Суперпилотажка юниорам

16.08.2011 В мире моделей

Попытки применения на соревнованиях школьников открыто упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, конечно, не смогут дать прекрасных результатов кроме того при превосходно отработанных навыках пилота. Но, как ни необычно, столь же плачевные результаты приносит и следование конструкторским приемам взрослых мастеров.

Объяснение этому простое: у мальчишки, кроме того пара лет занимающегося только пилотажными, не может быть столь богатого опыта эксплуатации чемпионат-ной техники и двигателей, какие конкретно требуются при применении намерено сконструированной опытной «пилотажки». А ведь последняя, в большинстве случаев, есть, по сути, воплощением достижений в данном спортивном классе1 И каждые чертежи современных моделей-«чемпионов» (какие конкретно и становятся базой для постройки кроме того юниорских аппаратов с моторами громадной кубатуры) совсем исключают каждые скидки на «незнание» либо «неумение».

Выход один — дать юниорам, собравшим определенный опыт в классе пилотажных, особую технику, имеющую, так сообщить, «промежуточные» характеристики. Главный комплекс требований — достаточная степень устойчивости при повышенной маневренности; сверхнадежность как самой модели, так и ее поведения в воздухе; и (чуть ли не прежде всего) простота эксплуатации надежного замечательного двигателя.

Один из вариантов решения проблемы мы выносим сейчас на суд читателей.

Так как публикация не запланирована на новичков-моделистов, возможно не останавливаться на технологических тонкостях изготовления пилотажки — в базе ее конструкции прекрасно узнаваемые в моделизме приемы. А вот о том, какие конкретно правила заложены в схему предлагаемой автомобили, думается, будет полезно определить всем.

Основной вопрос —манёвренности и оптимальное сочетание устойчивости.

В этом случае требования компромисса удовлетворяют как развитым относительным плечом стабилизатора при довольно узком крыле, так и применением схемы управления с закрылками. Сразу же нужно подчернуть, что цельноповоротное оперение — отнюдь не дань гонке за сверхманевренностью! Не смотря на то, что среди многих спортсменов бытует вывод о повышенной эффективности аналогичного стабилизатора и связанных с ним показателей неустойчивости, в нашем случае это не верно.

Цельноповоротное оперение решает на пилотажке в один момент две задачи: падение массы хвоста модели (а это уменьшение момента инерции относительно оси разворота в маневре) и ликвидация упрочнений в совокупности привода руля (стабилизатор всецело компенсирован по шарнирным моментам, и нагрузки на совокупность управления идут лишь от привода закрылков).

Как вы уже обратили внимание, на модели закрылок установлен лишь в межбалочном участке крыла. И это оправдано.

Так как в случае если пристально разобраться в опыте работы с самыми разными пилотажными аппаратами, то станет светло: основная функция закрылков — совсем не в создании повышенной подъемной силы на крыле. В пользу этого утверждения говорит сравнение однотипных автомобилей при разной удельной нагрузке; уменьшая ее так же, как дает прирост подъемной силы крыла использование закрылков, вы ни при каких обстоятельствах не получите столь же значимого повышения маневренности.

Исходя из этого цель закрылков — формирование скоса потока за крылом в маневре, требуемого для хорошей работы стабилизатора. Само собой разумеется, исходная роль закрылка как элемента управления подъемной силой остается, но, повторяем, это второстепенно.

Следующий фактор, учтенный при проектировании новой модели,— гибкость крыла по вертикали при достаточной жесткости на крутку.

О необходимости для того чтобы крыла знают не все, поэто „Д^ полезно лишний раз акцентировать вника ние на резком улучшении черт пилотажа, связанном как раз с «эластичными» плоскостями.

Суперпилотажка юниорам

Рис. 1. Главные размеры пилотажной модели.

Рис.

2. Фюзеляж:

I — кок воздушного винта, 2 носовой шпангоут (фанера 1,5 мм), 3 — брус моторамы (береза сечением !0Х 15 мм), 4 — двигатель КМД-2,5 с зад-Б ней стенкой от «Ритма», 5 накладка моторамы (фанера, 1,5 мм), 6 — полушпангоут (фанера, 1,5 мм), 7 — подробности полика и стены кабины (эле-Э- ктрокартон), 8 — фонарь (оргстекло толщиной 0,8—1 мм; задняя часть закрашена вместе с бор-тами фюзеляжа), 9 — хвостовая вставка (липа либо береза; винт крепления задней кромки крыла 7 клеить в готовом фюзеляже), 10 — центральное /— ребро отъемного капота (липа толщиной 3 мм), 11 — силовой шпангоут (переклей из четырех сло-/\\\ ев фанеры 1,5 мм), 12 — топливный бак размером 30X45X50 мм, количеством 67 см3 (луженая жесть, / ‘^SjB питания и трубки дренажа — латунные трубки …..

0 3X0,5 мм), 13 — отъемный капот (липа, долбить из двух симметричных заготовок 27Х60Х X 190 мм), !4 — винты МЗ крепления двигателя (клеить на эпоксидной смоле с пропиткой древесины в заготовках брусков моторамы). Внизу продемонстрирован упрощенный вариант контурного фюзеляжа (липовые пластины толщиной 10 мм, обшитые по окончании обработки контура фюзеляжа с обеих сторон фанерой толщиной I —1,5 мм; ложе крыла — фанера, 1,5 мм, с поперечным направлением волокон рубахи, спереди усилено липовым зализом; имитация фонаря — оргстекло толщиной около 3 мм).

Рис. 3. Крыло:
1 — эластичные выводы тросиков управления, 2 — обрамление за-концовки (липа, 2X4 мм; перед приклейкой распарить), 3 — контур законцовки (фанера, 1,5 мм), 4 — фальшнервюра (липа, 3 мм), 5 — концевая вставка-стенка лонжерона (липа, 3 мм), 6 — передняя кромка (липа либо сосна, 10Х 15 мм; уменьшить выдалбливанием до толщины около 4 мм), 7 — силовой лобик (лнпа либо сосна, 3…4Х30 мм), 8 — нервюра (фанера, 1,5 мм, либо симметричные верхние и нижние дужки из липы толщиной 3 мм), 9 — качалка, 10 — косынка для монтажа качалки (фанера, 3 мм), 11 — центральная стена лонжерона (фанера, 1,5 мм), 12 — штырек фиксации крыла на фюзеляже (дюралюминий, 0 5 мм), 13 — подштырьковая бобышка (липа), 14 — обшивка центральной секции (фанера, 1…

1,5 мм), 15 — задняя бобышка (липа), 16 — косынка переднего гнезда фиксации балки (липа), 17 — груз массой 15 г, 18 — косая нервюра (липа, 2 мм), 19 — задняя кромка (сосиа, ЗХ5 мм), 20 — обрамление задней кромки (сосна либо липа, 2Х 5 мм), 21 — шарнир навески закрылка, 22 — накладка заднего гнезда фиксации балки (липа), 23 — двухстороннее усиление кромки (сосна, 2X5 мм), 24 — дополнительная кромка (сосна, ЗХ 5 мм), 25 — закрылок (пенопласт толщиной 5 мм, окантованный липовыми рейками и оклеенный ватманом, или легкий каркас с обшивкой из электрокартона), 26 — гнездо крепления кабанчика.

Р и с. 4. Сечения крыла:

А — главный вариант силовой схемы (номера позиций соответствуют подробностям на рисунке 3; нервюры во втором, облегченном выполнении из липы), Б — вариант с «бойцовым» лобиком из легкого пенопласта, усиленным сосновыми полками лонжерона и обшитым бумагой на клее ПВА (нервюры вырезаны из пенопласта толщиной 3 мм, окантованы рейками 2X5 мм; стыки с полками лонжерона усилены фанерными косынками).

Рис. 5. Балка:

1 — передний винт МЗ крепления балки на крыле, 2 — передняя оконечность (липа толщиной 7 мм), 3 — ложемент (липа толщиной 10 мм), 4 — стена (электрокартон толщиной 0,6 мм), 5 — задний винт М4 крепления балки (перед обшивкой бортов монтировать в каркасе балки вместе с предварительно примотанным нитками с эпоксидным клеем силовым шпангоутом), 6 — силовой шпангоут (фанера, 4 мм), 7 — стрингер (сосна, 2,5X2,5 мм), 8, 11 — шпангоуты (пенопласт ПХВ толщиной 2 мм), 9 — перемычка (липа, 2,5 мм), 10 — нижняя обшивка (электрокартон либо узкая фанера), 12 — бобышка (липа, 5 мм), 13 — контур киля (алюминиевая вязальная спица 0 3 мм, финиши проволоки перед приклейкой древесным подробностям обезжирить и обмотать узкой ниткой), 14 — нервюра киля (сосна, 2X6 мм), 15—обшивка киля (лавсановая пленка), !6 — верхний стрингер (сосна, 3X5 мм). В упрощенном варианте балка выполняется из пластины липы толщиной 7 мм.

К хвосту толщина заготовки значительно уменьшается до 4 мм; в территориях монтажа заднего крепежного винта М4 и в месте навески стабилизатора балка с обеих сторон обшивается против растрескивания узкой фанерой.

Р и с. 6. Стабилизатор:

1 — закругление (липа, 6 мм), 2 — за-концовка (липа, 3X6 мм), 3 — винт МЗ в качестве оси поворота стабилизатора (клеить в бобышке), 4 — бобышка (липа), 5 — силовая часть кромки (сосна, 2X7 мм), 6 — вкладыш кромки (сосна, 2X3 мм), 7 — нервюра (сосна, 2Х Х2 мм), 8 — стена кромки (сосна, 1X4 мм), 9 — задняя кромка (сосна либо липа, 1,5X6 мм), 10 — шайба с самоконтрящейся гайкой МЗ. Кабанчик монтировать на левой бобышке.

Рис. 7. Схема совокупности управления моделью:

1 — качалка (дюралюминий толщиной 2 мм), 2 — тяга закрылка (металлическая проволока 0 2,5 мм), 3 — закрылок, 4 — ось поворота закрылка, 5 — кабанчик закрылка (латунь толщиной 1,5 мм), 6 — тяга руля высоты (алюминиевая вязальная спица 0 2,5 мм), 7 — кабанчик руля (латунь толщиной 1,5 мм), 8 — руль высоты (цельноповоротный стабилизатор), 9 — ось поворота руля, 10 — тросик управления.

Предлагаемая пилотажка заведомо не переоблегчена.

Тут не требуется искать каких-то сложных дорог, поскольку через чур легкий аппарат не только сверхчувствителен к ветру, но и не хорошо управляется в некоторых обстановках из-за неточного прохождения сигналов от ручки управления к рулям (не смотря на то, что частично эта неприятность снята применением компенсированной подвески цельноповоротного стабилизатора). Что вправду заслуживает внимания с позиций экономии каждого грамма массы — так это хвостовая часть модели, по большей части определяющая целый момент инерции целой модели.

И напоследок — о двигателе. Без хорошего мотора по большому счету браться за выпивало-тажку не следует; исходя из этого изначально думаем, что в вашем распоряжении имеется КМД с перебранной плотной «парой». Работа мотора в пилотажном режиме, как и запуск в любом состоянии, улучшатся, если вы сможете отыскать заднюю золотниковую стенку от ветхого «Ритма» и, отторцевав картер КМД позади приблизительно на 2,5 мм, установите ее вместо штатной.

Из больших доработок двигателя нужно упомянуть следующие: отклонение оси цилиндра назад для предотвращения сползания шатуна с пальца кривошипа (за счет подшлифовки верхнего посадочного торца картера с соответствующей переклейкой винта фиксации гильзы в головке); прорезка маслоудерживающей щели в нижней головке шатуна с разделкой «карманов» по ее финишам; доработка «ритмовского» золотника (лучше и несложнее изготовить новый из стали ЗОХГСА с толщиной стены в распределительной цилиндрической территории около 0,5 мм). Фазы газораспределения корректировать нет необходимости; при изготовлении нового золотника возможно принять фазу впуска, равную 180°, с забросом за НМТ порядка 30°.

Громадная сдвижка фазы впуска не нужна, поскольку мотор рассчитывается на средние обороты. Но, само собой разумеется, в любом случае в доработках имеется суть лишь при наличии хорошей, «тугой» пары поршень — цилиндр. Возможно в качестве средства восстановления компрессии хромировать не гильзу (это сложно как по самому методу нанесения хрома, так и по разработке притирки), а поршень — примеры таких доработок уже существуют и дают прекрасные результаты.

Воздушный винт для доработанного двигателя КМД изготавливается из древесины размером 220ХЮ0 мм (ход — до 130 мм, в зависимости от режима и состояния работы мотора). Соотношение руля отклонения и углов закрылка возможно подобрать в соответствии с личными пожеланиями и опытом пилота. Центровка пилотажной — около 20—25 процентов от САХ крыла (без закрылка).

В.

КИБЕЦ


Случайные записи:

Super Junior 슈퍼주니어_MAMACITA(아야야)_Music Video


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Бойцовка «юниор»

    Созданная и всесторонне испытанная в отечественном кружке новая авиамодель подкласса 1,5 см3 была очень успешной. Для нее характерно хорошее сочетание…

  • Таймерная «юниор»

    Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…

  • Летающее крыло «юниор»

    В отечественном кружке новичкам-школьникам, каковые получили первичные навыки обращения с учебной кордовой моделью с двигателем МК-17, традиционно…

  • Скоростная для юниоров

    Предлагаемый вниманию юных авиамоделистов-скоростников аппарат класса F2A запланирован на исполнение нормативов 1-го и 2-го разрядов. Силовая схема…