«Синица» в небе

07.07.2011 В мире моделей

Потребность в таком самолётике показалась, в то время, когда отечественные юные кордовики уже познали азы управления «фанероидом», и для них настала пора осваивать несложный пилотаж. «Синица» (так была названа уникальная модель) задумана и выстроена в пору зимних школьных каникул. Кружковцы к этому времени уже имели регулировки моторчика и опыт запуска МК-17, исходя из этого самолёт проектировался как раз под данный двигатель.

Конструкцию модели придумывали «на ходу», с применением только распространённых, «подручных» материалов. Во главу идеи проекта положен принцип упрощения изготовления трудоёмкости и максимального снижения постройки каждой подробности (само собой разумеется, не во надёжности модели и вред прочности). Помимо этого, повышенная технологичность никак не должна была оказывать влияние на лётные особенности.

Сходу напомним, что работа над всеми узлами сейчас не требует вмешательства начальника кружка и прощает огрехи, неизбежные при постройке модели руками школьников.

Облёт первой автомобили настойчиво попросил введения минимальных, «косметических» поправок в начальный проект. То, что вы видите на чертежах, — окончательная, уже отработанная, надёжная и прекрасно летающая модификация модели. Кстати, «Синица» выстроена кружковцами в семи экземплярах.

Не обращая внимания на отличающуюся конструкцию крыла (оба варианта его конструкции приведены на чертежах) и разное уровень качества изготовления, все модели летят одинаково надёжно и устойчиво, разрешая мальчишкам освоить начальный пилотаж без неприятностей и с большим наслаждением.

Профиль выбран так, дабы сборку любого крыла возможно было бы проводить на плоском стапеле.

самые удачными и живучими были наборные крылья хорошего типа, и вырезанные из строительного пенопласта.

«Синица» в небе

Наборное крыло.

Конструкция для того чтобы крыла складывается из 10 нервюр, выпиленных из лёгкой фанеры толщиной 3 мм (источником для того чтобы, легко совершенного материала являются обширно распространённые коробки из-под фруктов), и из лонжерона и кромок (рейки мы сначала брали из остатков ветхих комплектов-посылок, а позднее начали пилить на несложном станке). Сборка подогнанных друг к другу подробностей крыла ведётся на клее ПВА.

Так как на данный момент в продаже присутствует множество вариантов этого клея, рекомендуем остановить собственный выбор на более твёрдых и прочных сортах. При жажде взять совсем неистребимую конструкцию возможно применить для сборки и пластифицированную эпоксидную смолу. Сходу отметьте для себя, что эти советы по выбору клея относятся не только к крылу, но и к сборке всей модели.

Центральная часть собранного каркаса крыла заливается сверху и снизу толстым картоном от обувных коробок.

Эта обшивка приклеивается лишь на эпоксидной смоле, которую необходимо наносить на всю внутреннюю поверхность картона. Смола частично впитывается в материал обшивки, и по окончании её отверждения картон не только упрочняется, но и делается совсем устойчив к топливу и воде. Готовое крыло при необходимости вышкуривается и после этого обтягивается на «Моменте» простой лавсановой плёнкой толщиной 25 мкм.

Позже на нижнюю часть центроплана полезно наклеить две-три полосы шлифовальной шкурки зернистостью 200 — 230 единиц. Это уменьшит возможность сдвига крыла при полёте и запуске радиоуправляемой модели. К фюзеляжу крыло крепится тремя — пятью кольцами из модельной резиновой ленты.

Пенопластовое крыло.

Данный вариант кроме этого был очень удобен для применения и изготовления на модели. Профилированные половинки-консоли мы нарезаем термолобзиком из брусков строительного либо упаковочного пенопласта по железным шаблонам. Полученные заготовки нужно вышкурить — для удаления ворсинок, образующихся при плавлении пенопласта.

Пластинчатый лонжерон по высоте соответствует полной толщине профиля. Для его монтажа пенопластовую заготовку разрезают термоструной (в крайнем случае, лезвием бритвы) на две части. Лонжерон лучше вклеить на эпоксидной смоле, поскольку опыт с применением ПВА продемонстрировал, что вода содержащаяся в клее, впитывается в древесину и коробит лонжерон.

Это ведет к крутке и изгибу всего крыла, что недопустимо.

После этого приклеивается сосновая задняя кромка, и концевые нервюры из фанеры толщиной 3 мм. Центроплан сверху и снизу обшивается на ПВА полосой ватмана либо толстой писчей бумагой. Таким же материалом шириной около 60 мм, с перегибом по передней кромке, оклеивается и лобик крыла. Подобно улучшается и задняя кромка.

Лишь тут неспециализированная ширина перегибаемой через кромку полосы обязана равняться 40 мм.

Дождавшись полного подсыхания жидкости из клея, приступают к обтяжке крыла лавсановой плёнкой. Клей «Момент» наносится лишь на бумажные концевые нервюры и усиления кромок. Плёнку «приваривают» по кромкам утюжком, имеющим температуру 100 — 120°. После этого лавсановую обшивку необходимо натянуть. Для этого лучше воспользоваться феном — при работе утюжком через чур громадна опасность плавления пенопласта.

Нелишне напомнить, что обтянутое крыло не должно иметь изгибов и круток.

На одном из пенопластовых крыльев мы попытались применить бумажную обшивку вместо лавсановой. Узкая писчая бумага была положена на всё крыло на ПВА, поверх всех усилительных накладок.

Итог был хорошим — крыло купило прочность и высокую жёсткость. Но необходимость в тщательной лакировке свела на нет все преимущества данной обшивки. Да и ремонт её куда сложнее и требовательнее если сравнивать с плёночной обшивкой.

Фюзеляж.

Заготовка носовой части выпиливается из липовой либо осиновой доски толщиной 9 мм. После этого подробность предварительно обрабатывается и вышкуривается. Верхний торец выравнивается для монтажа хвостовой балки, и в нём выбирается паз для качалки.

Принципиально важно запомнить, что на этом этапе вырез под двигатель делать не нужно! К носовой части на эпоксидной смоле приклеивается хвостовая балка — рейка из качественной сосны сечением 9×9 мм. После этого носовая часть с обеих сторон улучшается накладками из фанеры 1,2 мм. Тут, как в очень нагруженной территории, лучше воспользоваться эпоксидной смолой.

Сейчас пора выпилить мотораму и дообработать контуры взятого фюзеляжа. Для крепления двигателя просверлите по разметке соответствующие отверстия. Примерьте двигатель к мотораме и убедитесь, что неприятностей с его креплением и установкой нет. Потом размечаются и сверлятся отверстия под ось качалки и под штырь крепления резиновых колец.

Из куска берёзовой фанеры толщиной 3 мм выпиливается пластина размерами 150×40 мм. Выполняя симметрию, её приклеивают на верхний торец фюзеляжа (так окажется ложемент крыла). Сейчас возможно вклеить штырь для крепления крыла резиновой лентой.

Следующий этап — грунтовка фюзеляжа нитролаком в три-четыре слоя.

После этого возможно смонтировать узел качалки. Дистанционные шайбы под качалку вырезаются из подходящего листового пластика либо картона. Убедитесь, что качалка ходит легко, без чрезмерных люфтов и закусываний.

Оперение выпиливается из 3 мм лёгкой фанеры из-под фруктовых коробок либо липы (осины) толщиной 2 мм. стабилизатор и Киль стыкуются между собой «в шип» . Петли навески руля высоты — это капроновые либо лавсановые нитки, переплетённые «восьмёркой» через соответствующие отверстия. Хвостовое оперение планирует в единый узел и в таком виде приклеивается на хвостовую часть фюзеляжа.

На руле высоты крепится кабанчик (самые живучим был кабанчик, сделанный из узкого мягкого дюралюминия). Крепится он на руле любым привычным для вас способом. Предварительная отделка оперения всецело подобна фюзеляжу.

Топливный бак.

Заготовка (либо заготовки, если вы привыкли изготавливать бак-«домик» из двух подробностей) вырезается из консервной жести, сгибается по разметке и спаивается с применением хорошего флюса. Бронзовые либо латунные питающая и заправочно-дренажная трубочки имеют наружный диаметр 3 мм. Для крепления бачка к нему припаиваются ушки из жести либо из канцелярской скрепки.

Перед монтажом бак необходимо шепетильно промыть для удаления остатков флюса и проверить его герметичность.

Совокупность управления. Качалка изготавливается из дюралюминия толщиной 2 мм. Поводки выполнены из пружинной проволоки диаметром 1,2 мм. Ось качалки отрезается от прямого металлического стержня диаметром 2,5 мм длиной 20 мм. Тяга, соединяющая качалку с рулём высоты, изготавливается лишь по окончании полной сборки фюзеляжа с оперением — тогда будет известна правильная её протяженность.

Сама тяга возможно выполнена из цельного куска металлической либо алюминиевой спицы либо же составной, из деревянной рейки и кусков проволоки диаметром около 5 мм. Для фиксации наконечников тяги в отверстиях кабанчика и качалки употребляются кусочки кембрика, каковые хорошо насаживаются на выступающие хвостовики. Для ещё более надёжной фиксации возможно на этих хвостовиках нарезать резьбу — тогда кембрик не сползёт с них ни в каком случае.

К законцовке внутренней консоли крыла приклеивается планка из фанеры 3 мм, которая помогает для вывода корд. Имейте в виду, что от подбора расположения вывода корд зависит многое. При условии, что модель будет снабжена прекрасно трудящимся моторчиком МК-17, задний корд обязан пройти перпендикулярно к фюзеляжу.

Другими словами расстояние от передней кромки крыла до заднего отверстия в планке должно равняться расстоянию от лобика крыла до заднего ушка качалки управления в зоне фюзеляжа. Позже несложно разметить отверстие в планке и под передний корд — оно находится перед задним на расстоянии 20 — 25 мм. Данный размер рекомендуем выдержать в приведённых границах. В противном случае при его повышении (при трансформации режима работы) мотора модель начнёт мало рыскать в горизонтальной плоскости.

А это приведёт к весьма неприятному явлению — при таких колебаниях модель начнёт «гулять» по высоте.

Балансировка. На законцовке внешней консоли крыла закрепляется груз массой 15 граммов. Он обеспечит балансировку в продольной плоскости. Для верной продольной балансировки на готовой и всецело собранной модели центр тяжести обязан пребывать в 35 мм от передней кромки крыла.

Для полётов употребляется корд диаметром 0,3 мм длиной 12-13 метров.

В. ВИКТОРЧУК, начальник кружка


Случайные записи:

Синица в руках и журавль в небе


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В небо на «энерджайзерах»

    Электролеты пользуются устойчивой популярностью у авиамоделистов, но она подчас носит какой-то теоретический темперамент. Дело, по всей видимости, в том,…

  • «Бойцовка» в «дипломате»

    Современные модели воздушного боя, как чемпионатного класса, так и «юниорского», во многом схожи по конструкции и по концепции. Они в полной мере…

  • Мотопланер, но — не только

    Предлагаемая вниманию радиомоделистов разработка создана чешскими спортсменами. Не смотря на то, что модель и преподносится авторами как «мотопланер», ее…

  • От схематички — к чемпионской

    Развитие становящегося все более популярным класса авиамоделей-планеров уменьшенных размерений уже традиционно связывается с ростом их сложности и…