Кордовый skymaster

01.06.2010 В мире моделей

Предлагаемая вашему вниманию кордовая пилотажная авиамодель «легкого» класса при низкой сложности изготовления владеет весьма хорошими летными качествами. Как продемонстрировала практика, с аналогичной техникой возможно удачно принимать участие (и побеждать!) в соревнованиях школьников кроме того старшей возрастной группы.

Увлекательна история создания данной модели.

Пара лет назад «пилотажники» устроили необычный конкурс. Его задачей стало создание лучшей модели для начинающего спортсмена, уже купившего некий опыт в пилотаже. Было выстроено множество моделей самолетов — несложных и сложных, громадных и мелких, с плоскими и объемными фюзеляжами.

Совершённые позднее соревнования разрешили распознать победителя. При подведении итогов учитывались не только летные особенности. Дополнительно оценивалась простота изготовления самолета, его живучесть и прочность, возможность применения модели малоопытным спортсменом в условиях соревнований, и минимальная цена материалов. Конструкцию, победившую в этом конкурсе, мы предлагаем на ваш суд.

В первую очередь, о том, какие конкретно правила заложены в конструкцию модели.

Одной из основных задач явилось достижение манёвренности и оптимального соотношения устойчивости. На предлагаемой вашему вниманию «пилотажке» требуемый компромисс обеспечивается сочетанием передней центровки от 13 до 16 процентов САХ (средней аэродинамической хорды) с повышенной эффективностью горизонтального оперения (увеличены плечо и площадь стабилизатора, причем с концевыми шайбами).

Кордовый skymaster

Обозначения на картинках:

1 — перемычка (липа); 2 — брус моторамы (береза 10х10); 3 — перемычка (липа): 4,6, 7 — бобышка (липа): 5 — наполнитель фюзеляжа (мелкошариковый пенопласт); 8 — стрингер (сосна 10×4 … 8×3); 9, 10 — борт (фанера s1,5); 11 — накладки моторамы, задающие выкос двигателя вправо (бук 7x10x60); 12 — обшивка фюзеляжа (бальза s1); 13 — передняя кромка (сосна 5×5); 14 — задняя кромка (сосна 5×5); 15 — полки лонжерона (сосна 5×5); 16 — законцовки (фанера s3): 17 — вывод тросиков управления (пружинные трубки); 18 — нервюра (пенопласт s5 + окантовка из бальзы 1×5); 19 — накладки (липа 3×10); 20 — кромки (сосна 4×4); 21 — кромки (бальза 4×8); 22 — нервюры (бальза 3×4 ); 23 — центральные бобышки (бальза s4); 24 — накладки (бальза 5х1, по всему размаху)

Наряду с этим, не обращая внимания на высокие требования к маневренности, закрылки отсутствуют. Так как эти элементы используют на кордовых пилотажках не столько для увеличения подъемной силы крыла, сколько для создания скоса потока за крылом — чтобы повысить эффективность работы стабилизатора. Для отечественной же модели закрылки не необходимы — у нее стабилизатор и без того достаточно действен.

Навеска лишних подробностей тут лишь усложнила бы конструкцию.

Повышенная эффективность горизонтального оперения разрешила уменьшить угол отклонения руля высоты до ±20° — 25°. Именно поэтому аэродинамическое сопротивление стало заметно меньше.

Еще необходимо подметить, что у нас существуют сомнения в необходимости киля. Он не усиливает натяжение кордовых нитей, а только увеличивает «парусность» фюзеляжа при боковом ветре. Это повышает устойчивость и усиливает управляемость.

Модель оснащена двигателем КМД-2,5. К сожалению, пока не показалось двигателя, талантливого составить ему важную борьбу для применения на моделях аналогичного класса.

Мотор эксплуатируется с пластиковым винтом «термик» 220×125 мм.

Для более замечательного двигателя лучше забрать винт 248×135 мм и обрезать его до диаметра 230 мм.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ

Фюзеляж. Как раз с него рекомендуем затевать изготовление модели. Плоский наборный фюзеляж имеет не совсем классическую конструкцию. Некоторым он может показаться сложным в изготовлении.

Но этот вариант владеет минимальным весом при прочности, сравнимой с фюзеляжем-«доской». Так что имеет суть израсходовать больше времени на реализацию предлагаемой конструкции. Тогда возвращаться с тренировки либо соревнований с «дровами» на руках вам нужно реже.

Для обшивки хвостовой части употребляется бальзовый шпон. Но его в полной мере возможно заменить более узким липовым либо березовым шпоном либо кроме того хорошим ватманом.

Крыло. Профиль симметричный, типа NACA-0012. Постройку крыла начинают с изготовления 14 нервюр из пенопласта марки ПС-4-40. Их вырезают посредством терморезака в пачке, по фанерным шаблонам из заблаговременно нарезанных пластин. В половине комплекта нервюр вырезают маленькие щели для тросиков управления. На кромки и лонжероны подбирают качественные сосновые рейки. По окончании разметки их вклеивают строго перпендикулярно бобышкам фюзеляжа.

Сейчас возможно приклеивать нервюры.

Дальше направляться, возможно, самая трудоемкая операция — окантовка по всему периметру пенопластовых нервюр бальзовыми пластинками. Несложнее всего поступить так. Заблаговременно подготовленные пластины легко размачиваются в горячей воде, а нервюра по периметру намазывается клеем (оптимальнееПВА). Несколько пластин прикрепляют сверху и снизу к задней кромке посредством прищепки.

После этого пластины на всей протяженности приматывают к нервюре нитками. Останется лишь совершенно верно подрезать окантовку спереди и приклеить ее встык к передней кромке.

Такие же пластины приклеивают и к полкам лонжерона между нервюрами. Трудоемкость для того чтобы процесса не столь громадна. Но данный вариант снабжает минимальный вес конструкции при прочности и неплохой жёсткости.

Нервюры возможно сделать более простые, к примеру, из фанеры толщиной 3 мм от фруктовых коробок. Но тогда их придется очень сильно облегчать методом вырезания пары окон в каждой.

Законцовки делаются из такой же фанеры.

Качалка управления закрепляется между лонжеронами посредством оси и липового брусочка, изготовленной из подходящего гвоздя. В качестве обшивки оптимальнееприменять лавсан толщиной 30 -40 мкм. Подойдут и современные обтяжечные пленки, но они тяжелее и придают меньшую жесткость конструкции.

Стабилизатор должен быть максимально легким.

Исходя из этого его оптимальнеесделать наборным с применением бальзы. Кабанчик руля высоты изготавливают из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм и вклеивают его на эпоксидной смоле в руль высоты.

Полезно для присоединения тяги предусмотреть в кабанчике пара отверстий на различной высоте.

В случае если сейчас оборудовать саму тягу наконечником для радиоуправляемых моделей, это разрешит совершенно верно отрегулировать управление моделью под собственную руку. заднюю кромки и Переднюю стабилизатора перед оклейкой направляться мало скруглить. В остальном конструкция стабилизатора понятна из рисунка.

По окончании изготовления стабилизатор обтягивается лавсановой пленкой и вклеивается в фюзеляж на клее «Момент».

Топливный бак — хорошая «непроливашка» — спаивается из луженой жести толщиной 0,3 мм. Не нужно сходу закреплять его в нише фюзеляжа намертво.

По окончании первых полетов регулировкой высоты размещения бака добейтесь устойчивой работы двигателя в прямом и перевернутом полете и только позже заклейте его совсем. Имейте в виду, что на картинках заправки и трубки дренажа продемонстрированы схематично. Кто-то уверен в том, что для этих целей достаточно одной трубки, кто-то оформляет их так, что бак трудится в режиме пилотажной «поилки». Так что тут все зависит от желаний и вкуса изготовителя модели.

Шасси. В случае если модель предназначена для принятие участия в соревнованиях либо будет эксплуатироваться на асфальтовой площадке, нужно снабдить ее шасси. Тут вероятны варианты.

Первый — две дюралюминиевые пластинчатые стойки, закрепляемые на фюзеляже, и дополненные костыльной опорой. Второй вариант — трехстоечное шасси с носовой опорой. Опыт эксплуатации модели продемонстрировал, что трехстоечный вариант, реализованный с применением хорошей металлической проволоки, в целом предпочтительнее. В любом случае шасси лучше сделать съемным. Это разрешит эксплуатировать модель на поле без жёсткого покрытия.

Полеты. Оптимальный вес аппарата образовывает около 600 — 650 г. По окончании окончательной сборки нужно проконтролировать центровку всецело укомплектованной модели. В случае если все было сделано верно, неожиданностей не появится.

Совокупность управления проверяется на отсутствие больших люфтов и на легкость хода рулей. В случае если все в порядке, возможно идти в поле.

Для облета модели выбирайте безветренный сутки. Особенное внимание обращайте на отсутствие крена модели в прямом и перевернутом полете. И в том и другом случае плоскость крыла должна быть параллельна кордам.

Быть может, для ликвидации крена нужно будет устранить крутку консолей крыла и уточнить вес груза в правой консоли.

Пилотирование не воображает громадных неприятностей для новичка. Кроме того при маленьких оборотах двигателя модель не проявляет тенденций к утрата управления и сваливанию в круг и с уверенностью держится в воздухе.

Под управлением умелого пилота при прекрасно отлаженном двигателе самолет ни в чем не ограничивает свободы перемещения по полусфере и разрешает делать все фигуры пилотажного комплекса без аварийных обстановок.

А. КРИВОГУЗ


Случайные записи:

Воздушный бой F-2-D на аэродроме \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Кордовый фигурист

    Эта кордовая пилотажка имеет красивую совокупность управления и владеет хорошей маневренностью, что разрешает ей делать самые сложные фигуры пилотажа. А…

  • Кордовый глиссер

    Сейчас отечественный рассказ — об уникальной скоростной судомодели, созданной в кружке детского клуба «Искатель» Москвы. Спроектированная по самой…

  • На одном колесе

    какое количество точек опоры необходимо аэромобилю! Правила соревнований разрешают минимум три. Раньше по большей части отдавалось предпочтение как раз…

  • Крылатый радио-универсал

    Для тех, кто прошел первую стадию обучения мастерству радиопилотажа на несложных планерах и задумался над проектом первой моторной автомобили, возможно,…