Катер с паропульсиром

11.04.2016 В мире моделей

…Из трюма модели извлекается что-то похожее на ложку с закрепленным в ней свечным огарком. Чиркает спичка, — фитилек разгорается броским пламенем, и «ложка» опускается в трюм суденышка. Модель бережно ставится на воду.

Мгновение — и раздается первый щелчок, за ним второй… Еще пара секунд, и с ритмичным рокотом, напоминающим тарахтение двигателя внутреннего сгорания, «торпедный катер» неспешно плывет по водной глади.

Мы с вами находились на опробованиях модели с паропульсирующим двигателем, созданной А. А. Колотовкиным, начальником судомодельного кружна из города Клинцы Брянсной области. Мальчишки — его ученики — с наслаждением мастерят такие игрушки. Привлекательно в них то, что самодвижущаяся модель не имеет двигателя в общепринятом толковании этого слова. Да и разве назовешь мотором маленькую коробочку — котел с двумя бронзовыми трубками!

Тем более что в нем ничего не движется!

Таковой двигатель совсем не новинка. Когда-то лодочки с подобными «моторами» кроме того продавались в магазинах игрушек, и старшее поколение должно их не забывать. Но так как и сейчас очень заманчиво применять на моделях столь надежный и неприхотливый двигатель, ресурс которого к тому же фактически неограничен. По простоте изготовления он ни в какое сравнение не идет ни с микроэлектродвигателями, ни с двигателем внутреннего сгорания.

Единственный, пожалуй, его недочёт — маленькая мощность, исходя из этого не ожидайте от самодельного суденышка высокой скорости.

С двигателя и начнем изготовление модели. Из жести либо тонного бронзового страницы выколотим подробность, по форме похожую на поднос.

Это будущий котел отечественного водяного паропульсира. Крышкой котла помогает мембрана, задающая ритм пульсациям воды и пара; для нее пригодится медная либо латунная фольга толщиной 0,1 мм. Припаять крышку к котлу нужно так, дабы появилась полностью герметичная полость: в другом случае двигатель попросту откажется трудиться.

И последнее, что нам потребуется, — это две бронзовые либо латунные трубки с внешним диаметром 6 мм, их нужно засунуть в отверстия, просверленные в нижней части котла, и припаять.

Катер с паропульсиром

Модель торпедного катера с пароводяным пульсирующим двигателем:

1 — «котел» с крышкой, 2 — борт, 3 — носовая часть палубы, 4 — днище, 5 — ствол орудия, 6 — орудийный щит, 7 — вентиляционное отверстие, 8 — рубка, 9 — труба торпедного аппарата, 10 — съемная часть палубы, 11 — «топка», 12 — труба вентиляционная, 13 — трубы двигателя.

Сейчас займемся корпусом модели. Его возможно сделать из жести.

Отправятся в дело кроме того консервные банки, нужно только отрезать от них донышки и шепетильно расправить металл.

Не спешите сразу же размечать контуры подробностей из жести. Сперва выберем метод сборки.

Самое простое — вырезать отдельные подробности, отогнуть отбортовки и, согнув их по месту, пропаять стыки. Но простота — вещь обманчивая, применяя данный способ, весьма тяжело сделать прекрасный корпус: неизбежно покажутся перекосы, вмятины и выпуклости, каковые фактически нереально исправить. Пара сложнее, но значительно качественнее сборка корпуса на древесной болванке. Подберите древесный брусок и обработайте его по габаритам корпуса.

На одной из граней бруска, соответствующей палубе корпуса, разметьте его плановую проекцию и срежьте излишки материала. Сейчас ка боковой поверхности заготовки нарисуйте «профиль» корпуса — его боковую проекцию — и снова обработайте заготовку по размотке. Остается нанести линию диаметральной плоскости и борта, — ориентируясь на них, возможно взять профиль дна.

По окончании начальной (неотёсанной) обработки болванки зачистите ее рашпилем, а после этого шкуркой. Воспользовавшись чертежным измерителем, шепетильно удостоверьтесь в надежности симметричность подробности.

Сейчас по выкройкам, изображенным на картинках, вырежьте жестяные заготовки. Не забудьте покинуть припуск — его удаляют по окончании окончательной подгонки. Фиксировать панели корпуса на болванке оптимальнеемаленькими гвоздями.

Так «топка» вставляется в корпус модели.

Завершив работу над подробностями, приступайте к их соединению. Для этого вам пригодятся паяными, олово (а правильнее, оловянный припой-третник ПОС-40) и канифоль. Перед пайкой шепетильно залудите места стыков — для этого на жало разогретого паяльника нужно собрать мало припоя, после этого канифоли и пара раз совершить паяльником по тести.

Ка ней обязана остаться блестящая оловянная «дорожка».

Сейчас хорошо сожмите соединяемые подробности, еще раз соберите припой на жало и медлительно совершите им по стыку. Вот, фактически и все. Подробности соединены.

Окончив работу, бережно удалите фиксирующие гвозди и запаяйте оказавшиеся отверстия.

Снимите корпус с болванки и удостоверьтесь в надежности его на герметичность — налейте вовнутрь воду. Найдя течь, очертите это место карандашом и еще раз шепетильно пропаяйте стык.

Все остальные подробности сделать значительно несложнее — достаточно вырезать их по выкройке, согнуть и пропаять швы. Обратите внимание, что передняя часть палубы припаяна к корпусу, а задняя на него и фиксируется только на отбортовках.

Сейчас нужно устанавливать «котел».

Последовательность изготовления болванки:

разметка плановой проекции, разметка боковой проекции, обработка и разметка дна.

Для этого в задней части донья просверлите два отверстия под трубки паропульсирующего двигателя. Перед пайкой их изгибают, как продемонстрировано на рисунке. И последнее, что вам нужно сделать, — «топка». Она кроме этого вырезается из жести.

Перед окраской модель покройте нитрогрунтом.

Низ до ватерлинии — зеленый, выше — серый, шаровый. Палуба — коричневая, под цвет металлического сурика.

Перед запуском модели поместите в «топку» свечной огарок или пилюлю «сухого спирта». Поставьте модель на воду, а после этого заберите ее в руки и наклоните носом вниз, дабы в «котел» попало пара капель воды. Сейчас снова поставьте модель на воду, зажгите «топку» и положите ее в корпус.

Мало терпения, и «торпедный катер» с уверенностью двинется вперед.

Такая модель — всего лишь любопытная игрушка. Но в ней имеется собственного рода намек моделистам; а запрещено ли сделать таковой двигатель более замечательным о тем, дабы его возможно было устанавливать и на «солидные» судомодели?

Ожидаем от читателей предложений, прошедших экспериментальную диагностику.

И. СЕРГУШИН


Случайные записи:

Как сделать мини лодку своими руками How to make a mini boat


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Паровой катер

    20010,0,3500, Модель, о которой пойдёт речь в этой статье, согрела душу не одному поколению юных мореходов. В далекие послевоенные годы, и даже ещё в…

  • Катер-марафонец

    В данной статье мы желаем познакомить вас с одной из последних успешных конструкций судомоделей, предназначенных для принятие участия в долгих гонках….

  • Катер-прямоход

    Неприятность выбора первой модели поднимается не только перед новичками, но и перед начальниками кружков: какую технику предложить в первый раз пришедшим…

  • Патрульный катер

    Эта модель запланирована на школьников 4—5-х классов, занимающихся в кружке второй год. На областных соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев, выступая с…