Моторный катер — с ваших стапелей

    Начните с внимательного изучения чертежа модели и только затем приступайте к работе. Как и настоящее моторное судно, катер строится наборным методом, На…

  • Речной катер

    Эту модель с успехом смогут выстроить обучающиеся 4—5-х классов. Затевать оптимальнее с изготовления корпуса. Его возможно сделать долбленным из бруска…

  • Катер с паропульсиром

    …Из трюма модели извлекается что-то похожее на ложку с закрепленным в ней свечным огарком. Чиркает спичка, — фитилек разгорается броским пламенем, и…

  • Паровой катер

    20010,0,3500, Модель, о которой пойдёт речь в этой статье, согрела душу не одному поколению юных мореходов. В далекие послевоенные годы, и даже ещё в…