Ключ на старт!

09.08.2012 В мире моделей

— Ключ на старт!

— Внимание, пуск!

Модель легко приподнялась на направляющих, после этого, набирая скорость, скоро провалились сквозь землю в синеве неба. А на пусковое устройство уже устанавливали следующую ракету. «Байконур» для моделей трудился с полной нагрузкой.

Простейшее пусковое устройство — направляющий штырь O 5—7 мм, закрепленный на стартовой плите (рис. 1) с углом наклона к горизонту не меньше 60°.

Направляющие задают модели определенный курс и снабжают устойчивость в начальный момент полета. Чем больше высота ракеты, тем дольше должен быть штырь.

Простые его размеры 1,4—1,6 м.

Пуск осуществляемся посредством электрозапала. Восемь сухих элементов типа 343 соедините между собой по четыре последовательно, а оказавшиеся две батареи — параллельно. Возможно применять кроме этого круглые элементы типа 373 «Марс» (8 шт.). Электрическая

схема пульта управления запуском продемонстрирована на рисунке 2. Источники питания разместите в коробке.

На одной из панелей (лучше на верхней) установите сигнальную лампочку, блокировочный ключ к кнопку запуска. Хорошо, в случае если на стартовом устройстве будет вольтметр и амперметр.

Провода от пульта к воспламенителю лучше применять бронзовые, многожильные, в полихлорвиниловой изоляции, диаметром не меньше 0,5 мм. Для надежного и стремительного соединения на финишах кабеля установив штепсельные разъемы. Протяженность проводов должна быть более десяти метров.

Воспламенитель двигателей моделей ракет электрический (рис. 3). Эта спираль из 5—6 витков нихромовой проводки O 0,2—0,3 мм. При включении электропитания она раскаляется и поджигает горючее. Для усиления теплового импульса спираль покрывается пороховой мякотью, растворенной в нитроклее, либо рядом с ней закрепляется кусочек стопина.

Рис. 1. Пусковое устройство для моделей ракет:

1 — направляющий штырь, 2 — модель ракеты, 3 — стартовая плита, 4 — отражатель, 5 — электрозапал.

Рис. 2. Электрическая схема пульта управления запуском

Потому, что стопин используется для передачи теплового импульса от одной ступени к второй, остановимся на методах его изготовления. Это хлопчато-бумажная нить, покрытая пороховой мякотью, с добавлением клея. Из нитей делают жгут O 1—2 мм, пропитывают раствором калиевой селитры (35 — 40 г на стакан воды) и погружают по окончании просушки в жидкую пороховую мякоть (селитра калиевая — 75, сера — 12, уголь древесный — 13 частей по весу). Дабы она по окончании сушки не осыпалась, добавьте в раствор мало клея.

Готовый жгут разрезается на отрезки нужной длины.

А как быть, в случае если нужно в один момент поджечь пара двигателей? К примеру, модель-копии ракеты-носителя космических судов «Союз» и «Восток» имеют четыре боковых блока. Для большего подобия старта нужно, дабы они были снабжены трудящимися двигателями. В таких случаях рекомендуем применять следующие конструкции.

Самый пуостой (но не самый надежный) — зажигание «связкой». К примеру, нужно воспламенить три двигателя.

Заберите три кусочка стопина длиной 80 — 100 мм, засуньте в сопла, а другие, свободные, соедините совместно и прикрепите к спирали. Стопин нужно подбирать плотности и одинакового сечения. В противном случае скорость горения будет разной и двигатели в один момент не сработают.

Второй метод — использование электрозапалов по числу двигателей, соединенных параллельно. Спирали подбегите с однообразным сопротивлением. Источник тока обязан обеспечиват в 4—5 раз больший разводный ток, чем для зажигания одного двигателя.

Основное преимущество зажигания двигателей пиротехническим крестом — «пауком» (рис. 4) — надежность. Уникальную конструкцию этого приспособления для старта внес предложение спортсмен-ракетомоделист С. Апарнев.

Корпус «паука» выточен из стали и имеет форму стакана дном вверх. В нижней его части нарезана внутренняя резьба М24×3 на глубину 23 мм; в верхнюю в просверленные отверстия впаиваются огне доводящие бронзовые трубки длиной 140 — 150 мм O 5 мм с толщиной стены 0,4 — 0,5 мм. Количество трубок зависит от числа воспламеняемых двигателей.

Сбоку в корпусе «паука» имеется кронштейн для установки «паука» на направляющий штырь. В противоположной стенке — резьба М6Х1 для запальника.

В его эбонитовом корпусе просверлены два отверстия O1 мм для выводов нихромовой нити накаливания длиной 25—30 мм.

Заглушка корпуса металлическая с наружной резьбой М24Х3. Верхняя (торцевая] поверхность имеет форму конуса. При подготовке к старту «паук» располагают трубками вниз, вывинчивают заглушку, на дне корпуса укладывают шайбу из папиросной бумаги и ввинчивают запальник.

В него засылают тёмный порох (в количестве гильзы от малокалиберной винтовки) заворачивают заглушку, крепят «паук» на направляющем штыре и устанавливают модель на стартовом устройстве.

В случае если подать напряжение на нить накаливания, то порох вспыхнет, тепловой импульс по трубкам передастся двигателям. Горючее воспламенится. модель — и Мгновение устремляется в небо.

При запуске моделей ракет нужно строго выполнять меры безопасности.

Остановимся на некоторых из них.

Рис. 3. Электрозапал

Ключ на старт!

Рис. 4. Пирокрест «паук»:

1 — корпус (сталь), 2 — заглушка (сталь), 3 — корпус запальника (эбонит), 4 — нить накаливания (нихром), 5 — контакты, 6 — огнепроводящие трубки (медь, латунь), 7 — отверстие для направляющего штыря.

Старт моделей осуществляется посредством дистанционного устройства, на расстоянии не менее десяти метров от модели.

Для предотвращения непроизвольного воспламенения двигателей блокировочный ключ пульта управления запуском обязан пребывать у важного за старт. Спортсмен, запускающий модель, обязан всецело осуществлять контроль процесс старта. По «Правилам соревнований по ракетомодельному спорту» модели ракет возможно запускать при скорости ветра не более 35 км/ч и прямой видимости не меньше 500 м.

Пуски моделей совершаются со стартовой площадки, разбитой на территории.

ширина и Длина территории — 25—30 м. Стартовая площадка для запуска моделей на высоту полета возможно и в виде круглой площадки O 35—40 м.

Для подготовки пусковой установки к пуску в стартовую территорию разрешается выходить участнику и одному его ассистенту. Время выхода на старт — 1 мин.

Запуск осуществляется лишь с разрешения главы старта по команде «Ключ на старт». По окончании чего судья старта делает предстартовый пятисекундный отсчет, оканчивающийся командой «Пуск».

Если не произошло воспламенения двигателей (двигателя) модели ракеты и она не сошла с направляющего штыря, то по окончании одной 60 секунд спортсмен с разрешения главы старта может подойти к пусковой установке для проверки совокупности зажигания. Время его нахождения в стартовой территории не более 1 мин.

При вторичном отказе стартового оборудования спортсмен приобретает ноль очков в данном туре соревнований.

В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР


Случайные записи:

Ключ на старт!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Старт в «малый» космос

    Строим модели ракет. Первый полёт человека в космос отечественного соотечественника Юрия Гагарина в первой половине 60-ых годов XX века стал началом…

  • На старте — модели-копии

    Частенько школьники, заметив по телевизору либо в издании старт космического корабля, проявляют живой интерес к тому, как это происходит. Вот бы…

  • На старте — одноступенчатые

    Космос кличет мальчишек. Сейчас чуть не каждый школьник грезит стать астронавтом так же, как в далекие 30-е годы их сверстники мечтали авиацией. И как…

  • На старте — р-12

    На проходившем в 2013 году в подмосковном городе Жуковский Интернациональном космическом салоне (МАКС-2013) с успехом демонстрировали свои работы юные…